Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа
Цель работы: разработка модели внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание и принципы финансирования образовательных услуг
- рассмотреть особенности финансирования образовательных услуг
- выбрать методику анализа финансирования образовательного учреждения
-провести экспресс-диагностику финансирования образовательного учреждения. На основе расчета финансовых коэффициентов проанализировать тенденции изменения показателей.
- разработать модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения
- исследовать существующую проблему экономической безопасности учреждения
- описать инновационную программу учреждения
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Содержание и принципы финансирования образовательных услуг
1.2 Особенности финансирования образовательных услуг
1.3 Выбор методики анализа финансирования образовательного
учреждения
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1 Анализ структуры финансовых потоков учреждения
2.2 Тенденции финансовых показателей учреждения
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
4. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Список используемой литературы
Глоссарий
Финансирование образования определяется, в первую очередь, конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании»: все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием; бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях. Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования. [4 c. 3]
Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства: учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату; учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией; здания нужно строить; для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов: принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями; количественными параметрами системы образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.
Как известно, учреждение - это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции.
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести: определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства; планирование расходов бюджетов на образование; обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели; обеспечение правильного целевого расходования средств; обеспечение эффективного расходования средств
Задачи четко разделяются на три основные группы: целеполагание и планирование; расходование средств в соответствии с целями и планом; контроль за расходованием средств.
Это позволяет представить
обобщенную схему финансировани
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.
Система образования должна обеспечивать три главных условия:
-преемственность образовательных стандартов и программ различных
уровней общего и профессионального образования;
- возможность временного прекращения и возобновления обучения,
изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
- отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.
В настоящее время
в российском профессиональном образовании
существуют три общепризнанные корневые проблемы.
Отставание содержания профессионального
образования от потребностей страны и
рынка труда, от тенденций мирового экономического
развития, что не только вызывает неудовлетворенность
отечественных работодателей и плодит
безработицу, но – главное – делает систему
образования и соответственно экономику
страны неконкурентоспособной. Резкие
деформации структуры и объема подготовки
кадров, явно не соответствующие реальным
потребностям рынка труда. Учреждения
профессионального образования выпускают
в 1,5 раза больше техников и в 5 с лишним
раз меньше рабочих, чем это нужно народному
хозяйству. На рынке труда остро ощущается
дефицит квалифицированных рабочих, обладающих
навыками работы на современном оборудовании
по современным технологиям.
Вместе с эволюцией общества
и производства система начального и среднего профессионального
образования вошла в новую фазу своего
развития, когда функции её звеньев кардинально
изменились. Между тем существующее начальное
профессиональное образование готовит
более 70% рабочих с третьим разрядом, в
связи с чем лишь половина из них работает
по специальности. Новый работодатель
сегодня в большинстве случаев берет на
рабочие места выпускников техникумов
и колледжей, понимая, что их квалификация
существенно выше.
В этих условиях важной социально-экономической,
социально-педагогической задачей и функцией
среднего профессионального образования
становится подъем его начального звена
на качественно новый уровень.
Таким образом, жизнь исчерпала первоначальное
предназначение названных ступеней профессионального
образования и поставила их перед необходимостью
интеграции, которая открывает перед ними
качественно новые возможности.
Для создания разнообразных форм и структур дополнительного профессионального образования необходимы меры:
организация дополнительного профессионального образования на базе
учреждений профессионального
образования всех видов и уровней, в том числе
для переподготовки высвобождающегося
и незанятого населения, с учетом возможностей
реструктуризации их деятельности, а также
зональной и региональной специфики рынков
труда; оптимизация существующих структур
дополнительного профессионального образования
с целью повышения их эффективности и
организации взаимодействия с внутрифирменной
подготовкой; расширение сферы
Также необходимо расширение
программно-целевых и
Помимо введения нормативного финансирования, направленного в
основном на обеспечение функционирования системы образования и образовательных учреждений, в условиях решения задач инновационного развития образования необходимо предусмотреть расширение программно-целевых и проектных методов финансирования образования. Это позволит образовательным учреждениям получать финансирование не только на текущие нужды, но и на финансирование программ, обеспечивающих инновационное развитие.
