Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое состояние Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

 

Стремление государства  погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления  бюджетного дефицита порождает будущий  долг, ведь бумаги придется погашать и  платить по ним проценты. Поэтому  для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная  политика должна теснейшим образом  сопрягаться с политикой доходов  и расходов государства [18, c. 117].

 

Политика государственных  расходов призвана прежде всего удовлетворять  спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности  в расходах на неотложные государственные  нужды-, отражаемые в расходных статьях  бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности  растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности  и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных  расходов служат доходы бюджета.

 

Политика государственных  доходов исходит из имеющихся  и потенциальных источников поступления  денежных средств в государственный  бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику  и в конечном счете привести к  истощению каналов получения  доходов. Так как государственный  бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

 

Налоговая политика - часть  фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов  налогов, объектов налогообложения, налоговых  ставок, условий взимания налогов, налоговых  льгот. Все эти параметры государство  регулирует таким образом, чтобы  поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным  противоречием налоговой и всей фискальной политики [18, c. 117].

 

Налоговая политика государства  связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с  проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств  в развитие экономики.

 

Под налоговой системой государства  понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его  территории и взимаемых с целью  создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [18, c. 118].

 

Налоговая система государства  должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

1.2 Влияние изменения денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политики  на взаимодействие товарного  и денежного рынков

 

Проблему регулирования  платежного баланса нельзя рассматривать  в отрыве от макроэкономических внутренних проблем. В открытой экономике важной проблемой является достижение внутреннего  и внешнего равновесия. Внутреннее равновесие означает достижение баланса  между спросом и предложением на всех товарных рынках при обеспечении  полной занятости и отсутствии инфляции. Внешнее равновесие связано с  поддержанием нулевого сальдо платежного баланса в определенном режиме валютного  курса.

 

Важной проблемой является достижения равновесия одновременно на рынке товаров, денег и по внешнеэкономическим  операциям. В условиях гибкого валютного  курса равновесие платежного баланса, отражающего внешнеэкономические  операции, достигается автоматически. В условиях фиксированного или плавающего курса равновесие является результатом  государственного регулирования экономики.

 

Равновесие означает, что  сальдо по текущим операциям равно  сальдо счету движения капитала:

 

(X-M) + (AX-AM) = 0,

 

где Х – экспорт товаров, М- импорт товаров, АХ – экспорт капитала, АМ – импорт капитала

 

Преобразовав данное равенство, получим:

 

 

М – Х = АХ – АМ.

 

При прочих равных условиях, экспорт товаров определяется валютным курсом, импорт товаров – валютным курсом и величиной валового дохода, экспорт и импорт капитала – ставкой  процента. Это позволяет нам представить  функциональную зависимость равновесия внешнеэкономических сделок:

 

M(E,Y) – X(E) = AX(r) - AM(r)

 

При условии, что валютный курс не изменяется мы можем вывести  кривую платежного баланса, отражающую равновесие по внешнеэкономическим  операциям и отражающую такие  сочетания ставки процента и объема производства, при которых обеспечивается сальдо платежного баланса. (Рис. 1.1) [7, c. 106].

 

 

 

Рисунок 1.1 Кривая равновесия платежного баланса

 

Если учитывать изменение  курса национальной валюты, то можно  отметить, что повышение курса  вызывает сдвиг кривой платежного баланса  вверх, а падение курса – вниз.

 

Ситуация одновременного формирования равновесия на трех рынках отражается на графике точкой пересечения  трех кривых (рис. 1.2 )

 

 

 

Рисунок 1.2 Равновесие на рынке  товаров, денег и по внешнеэкономическим  операциям

 

Если кривая платежного баланса  находится выше точки пересечения  кривых IS и LM, то это означает равновесие в национальной экономике на рынке  товаров и денег, но по внешнеэкономическим  операциям существует дефицит платежного баланса (рис. 1.3).

