Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое состояние Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

 

Одним из направлений экономической  политики государства, позволяющим  воздействовать на внутреннее и внешнее  равновесие, является внешнеторговая политика. Предположим, что экономика  находится в состоянии равновесия, как внутреннего, так и внешнего (точка А на рис. 1.7). Правительство  за счет воздействия на состояние  внешней торговли хочет решить проблему экономического роста и занятости  в стране.

 

 

 

Рисунок 9. Внешнеторговая политика при фиксированном валютном курсе

 

 

Предположим, что для этой цели оно приняло решение повысить таможенные пошлины на импорт. Это  приведет к сокращению импорта и  росту чистого экспорта. Покупатели начинают переключаться на покупку  отечественных товаров вместо импортных  и это вызывает рост совокупного  спроса, что отражается в сдвиге кривой IS вправо, вызывая рост объема производства до Y2. Одновременно растет ставка процента, так как растет спрос на деньги для оплаты товаров, вложения инвестиций и т.д. Данные процессы вызывают изменения текущего счета  и счета движения капитала платежного баланса в одном направлении, то есть возникает положительное  сальдо (точка В ниже кривой ВР1). Активное сальдо вызывает рост спроса на национальную валюту, что провоцирует  рост валютного курса. Чтобы этого  не допустить Центральный банк должен проводить валютные интервенции  по покупке иностранной валюты, увеличивая тем самым количество денег в  стране и снижая ставку процента (кривая LM сдвигается вправо). Это еще в  большей мере стимулирует рост объема производства в стране. Так как  объем производства сказался на состоянии  текущего счета, а снижение ставки процента на состоянии счета движения капитала, то платежный баланс придет в равновесное  состояние и экономика окажется в точке С, характеризующей внутреннее и внешнее равновесие экономики.

 

В условиях плавающего обменного  курса кредитно-денежная и фискальная политика имеют совершенно иные результаты по сравнению с ситуацией при  фиксированном курсе. Правильное решение  проблемы распределения ролей имеет  обратное выражение: фискальная политика приобретает большую значимость для торгового, а значит и платежного баланса, по сравнению с кредитно-денежной политикой, и именно ею следует пользоваться для достижения внешнего баланса. Внутренний баланс становится предметом регулирования  для кредитно-денежной политики. Если при фиксированном валютном курсе  кредитно-денежная политика была связана  с необходимостью поддерживать обменный курс, то теперь она освобождается  от этой задачи и может более эффективно использоваться для решения внутренних проблем.

 

Экономика находится в  состоянии внутреннего и внешнего равновесия и правительство решило использовать фискальную политику для  стимулирования экономического роста (Рис. 1.8).

 

 

 

Рисунок 1.8 Фискальная политика при плавающем валютном курсе  и низкой мобильности капитала

 

Правительство приняло решение  снизить налоги для стимулирования совокупного спроса. В результате этих действий правительства предприниматели  увеличат объем производства, чтобы  удовлетворить возросший спрос (кривая IS сдвигается вправо, принимая положение IS2). Рост объема производства означает рост доходов домохозяйств и рост спроса на импорт. Это вызывает дефицит  текущего счета платежного баланса. В условиях плавающего валютного  курса это будет означать снижение курса национальной валюты и рост экспорта, так как отечественные  товары становятся более дешевыми на внешних рынках. Как следствие, растет чистый экспорт страны и растет объем  производства до уровня Y3. Одновременно выравнивается платежный баланс страны и экономика оказывается  в равновесном состоянии (точка  С) [7, c. 110].

 

Таким образом, при плавающем  валютном курсе и низкой мобильности  капитала фискальная политика правительства  обеспечивает дополнительный рост экономики  за счет обесценения национальной валюты. При этом объем производства растет в большей степени, чем при  фиксированном валютном курсе.

 

Использование кредитно-денежной политики при плавающем валютном курсе оказывается эффективным  для решения проблемы развития национальной экономики. Если правительство будет  проводить политику дешевых денег  и увеличивать предложение денег, то это создаст благоприятные  условия для роста инвестиций, совокупного спроса и роста экономики, которая окажется в точке В  на рис. 1.9.

 

 

 

Рисунок 1.9 Кредитно-денежная политика при плавающем валютном курсе

 

Так как ставка процента на рынке денег снизится, то это приведет к оттоку капитала из страны, что  увеличит дефицит счета движения капитала платежного баланса. Рост доходов  в экономике вызовет рост импорта, что приведет к образованию дефицита торгового баланса и увеличит отрицательное сальдо платежного баланса. В условиях плавающих курсов такая  ситуация провоцирует снижение курса  национальной валюты. Центральный банк в данный процесс вмешиваться  не будет. Снижение курса вызовет  удешевление отечественного экспорта и удорожание импорта и дальнейшее увеличение совокупного спроса и  дохода. Кривые IS и ВР будут сдвигаться вправо до тех пор, пока все три  кривых не пересекутся в точке  С.

