Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа
Цель работы: разработка модели внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание и принципы финансирования образовательных услуг
- рассмотреть особенности финансирования образовательных услуг
- выбрать методику анализа финансирования образовательного учреждения
-провести экспресс-диагностику финансирования образовательного учреждения. На основе расчета финансовых коэффициентов проанализировать тенденции изменения показателей.
- разработать модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения
- исследовать существующую проблему экономической безопасности учреждения
- описать инновационную программу учреждения
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Содержание и принципы финансирования образовательных услуг
1.2 Особенности финансирования образовательных услуг
1.3 Выбор методики анализа финансирования образовательного
учреждения
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1 Анализ структуры финансовых потоков учреждения
2.2 Тенденции финансовых показателей учреждения
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
4. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Список используемой литературы
Глоссарий
Коэффициенты эффективности в целом по МОУ «Центр образования»
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Коэффициент износа К1 |
0,93 |
0,93 |
0,94 |
0,935 |
Коэффициент обновления основных средств К2 |
0,014 |
0,02 |
0,015 |
0,087 |
Коэффициент оборачиваемости поступив.средств К4 |
22,9 |
22,2 |
23,1 |
17,4 |
Коэффициент оборачиваемости основных средств К5 |
2,01 |
2,05 |
2,14 |
1,37 |
Коэффициент оборачиваемости оборот.средств К6 |
91,1 |
75,7 |
75,9 |
103,6 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности К7 |
707,4 |
2084,9 |
52,3 |
48,1 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности К8 |
862,9 |
2878,5 |
- |
- |
Коэффициент выбытия К3 |
0,02 |
- |
- |
0,08 |
Таблица 2.4
Коэффициенты показателей финансовой деятельности за счет внебюджетных источников МОУ «Центр образования»
Показатели |
2004 |
2005 |
2005 |
2007 |
Коэффициент износа |
0,68 |
0,67 |
0,71 |
0,77 |
Коэффициент обновления основных средств |
0,04 |
0,07 |
0,006 |
0,01 |
Коэффициент оборачиваемости и структуры поступивших средств |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,003 |
Коэффициент оборачиваемости основных средств |
0,77 |
0,75 |
1,27 |
0,07 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,98 |
4,49 |
8,1 |
0,7 |
Далее проведем горизонтальный и вертикальный анализ деятельности образовательного учреждения
Таблица 2.5.
Горизонтальный анализ актива и пассива баланса МОУ «Центр образования»
Статьи актива баланса |
2005 |
Уд.вес |
2006 |
Уд.вес |
2007 |
Уд.вес |
Основные средства |
118849 |
100 |
119126 |
100,2 |
171707 |
144,1 |
Оборотные средства |
49413 |
100 |
52146 |
105,5 |
35259 |
71,3 |
Производственные запасы |
49413 |
100 |
52146 |
105,5 |
35259 |
71,3 |
Расчеты с дебиторами |
||||||
Денежные средства |
79 |
100 |
- |
-- |
- |
- |
Валюта баланса |
168262 |
171272 |
101,8 |
206966 |
123,0 | |
Статьи пассива баланса |
||||||
Расчеты по платежам в бюджет |
-3488 |
100 |
-3488 |
- |
-3590 |
102,9 |
Кредиторская задолженность |
2596 |
100 |
-147565 |
- |
- | |
Финансовый результат учреждения |
165666 |
100 |
322420 |
194,6 |
210556 |
127,1 |
Согласно горизонтальному анализу балансов, валюта баланса ежегодно увеличивается и составляет на конец года 206966 рублей. При этом внеоборотные активы увеличились в 2007 году, а оборотные активы уменьшились на 32,4 %.Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру баланса, так и динамику отдельных ее показателей. Преимущество вертикального анализа по сравнению с горизонтальным является использование в нем относительных показателей.
Таблица 2.6
Вертикальный анализ баланса МОУ «Центр образования» за 2005-2007 г
Статьи баланса |
2005 |
Уд.вес |
2006 |
Уд.вес |
2007 |
Уд.вес |
Основные средства |
118849 |
70,6 |
119126 |
69,6 |
171707 |
83,0 |
Оборотные средства |
49334 |
29,35 |
52146 |
30,4 |
35259 |
17,0 |
Сырье и материалы |
49334 |
29,35 |
52146 |
30,4 |
35259 |
17,0 |
Денежные средства |
79 |
0,05 |
- |
- |
- |
- |
Расчетный счет |
79 |
0,05 |
- |
- |
- |
- |
Валюта баланса |
168262 |
100 |
171272 |
100 |
206966 |
100 |
Кредиторская задолженность |
2596 |
2,6 |
-151148 |
- |
-3590 |
- |
Финансовый результат |
165666 |
98,4 |
322420 |
- |
210555 |
- |
Вертикальный анализ баланса дает представление о динамике средств в относительных показателях. Как видно из таблицы 2.6 снижение доли оборотных активов – фактор отрицательный. Можно отметить как положительный момент достаточно высокую долю капитала в валюте баланса. Их удельный вес увеличился с 70,6% до 83%. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода в целом по образовательному учреждению наблюдается увеличение финансирования, что положительно характеризует работу МОУ «Центр образования». Наблюдается рост внеоборотных активов, что необходимо для развития материально-технической базы.