 

 

 

Рисунок 1.3 Формирование равновесия на внутреннем и внешнем рынках

 

 

Если страна проповедует  политику гибкого валютного курса, то в этом случае курс национальной валюты падает и кривая платежного баланса (ВР) смещается вниз. Падение  курса национальной валюты одновременно вызывает изменение условий внешней  торговли, стимулируя экспорт товаров  и услуг и сокращая импорт. Данное изменение стимулирует рост национальной экономики, что отражается в сдвиге кривой инвестиции-сбережения (IS) вверх. Рост объема производства означает рост доходов субъектов и повышение  совокупного спроса, для чего требуются  дополнительные деньги, то есть растет спрос на деньги, провоцируя повышения  ставки процента. Эти изменения будут  происходить до тех пор, пока не сформируется равновесие на всех трех рынках при  большем объеме производства и более  высокой ставке процента (точка Е) [7, c. 107].

 

Если правительство проводит политику фиксированного или плавающего курса, то для достижения равновесия на всех трех рынках, оно должно снизить  курс национальной валюты, в результате чего будут происходить аналогичные  процессы.

 

Если кривая платежного баланса  лежит ниже точки пересечения  кривых IS и LM, то национальная экономика  имеет положительное сальдо по внешнеэкономическим  операциям. В данном случае рост спроса на национальную валюту приведет к  повышению курса национальной валюты. Это скажется на сальдо по текущим  операциям и сальдо по счету движения капитала и отразится в движении кривой платежного баланса вверх. Повышение  валютного курса ухудшает условия  поставок товаров на внешние рынки  и увеличивает спрос на импорт, так как он становится дешевле. В  результате этого в национальной экономике начинается сокращение объема производства. Падение доходов и спроса на товары вызывает падение спроса на деньги. Как следствие, на рынке денег понижается ставка процента и перераспределяется денежная масса на деньги, направляемые для сделок, и направляемые для спекуляций. Данные процессы приведут к формированию равновесия на всех трех рынках при меньшем объеме производства и более низкой ставке процента.

 

На платежный баланс оказывает  воздействие кредитно-денежная и  фискальная политика. Фискальная политика в форме роста государственных  расходов и снижения налогов влияет по двум направлениям: через воздействие  на уровень дохода в стране и на ставку процента. Итоговое воздействие  во многом зависит от степени мобильности  капитала: при высокой мобильности  она может привести к положительному сальдо платежного баланса. Однако в  долгосрочном периоде кредиты из-за рубежа потребуют выплаты процентов  и погашения, что вызовет отток  капитала из страны. Кредитно-денежная политика в форме политики «дешевых денег» ухудшает платежный баланс, так как приводит к оттоку капитала из страны и стимулирует импорт товаров.

 

Экономическая политика, направленная только на достижение внутреннего равновесия, лишь случайно одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная  ситуация возникает и при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса  ставится как отдельная и с  трудом поддающаяся решению.

 

Одновременное достижение экономикой внутреннего равновесия и внешнего равновесия может быть описано с  помощью модели Р. Манделла. В качестве независимых инструментов экономической  политики используются уровень государственных  расходов (G), как инструмент фискальной политики, и уровень ставки процента (r), как инструмент кредитно-денежной политики. Предположим, что экономика  первоначально находится в точке  равновесия (точка А на рис. 1.4) [7, c. 108].

 

На графике представлено четыре области макроэкономического  неравновесия. Область I характеризуется  неполной занятостью и дефицитом  платежного баланса, область II – инфляционным спросом и дефицитом платежного баланса, область III – инфляционным спросом и положительным сальдо платежного баланса, область IV – неполной занятостью и положительным сальдо платежного баланса.

 

Находясь в области II (точка  В), экономика переживает инфляцию и  дефицит платежного баланса. Восстановление равновесия требует проведения сдерживающей фискальной политики и политики дорогих  денег в рамках кредитно-денежной политики. Одновременно достигнуть внутреннего  и внешнего равновесия в экономике  можно только в том случае, если регулирующие органы (Министерство финансов и Центральный банк) действуют  независимо.