Особенно важным становится проектное финансирование, методология которого начинает реализовываться в рамках приоритетного национального проекта «Образование», предусматривающее необходимые меры: активное использование для программно-целевого и проектного финансирования федеральной и региональных целевых программ развития образования, открытых конкурсов для решения целевых задач инновационного развития образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, расширение системы грантов; разработка системы показателей для оценки результатов реализации инновационных программ, эффективности финансовых вложений, степени достижения поставленных целей.
Основной задачей развития
государственно-общественного
На уровне образовательных учреждений: обеспечение участия общественности в управлении образовательными учреждениями путем создания управляющих, попечительских советов с привлечением в них представителей образовательного учреждения , родителей, учредителей, местной общественности; создание системы публичной отчетности о результатах деятельности образовательных учреждений; развитие современных форм ученического и студенческого самоуправления с широким привлечением его к решению вопросов содержания и организации образовательного процесса, жизнедеятельности образовательных учреждений, их социально-бытовых и культурно - досуговых проблем, к реализации задач развития гражданской активности, организации здорового образа жизни учащейся молодежи.
Создание по инициативе Президента Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» имело важное значение, особенно в двух отношениях: как стимулирование образовательных инноваций и как первый в новейшей истории российского образования прецедент «прорыва» барьера межбюджетных отношений и оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального уровня.
Это последнее обстоятельство
может в корне изменить саму философию
существующей экономики образования,
равно как и сложившуюся крайне консервативную систему
межбюджетных отношений в образовательной
сфере.
Для увеличения образовательной и социальной
значимости названного проекта и придания
ему подлинно национального статуса необходимо,
во-первых, расширить зону охватываемых
им актуальных педагогических проблем
и, во-вторых, - и это главное – придать
проекту характер системной стратегии
инновационного развития российского
образования.
В современных условиях финансовое обеспечение системы образования необходимо осуществлять по двум основным направлениям: увеличивать бюджетное финансирование при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств; создавать условия для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования. В свою очередь привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться как через предпринимательскую деятельность самого образовательного учреждения, так и путем взаимодействия с юридическими, физическими лицами, способными выступать спонсорами в пользу образовательного учреждения. Образовательные учреждения заинтересованы в расширении внебюджетных источников, поскольку основной объем получаемых из этих источников средств направляется на выплату заработной платы и улучшения условий труда.
К числу долговременных источников внебюджетного финансирования следует отнести доходы от сдачи в аренду собственных помещений. Бюджетные средства для конкретного образовательного учреждения выделяются на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов.
Смета – основной документ финансового планирования, а также эффективный инструмент анализа финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, незаменимое средство внутреннего финансового контроля в каждом конкретном учреждении.
Традиционный способ финансирования образовательных учреждений предполагает перечисления финансовым органом средств на счета государственного органа управления образованием, который является главным распорядителем кредитов. Государственный орган управления образования самостоятельно принимает решение о том, как эффективнее использовать выделяемые бюджетные средства, по какому принципу их распределять, как контролировать целевое расходование бюджетных средств.
В связи с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета появился иной способ финансирования образовательных учреждений. При финансировании через органы казначейства главный распорядитель кредитов отстраняется от процедуры собственно-финансовых перечислений. Он определяет суммы, подлежащие перечислению, составляет реестры (заявку) на финансирование по каждому образовательному учреждению с указанием идентификационного номера, видов расходов, дат финансирования. Бюджетные средства в этом случае перечисляются финансирующим органом на прямую на банковские счета образовательных учреждений, минуя промежуточное звено – орган государственного управления образования. Тем самым сокращаются сроки прохождения средств от бюджетодателя к бюджетополучателю, а также устанавливается контроль за целенаправленным финансированием «защищенных» расходов.
Многочисленные проблемы, возникающие при регулировании финансовых отношений в области образования, требуют своего скорейшего разрешения. Стабильное, и в полном объеме, финансирование образовательных учреждений есть непременное условие эффективного функционирования всей образовательной системы. Вот почему совершенствование «финансовой составляющей» образовательного законодательства представляет собой важную гарантию реализации конституционного права на образование.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации.