Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое состояние Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
· Налоги на собственность 3,6 3,8
· Налоги на товары и услуги 43,9 46,6
в т.ч. - НДС 26,7 32,4
- акцизы 7,9 9,2
· Налоговые доходы от
внешнеэкономической
2. Неналоговые доходы
10,8
8,5
3. Безвозмездные поступления
0,2
0,2
Итого доходов 100,0 100,0
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Рост расходов по разделу
«Социальная политика» в
Рисунок 2.2 - Структура расходов консолидированного бюджета
В расходах консолидированного
бюджета за январь-сентябрь 2010 года
в разрезе экономической
Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).
Расходы консолидированного
бюджета в январе-сентябре текущего
года сложились на 46,3% из расходов республиканского
бюджета и 53,7% - расходов местных
бюджетов. Удельный вес доходов республиканского
бюджета в доходах
Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Более трети (37,3%) всех поступлений
в республиканский бюджет обеспечено
за счет поступлений налога на добавленную
стоимость. По сравнению с январем-сентябрем
2009 года его объем увеличился на
24,2% в реальном выражении. Налог на
прибыль в январе-сентябре 2010 года
увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов
республиканского бюджета. Поступления
акцизов возросли на 19%. Удельный вес
этого источника доходов
В январе-сентябре 2010 года финансирование
расходов из республиканского бюджета
почти по всем разделам функциональной
классификации осуществлялось выше
уровня января-сентября 2009 года. Наиболее
значительно увеличились
В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.
В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
2.2 Налоговая политика
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
- налоговый Кодекс
государства и принятые в
- декреты, Указы и
распоряжения Президента
- постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие
вопросы налогообложения и
- нормативные правовые
акты республиканских органов
государственного управления, органов
местного управления и
Налоговый Кодекс - это основной
документ, регламентирующий в комплексе
все направления налоговых
С 1 января 2010 г. Особенная
часть Налогового кодекса вступила
в силу. Таким образом, налоговая
система Беларуси включает 30 стандартных
платежей. При этом обычный налогоплательщик
уплачивает только пять из них: НДС, налог
на прибыль, налог на недвижимость,
земельный и экологический
Особенная часть Налогового кодекса Беларуси определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.
Принятие Особенной части
Налогового кодекса способствует либерализации
условий хозяйственной
Общее управление налогами в
Республике Беларусь возложено на высшие
органы государственной власти - парламент,
аппарат Президента, правительство.
Они определяют основные принципы налогообложения,
разрабатывают налоговую
Оперативное управление процессом
налогообложения в Республике Беларусь
возложено на Министерство финансов
и его органы на местах, Министерство
по налогам и сборам и его территориальные
инспекции, Комитет государственного
контроля, Государственный таможенный
комитет, которые действуют в
пределах своей компетенции в
соответствии с действующим
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.
бюджетный налоговый политика макроэкономический беларусь
Таблица 2.3 Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2009-2010 гг. [24]
Показатели
2009 г.
2010 г.
Отклонение, п.п., (+/-)
в % к ВВП
Налоговая нагрузка
в том числе:
30,1
27,5
-2,6
косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2
прямые налоги 8,0 8,2 +0,2
смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).
Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.
В результате удельный вес в ВВП косвенных налогов и сборов по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного пункта.
Одновременно доля прямых налогов и сборов в ВВП выросла на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.
Несмотря на рост поступления косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась и составила 13,6 процента.
В общей сумме косвенных налогов и сборов более 73 процентов приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 2.2.
Темп роста поступлений НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.
Почти 20 процентов общего
объема косвенных налогов формируют
акцизы. Их поступления выросли на
8,5 процента, а удельный вес в ВВП
сохранился на уровне 2009 года – 2,7 процента.
Основной причиной увеличения поступлений
акцизов явилось повышение в
среднем на 10 процентов ставок акцизов
на алкогольную продукцию и
Налога при упрощенной
системе налогообложения
Положительная динамика сложилась
также по сбору за проезд автотранспортных
средств иностранных государств
по автомобильным дорогам общего
пользования Республики Беларусь –
темп роста составил 122,2 процента, удельный
вес сбора в ВВП прирос с 0,1
до 0,2 процента. Одним из факторов роста
этих платежей явилось увеличение в
2010 году количества автомобильных транспортных
средств иностранных