 

 

 

Рисунок 1.4 Достижение баланса  в рамках модели Манделла

 

Р.Манделл обнаружил, что  фискальная и кредитно-денежная политика оказывают различное относительное  воздействие и доказал, что при  фиксированном обменном курсе кредитно-денежная политика имеет сравнительные преимущества в регулировании платежного баланса, а фискальная в регулировании  внутреннего равновесия. Международное  движение капитала в ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового значения позволяет странам достигать  общего равновесия, не меняя обменного  курса. Чем выше мобильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для выравнивания платежного баланса.

 

Предположим, что государство  проводит стимулирующую фискальную политику в экономике с низкой мобильностью капитала (Рис. 1.5).

 

 

 

Рисунок 1.5 Бюджетно-налоговая  политика в экономике с низкой мобильностью капитала при фиксированном  валютном курсе

 

Рост государственных  расходов вызывает сдвиг кривой IS вверх. Размер сдвига зависит от размера  государственных расходов и эффекта  действия мультипликатора. В результате этого объем производства увеличивается  до уровня Y2 и одновременно растет ставка процента до уровня r2 в силу роста  спроса на деньги для оплаты сделок. Точка внутреннего равновесия перемещается из А в точку В [7, c. 109].

 

При отсутствии международной  мобильности капитала рост государственных  расходов оказывает воздействие  на внешний баланс только через рост импорта, но более высокие ставки процента привлекают в страну иностранный  капитал, что ведет к росту  активного сальдо счета движения капитала. Но в силу низкой мобильности  капитала приток будет незначительным и возникнет дефицит платежного баланса (точка В, характеризующая  внутреннее равновесие, находится ниже кривой ВР).

 

При дефиците платежного баланса  возникает угроза падения курса  национальной валюты, а так как  правительство проводит политику фиксированного курса, то должно принимать меры по предупреждению падения курса. Это означает, что Национальный банк будет проводить валютные интервенции на валютном рынке, вызывая сокращение денежной массы в стране. В результате этих действий ставка процента вырастет на рынке денег (сдвиг кривой LM влево). Рост ставки процента будет сокращать инвестиции, вызывая сокращение объема производства. По мере сокращения расходов сокращается импорт и дефицит платежного баланса. Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока не сформируется равновесие на внутреннем и внешнем рынках (точка С) [7, c. 109].

 

Предположим, что правительство  проводит политику дорогих денег  при фиксированном валютном курсе  и низкой мобильности капитала (Рис. 1.6).

 

 

 

Рисунок 1.6 Кредитно-денежная политика при фиксированном валютном курсе

 

Центральный банк страны продает  ценные бумаги хозяйствующим субъектам, тем самым сокращая количество денег  в стране. Кривая LM будет сдвигаться вверх. В результате этого ставка процента растет, что вызывает сокращение объема инвестиций и объема производства. Рост ставки процента вызывает приток иностранного капитала и сокращение импорта. В результате этих процессов  растет положительное сальдо платежного баланса (кривая ВР находится ниже точки  В, характеризующей внутреннее равновесие). Данные процессы вызывают тенденцию  к росту курса национальной валюты. Но так как в стране политика фиксированного валютного курса, то Центральный  банк должен проводить валютные интервенции  по покупке иностранной валюты, увеличивая тем самым количество денег в  стране. Это приведет к снижению ставки процента, росту объема инвестиций, объема производства и через некоторое  время экономика окажется в исходном состоянии. Таким образом, кредитно-денежная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной, так как попытки воздействовать на денежную массу в стране для  решения внутренних проблем наталкиваются  на необходимость проведения противоположных  действий для поддержки валютного  курса. Выходом из этой ситуации является политика стерилизации или изменение  курса национальной валюты (девальвация  или ревальвация) [7, c. 110].

Информация о работе Фискальная политика