Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое состояние Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Фискальная политика представляет собой воздействие государства  на экономику посредством формирования величины и структуры государственных  расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.

 

Государственные расходы  представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях  выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны  последних каких-либо товаров или  услуг. В целях упрощения в  дальнейшем при анализе фискальной политики мы будем подразумевать  под государственными расходами  как собственно госрасходы, так и  трансферты, если специально не оговорено  иное.

 

По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и  трансферты – его расходы. Поэтому  фискальную политику можно интерпретировать также и как налогово-бюджетную  политику.

 

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству  необходимо двигаться в таком  направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные  условия для развития бизнеса, но, в то же время, не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно  нуждается.

 

К наиболее существенным недостаткам  формирования национальной налоговой  системы следует отнести: отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и  соответствующей национальной модели экономики; высокий уровень фискального  изъятия за счет применения налоговых  и параналоговых инструментов; нестабильность налогового законодательства, что ведет  как к произволу в системе  налогового администрирования и  отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к  уклонению представителей бизнеса  от налогообложения.

 

Цель курсовой работы –  рассмотреть влияние бюджетно-налоговой  политики на макроэкономическое состояние  Республики Беларусь, а также разработать  рекомендации по совершенствованию  бюджетно-налоговой системы страны.

 

Объект курсовой работы: политические факторы влияния на макроэкономику. Предмет исследования: особенности  бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

 

В соответствии с целью  определены задачи исследования:

 

-  рассмотреть понятие,  виды и инструменты фискальной  политики;

 

-  раскрыть влияние  изменения денежно-кредитной и  налогово-бюджетной политики на  взаимодействие товарного и денежного  рынков в макроэкономике;

 

-  рассмотреть бюджетную  политику Республики Беларусь;

 

-  рассмотреть налоговую  политику Республики Беларусь;

 

-  раскрыть влияние  бюджетно-налоговой политики на  макроэкономику страны;

 

-  разработать направления  по совершенствованию бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь.       

 

В процессе написания курсовой работы были использованы учебные пособия  по макроэкономике, статьи из периодических  и справочных изданий по бюджетной  и налоговой политике Республики Беларусь, а также официальный  сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

 

1.  Теоретические аспекты  влияния политики (фискальной) на  макроэкономическое развитие

 

1.1 Понятие, виды и инструменты  фискальной политики

 

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана  с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов [11, c. 132].

 

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных  мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения  социально-экономических проблем  страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых  государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств  по назначению.

 

Одна из важнейших задач  фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных  денежных фондов, средств, позволяющих  реализовать цели экономической  политики. Посредством проведения финансово-бюджетной  политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию  производственно-экономического и  научно-технического потенциала. Инструменты  фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений [11, c. 133].

 

Доля государственного сектора  в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение  года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки  осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния  на объем и структуру совокупного  спроса, если только оно не связало  себя по рукам и ногам заранее  обусловленными жесткими ограничениями.

 

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий  и домашних хозяйств, сдерживая или  стимулируя его с помощью налогов  и таких трансфертных платежей, как  пенсии, стипендии, пособия.

 

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада  производства необходимо увеличивать  государственные расходы, снижать  налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде  она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она  смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

 

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается  в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании  тех и других мер. В краткосрочном  периоде сдерживающая политика позволяет  сократить совокупный спрос и  тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она  может привести к спаду производства и росту безработицы.

 

В макроэкономической финансово-бюджетной  политике принято разделять две  генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической  ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого  подъема деловой активности, бурного  экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в  допустимых пределах. В более опасные  периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная  фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической  деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада  к подъему [13, c. 103].

 

Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает  третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

 

Политика стабилизации —  это действия правительства по регулированию  финансовых потоков, денежного обращения  с целью приблизить объем валового национального продукта страны к  его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью  удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень  занятости. Политика стабилизации —  наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая  более или менее устойчивому  состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить  переход в неустойчивое кризисное  состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным [13, c. 104].

 

Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в  экономике правила, нормы, позволяющие  автоматически, без вмешательства  правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить  хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные  акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.

 

Встроенные в экономическую  систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания  в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев  они просто не способны гасить возникающие  колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в  законодательные акты и другие нормативные  документы правила и нормы, гарантирующие  от выхода экономики из стабильного  состояния, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая  реакция правительственных органов  на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики,

 

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных  финансовых мер правительства, принимаемых  в дополнение или хозяйственной  жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется  с управлением самолета, берет  штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания  стабильной ситуации в хозяйстве  страны, прибегают к дискреционной  политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией [13, c. 105].

 

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления  дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы  материальной помощи, изменение налоговых  ставок и другие аналогичные инструменты  воздействия. Привлечение безработных  к выполнению общественных работ  с оплатой за государственный  счет служит оперативным средством  борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими  стабилизаторами, как предусмотренные  законом пособия, правительство  прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное  резкое снижение доходов предприятий  и граждан, временно уменьшают налоговые  ставки, вводят частичные льготы.

 

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической  напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы  превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.

 

Бюджетная политика государства  как часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь  место выпуск избыточной продукции  и превышение доходов бюджета  над его расходами.

 

В условиях высокой экономической  конъюнктуры потенциальный избыток  бюджета (превышение государственных  доходов над расходами) может  быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных  фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды  спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать  совокупный спрос даже ценой бюджетных  дефицитов, чтобы преодолеть спад и  стабилизировать затем экономические  процессы.

 

Чаще всего задачей  государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных  дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета  и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что  в большинстве случаев бюджетная  политика может быть ориентирована  на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о  крупнейших промахах в бюджетной  политике и острой необходимости  стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту  внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему  государства, приводит к инфляции.

Информация о работе Фискальная политика