Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое состояние Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

·  Налоги на собственность 3,6 3,8

·  Налоги на товары и услуги 43,9 46,6

в т.ч. - НДС 26,7 32,4

- акцизы 7,9 9,2

·  Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 15,6 11,3

 

2. Неналоговые доходы 

10,8 

8,5

 

3. Безвозмездные поступления   

0,2 

0,2

 

Итого доходов  100,0 100,0

 

 

Задолженность по платежам в  бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению  с началом года на 29,6%, по сравнению  с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение  недоимки к скользящим годовым доходам  консолидированного бюджета сократилось  с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.

 

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении  увеличились на 0,9%.

 

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная  политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы  на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная  экономика» сократилось на 22,2% [23].

 

Рост расходов по разделу  «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За девять месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем  за тот же период 2009 года. Удельный вес  расходов в целом по разделу «Социальная  политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению  с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта, рис. 2.2.

 

 

 

Рисунок 2.2 - Структура расходов консолидированного бюджета

 

 

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации  преобладали текущие расходы  – 74% в общих расходах, в том  числе расходы на заработную плату  рабочих и служащих в бюджетном  секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

 

Удельный вес средств  консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в  январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось  жилищное строительство. Ввод жилья  за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению  с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей  площади введенного в эксплуатацию жилья.

 

В январе-сентябре 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит  составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).

 

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% - расходов местных  бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.

 

Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем  в январе-сентябре 2009 года.

 

Более трети (37,3%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов  республиканского бюджета. Поступления  акцизов возросли на 19%. Удельный вес  этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9% [23].

 

В январе-сентябре 2010 года финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы  по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу  «Национальная экономика» сократилось  на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем  прошлого года.

 

В январе-сентябре 2010 года расходы  республиканского бюджета превысили  доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.

 

В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения  благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение  безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

2.2 Налоговая политика 

 

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

 

-  налоговый Кодекс  государства и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения; 

 

-  декреты, Указы и  распоряжения Президента Республики  Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

 

-  постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового Кодекса, налоговых  законов и актов Президента  Республики Беларусь;

 

-  нормативные правовые  акты республиканских органов  государственного управления, органов  местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения  и издаваемые в случаях и  пределах, предусмотренных Налоговым  Кодексом, а также принятыми в  соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения,  актами Президента Республики  Беларусь и Постановлениями Правительства  Республики Беларусь [15, с. 42].

 

Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе  все направления налоговых отношений  в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый  Кодекс упорядочивает все законодательные  акты, действующие в налоговой  сфере. Он устанавливает систему  налогов, сборов, пошлин, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления  налогового контроля, обжалования решений  налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым  законодательством.

 

С 1 января 2010 г. Особенная  часть Налогового кодекса вступила в силу. Таким образом, налоговая  система Беларуси включает 30 стандартных  платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог  на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.

 

Особенная часть Налогового кодекса Беларуси определяет порядок  применения каждого из республиканских  и местных налогов, сборов, а также  особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается  состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

 

Принятие Особенной части  Налогового кодекса способствует либерализации  условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы  в Беларуси. Упрощение налоговой  системы и снижение налоговой  нагрузки являются основными направлениями  налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение  последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

 

Общее управление налогами в  Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти - парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный  орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все  законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при  наличии заключения правительства.

 

Оперативное управление процессом  налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в  пределах своей компетенции в  соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также  в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью  органов оперативного управления государство  руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

 

На территории Республики Беларусь установлены и действуют  две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая  структура налогов позволяет  говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой  системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

 

В 2010 году величина налоговой  нагрузки на экономику (без учета  взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом  сократилась на 2,6 процентного пункта.

 

бюджетный налоговый политика макроэкономический беларусь

 

Таблица 2.3 Величина и структура  налоговой нагрузки на экономику  Республики Беларусь за 2009-2010 гг. [24]

 

 

Показатели 

2009 г. 

2010 г. 

Отклонение, п.п., (+/-)

в % к ВВП

 

Налоговая нагрузка

 

в том числе: 

30,1 

27,5 

-2,6

косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2

прямые налоги 8,0 8,2 +0,2

смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5

прочие налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1

 

 

Снижение уровня налоговой  нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением  ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением  отдельных субъектов из состава  плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых  доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).

 

Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а  также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим  налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.

 

В результате удельный вес  в ВВП косвенных налогов и  сборов по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных  – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного  пункта.

 

Одновременно доля прямых налогов и сборов в ВВП выросла  на 0,2 процентного пункта, что связано  с улучшением в 2010 году финансового  состояния плательщиков.

 

Несмотря на рост поступления  косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась  и составила 13,6 процента.

 

В общей сумме косвенных  налогов и сборов более 73 процентов  приходится на налог на добавленную  стоимость. Структура косвенных  налогов и сборов приведена на рисунке 2.2.

 

Темп роста поступлений  НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а  также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.

 

Почти 20 процентов общего объема косвенных налогов формируют  акцизы. Их поступления выросли на 8,5 процента, а удельный вес в ВВП  сохранился на уровне 2009 года – 2,7 процента. Основной причиной увеличения поступлений  акцизов явилось повышение в  среднем на 10 процентов ставок акцизов  на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22 процента, бензина  – на 6,9 процента, алкогольных напитков – на 5,9 процента.

 

Налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 34,2 процента больше, чем в 2009 году, что связано с расширением  сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих  упрощенную систему налогообложения, возросло почти на треть. В результате удельный вес этого налога в ВВП  увеличился с 0,3 до 0,4 процента.

 

Положительная динамика сложилась  также по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь –  темп роста составил 122,2 процента, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1 до 0,2 процента. Одним из факторов роста  этих платежей явилось увеличение в 2010 году количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. К примеру, количество выдаваемых Министерством  транспорта и коммуникаций разрешений на проезд автомобильных транспортных средств отдельных иностранных  государств по дорогам общего пользования  Республики Беларусь для Украины  выросло в 3,9 раза, Черногории – в 1,6 раза, Болгарии и Словении – в 1,5 раза соответственно, Эстонии и  Латвии – более чем на 27 процентов, Литвы – на 13 процентов.

Информация о работе Фискальная политика