Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"
Во-вторых, специфика эволюционного
подхода и в первую очередь
то обстоятельство, что эволюционный
процесс неразрывно связан с появлением
нового, заставляет экономистов обратиться
к новейшим подходам к проблеме закономерности
и причинности социально-
В-третьих, далеко не всегда экономические
процессы непосредственно поддаются
интерпретации в терминах эволюционной
теории, причем существуют серьезные
разногласия среди экономистов
относительно содержания эволюционных
понятий применительно к
В-четвертых, трудности признания
эволюционного подхода
Вместе с тем с точки зрения
эволюционного подхода сам
Осознание того, что многие процессы в экономике имеют характер эволюционных в том смысле, что их результаты не могут быть известны заранее, что экономические субъекты взаимодействуют с внешней средой и, следовательно, их поведение неотделимо от развития социальных институтов, может существенно изменить наши представления о том, какой должна быть экономическая наука и какого рода практические выводы из нее могут быть получены.
Сегодня в области эволюционной экономики работают Р. Нел-сон, С. Уинтер; Л. Магнусон, Д. Ходжсон, У. Витт и др.
20. Современные социал-демократические концепции:
В основе воззрения социал-демократов лежит стержневая концепция - демократический социализм. Программа «демократического социализма» родилась в ходе противоборства с вариантами государственного регулирования, которые выдвигались правоконсервативными партиями Запада. Социал-демократы активно критиковали такие отрицательные черты послевоенного капитализма, как сохранение резкого имущественного неравенства, неудовлетворенность многих социальных потребностей, чрезмерно высокая плата за технологически прогресс (загрязнение окружающей среды, нервное перенапряжение трудящихся). Однако в отличие от коммунистов социал-демократические партии стремились достичь своих целей без революционного свержения капитализма, без потрясения основ отношений собственности. В частности, экономические требования рабочего класса, чьи представители составляли значительную часть социал-демократического электрода, предполагалось удовлетворить через демократизацию хозяйственного законодательства, экономической политики, с помощью сильных профсоюзных организаций, посредством мер, которые укрепляют положение потребителей по отношению к производителям.
Среди экономических проблем
Особенностью социал-
В программах социал-демократии в 80-90-е
гг., в работах лидера этого движения
рассматривается, в частности, влияние
научно-технической революции
Таким образом, социал-демократические экономические теории призваны отражать интересы трудящихся, наемных работников, средних слоев населения. Выступают за более активное вмешательство государства в регулирование смешанной экономики.
21.Леворадикальные концепции конца XX века:
Леворадикальные движения начинают складываться
в странах Запада в 50-60-е годы.
На мировой арене в те десятилетия
царила напряженная обстановка. В "третьем
мире" нарастает
Теоретические истоки леворадикалов восходят к работам таких экономистов, философов и социологов, как П. Баран, П. Суизи, Р. Милс, Е. Фромм, Г. Маркузе и др
К радикалам относятся такие влиятельные экономисты, как Г. Шерман, Ф. Гордон, Р. Эдвардс, Дж. О'Коннор и др. За короткое время экономисты-радикалы создали обширную литературу. Одну из первых попыток её систематизации предпринял видный теоретик радикализма американский экономист Г. Шерман в книге "Политическая экономия".
Левые радикалы — это представители средних слоев общества, преимущественно критически мыслящей интеллигенции, университетских кругов, части студенчества, экономисты и социологи, разочарованные в результатах современной эволюции общества, напуганные негативными последствиями НТР, социальными катаклизмами, — они не только критикуют капитализм, но и отвергают его как систему. Отношение к социализму у них также отрицательное. Американский экономист Дж. Гэрли назвал это направление политэкономией "протеста и вызова".
Леворадикалы подвергли
Теоретики левого радикализма восприняли
отдельные методологические и теоретические
положения институционализма. Нередко
они применяют
Критика капитализма в концепции леворадикалов образует исходный рубеж, от которого начинаются все последующие построения, формируются представления об альтернативных вариантах общественного устройства, называемых "экономикой участия".