 

Использование внешнеторговой политики при плавающем валютном курсе оказывается нецелесообразным, так как экономика в конечном счете вернется в первоначальное состояние (Рис. 1.10).

 

Это связано с тем, что  стимулирование внешней торговли за счет усиления политики протекционизма приводит к росту экономики и  она оказывается в точке В. Однако положительное сальдо платежного баланса означает рост спроса на национальную валюту и повышение ее курса. В  результате этого экспорт сокращается  импорт растет, так как продукция  становится дешевле, то есть экономика  возвращается в первоначальное состояние.

 

 

 

Рисунок 1.10 Внешнеторговая политика при плавающем валютном курсе

 

Мы рассматривали макроэкономическую политику при условии неизменности цен в стране, низкой мобильности  капитала и в краткосрочном периоде. Если подвести итоги эффективности  макроэкономической политики, то можно  конечные результаты представить в  виде таблицы, включив в нее и  результаты стимулирующей политики государства и при высокой  мобильности капитала (Табл.1.1). В  таблице «++» означает значительное увеличение, «+» - незначительное увеличение, «-» - уменьшение, «0» - отсутствие изменения.

 

Таблица 1.1 Результаты стимулирующей  политика в открытой экономикеВлияние на Фискальная Кредитно-денежная Внешнеторговая

Фиксированный курс Плавающий курс Фиксированный курс Плавающий курс Фиксированный курс Плавающий курс

При низкой мобильности капитала

Объем производства + ++ 0 ++ ++ 0

Ставку процента ++ ++ 0 - - 0

Валютный курс 0 - 0 - 0 +

Валютные резервы - 0 - 0 + 0

При высокой мобильности  капитала

Объем производства ++ + 0 ++ ++ 0

Ставку процента + + 0 - - 0

Валютный курс 0 + 0 - 0 +

Валютные резервы + 0 - 0 + 0

 

 

Модель IS - LM дает возможность  рассмотреть процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате изменения фискальной и денежно-кредитной  политики государства.

 

Фискальная политика подразумевает  воздействие государства на экономику  через изменение объема государственных  расходов и налогообложения.

 

Увеличение государственных  расходов вызовет рост процентных ставок, что приведет к сокращению инвестиций и частного потребления.

 

Влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с увеличением государственных  расходов в экономической теории получило название эффекта вытеснения.

 

Конечный результат от фискальной политики государства зависит  от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется  в росте объема выпуска и сохранения стабильного уровня цен. При повышении  уровня занятости увеличение государственных  расходов способствует росту производства, но влияет и на рост цен. В состоянии  полной занятости активная фискальная политика приведет только к росту  уровня цен и вызовет инфляцию спроса.

 

 

2. Влияние налогово-бюджетной  политики на макроэкономическое  развитие республики Беларусь

 

 

 

2.1 Бюджетная политика

 

 

 

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в разделе «Основные  термины и определения» представляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования  денежных средств для обеспечения  функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих  административно-территориальных единиц...»  Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь проводится согласованно с  денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь [6, c. 53].

 

Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

 

С 1 января 2009 года вступил  в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь . Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное  регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный  процесс.

 

Сферой правового регулирования  Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. В состав Кодекса  вошли нормы действовавших ранее  законов в этой сфере – в  значительно расширенном и актуализированном  виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время  перед экономикой. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения местных бюджетов, что  дает возможность для совершенствования  системы межбюджетных отношений, повышения  ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности  использования бюджетных средств.

 

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части  включаются республиканский и местные  бюджеты.

 

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм - доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой  в руках государства. Доходы и  расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

 

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе распределения  стоимости общественного продукта и национального дохода.

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

 

Рассмотрим показатели исполнения государственного бюджета за январь-сентябрь 2010 года

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Динамика поступления  доходов консолидированного бюджета

 

 

 

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год  утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете  государственного внебюджетного Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и  консолидированного бюджетов за 2009 год  также приведены без ФСЗН.

 

В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем  в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в  январе-сентябре 2010 года.

 

Основными доходными источниками  остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость  – на 19,5%, налога на прибыль –  на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении [20].

 

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности, табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 - Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2009-2010 гг., %Показатели 2009 год 2010 год

 

1. Налоговые доходы - всего   

89,0 

91,3

в том числе:  

·  Налоги на доходы и прибыль 21,2 24,3

в т.ч. - подоходный налог 9,6 10,7

Информация о работе Фискальная политика