На основе проведенных расчетов выявим тенденции изменения финансовых показателей учреждения.
Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:
- оплата труда
- трансферты
- оплата коммунальных услуг
- остальные виды расходов
Бюджетные средства для образовательного учреждения выделяются на основе сметы расходов. Рассмотрим динамику объема финансирования МОУ «Центр образования» за счет поступлений из бюджета за период 2005-2007 годы по статьям затрат.
Динамику показателей финансовой деятельности МОУ «Центр образования» представим в таблице 2.7
Таблица 2.7
Динамика объема бюджетного финансирования МОУ «Центр образования» за 2005-2007 годы
Статьи затрат |
2005 |
2006 |
Отклонения |
2007 |
Отклонения |
Заработная плата |
1738598 |
1675073 |
-63525 |
1255752 |
-419321 |
Трансферты населения |
25167 |
20669 |
-4498 |
11587 |
-9085 |
Начисл.на зар.плату |
461996 |
419886 |
-42110 |
314480 |
-105406 |
Услуги связьинформ |
7624 |
5032 |
-2592 |
7942 |
2910 |
Транспортные услуги |
424 |
539 |
115 |
- |
- |
Коммунальные услуги |
153215 |
184256 |
31041 |
188218 |
3962 |
Услуги по содержанию |
15659 |
23574 |
7915 |
2139 |
-21435 |
Прочие услуги |
23311 |
41701 |
18390 |
56254 |
11553 |
Прочие расходы |
3121 |
- |
- |
68 |
- |
Увеличение ст-ти основ. |
30691 |
5643 |
-25048 |
6300 |
657 |
Увеличение ст-ти матер. |
61939 |
100585 |
38646 |
83800 |
-16785 |
Вознаграждение за кл. руководство |
82561 |
- |
79002 |
-3559 | |
Занятость подростков |
21631 |
- |
20698 |
-933 | |
Занятость подростков |
1033865 |
11283385 |
10249520 |
845139 |
-10438246 |
Занятость подростков |
26215 |
- |
745235 |
743020 | |
Национальные программы |
- |
24040 |
- | ||
Итого |
3604151 |
3735753 |
131602 |
3640658 |
-95095 |
Динамика объемов финансирования за счет поступлений из бюджета показывает, что в 2006 году бюджетных средств выделено больше на 131602 рубля, а в 2007 году на 95095 рублей произошло снижение. Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивают покрытия значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий.
Средств на развитие образовательного учреждения, укрепление учебно-материальной базы в бюджете практически не предусмотрено. Выделяемое финансирование не позволяет обеспечить образовательный процесс на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов по предоставлению государственных гарантий педагогическим работникам и обучающимся. В современных условиях финансовое обеспечение образовательных учреждений необходимо осуществлять по двум основным направлениям: увеличивать бюджетное финансирование при условии повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств, создавать условия для привлечения дополнительных внебюджетных источников.
Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться как через предпринимательскую деятельность самого образовательного учреждения, так и путем взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными выступать спонсорами в пользу образовательного учреждения.
В нашем случае доходы от предпринимательской деятельности МОУ «Центр образования» получает от поступлений от платной деятельности, в частности, осуществляет обучение по нескольким профилям трудового обучения: парикмахерское дело, швейное дело и моделирование, камнеобработка, деревообработка, художественная роспись. Доходы от предпринимательской деятельности реинвестируются в данное образовательное учреждение и направляются на непосредственные нужды образовательного процесса.
Динамика доходов от предпринимательской
деятельности МОУ «Центр образования»
за период 2005-2007 годы представлена в таблице
2.8
Таблица 2.8
Динамика поступлений средств от предпринимательской деятельности МОУ «Центр образования».
Наименование показателя |
2005 |
2006 |
Отклонения (+,-) |
2007 |
Отклонения (+,-) |
Платные услуги |
34642 |
9555 |
-25077 |
6112 |
-3443 |
Спонсорские поступления |
97500 |
210215 |
+112715 |
6800 |
-203415 |
Итого |
132132 |
219770 |
+87638 |
12912 |
-206858 |