Они обращаются к экономическому учению К. Маркса, используют его отдельные положения в своём анализе. Однако марксистский анализ капитализма как системы с вытекающими из него революционными выводами теоретики левого радикализма не воспринимают. В своей критике они делают различные акценты. Так например, большое место отводится проблеме взаимоотношения между потребителями и производителями, действию различных производных факторов, нарастанию противоречий между суверенитетом потребителей и суверенитетом производителей.
Следует отметить, что критика леворадикалов строится не столько на анализе объективных социально-экономических процессов, сколько на обращении к нормам морали и справедливости, принципам гуманизма, проблемам духовной сферы, подавления свободы личности, её способностей к творчеству и т.д.
Экономические теории левых радикалов не представляют чего-то единого и завершённого.
22. Современный марксизм:
Классический марксизм возник на основе наблюдений Маркса за раннекапиталистическим обществом, еще рождающимся в страданиях пролетариата из лона общества феодального. Оно опирается на наследие общества уходящего, клонящегося к закату и из последних сил пытающегося продолжить свое существование.
В современных условиях марксизм представляется сочетанием трех компонентов.
Во-первых, современный марксизм – это наука, познавательным интересом которой, является эмансипация, освобождение человека, а фундаментальным человеческим интересом – свобода, свобода на основе познания необходимости и преодоления уз, налагаемых этой необходимостью.
Исходный пункт марксизма как диалектического материализма о том, что «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» должен пониматься еще и таким образом, что чем более развито общество (не только в технологическом, но также в культурном и духовном смысле), тем больше в нем социальное сознание начинает определять социальное бытие. В этом как раз и заключается цель истории человечества.
Марксизм является именно наукой, а не идеологией (иллюзией сознания), поскольку в него встроен механизм самокритики. В этом, по-видимому, основное отличие между догматическим, или вульгарным, марксизмом (официальным советским марксизмом), с одной стороны, и подлинным, критическим марксизмом – с другой. Подлинный марксизм не боится самокритики, тогда как советский марксизм был апологетической идеологией, обслуживающей интересы господствовавшего «нового класса», советской партноменклатуры.
Необходимо подчеркнуть, что было бы ошибкой воспринимать научную сторону марксизма в качестве разновидности редукционизма (т.е. сведения (редукции) всякой высшей формы к ее низшей материи) или экономического детерминизма. С точки зрения марксизма, человек и общество не могут и не должны быть целиком и полностью редуцированы к хозяйственной жизни и полностью детерминироваться ею в своем поведении. Если бы это было так, то тогда было бы просто бессмысленно ставить вопрос об освобождении человека. На самом деле, согласно марксизму, сущностью человека и одновременно его целью является подлинная свобода, во имя которой он должен преодолеть редукционизм и детерминизм. Человек, с точки зрения марксизма, одновременно продукт и творец истории, а «история – это процесс созидания человеком самого себя путем реализации в трудовой деятельности потенций, данных ему с рождения» (Эрих Фромм).
Человек в контексте марксистской
антропологии – потенциально свободное
существо, стремящееся к преодолению
экономических и социальных ограничений,
а также идеологических иллюзий
в целях самореализации и преображения
действительности. Вместе с тем в
марксистском понимании свобода
человека – это не буржуазная свобода
угнетать и эксплуатировать ближнего,
а, скорее всего, высокий уровень
социальной ответственности и готовность
на самопожертвование во имя ближнего.
В таком ракурсе марксизм созвучен
гуманистической этике
Однако марксизм – это не только
наука, но еще и утопия, поскольку
для него важен идеал грядущего
справедливого общества. Именно такой
идеал представляет собой источник
вдохновения для массового
И, наконец, третий компонент марксизма – революционная практика (praxis), направленная на изменение и преображение мира, в ходе которой происходит также развитие марксизма как науки, а сама революционная практика, по Марксу, – это «совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности».
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"