Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"
Говоря о революционной
Вернуть человеку его достоинство и подлинную свободу, вырвав из «общества спектакля», – в этом как раз и состоит задача революционной практики.
Таким образом, современный марксизм
представляет собой триединство
научного (критического), философского
(утопического) и праксеологического
аспектов. Только гармоничное сочетание
и развитие этих трех компонентов
может стать основой
ВОПРОС 4. (4ый блок)
1. Экономическая мысль феодального общества в России:
В России становление феодальной экономики произошло значительно позже, чем в Европе и на Востоке.
В Московском государстве служилое войско появилось только в XV в. и состояло из помещиков (дворян), которые владели поместьем и являлись на службу каждое лето, пока служили за свой счет – вооруженными, конными и с подсобным персоналом, а по осени распускались по домам.
После смерти служилого человека поместье передавалось его сыновьям. В стране сложилась поместная система: по Соборному уложению 1649 г. бессрочно крестьяне прикреплялись к поместьям, на территории которых и проживали. Русские крестьяне, таким образом, стали крепостными в тот момент, когда в Западной Европе их коллеги уже были в основном свободными. Сложилась социально-экономическая отсталость страны, которая на всем протяжении своей истории стала догоняющей цивилизацией. Вестернизация – погоня за Западом – принимала размытые формы, но чем ее темпы были выше, тем это было мучительнее для страны и ее народа.
В XV–XVI вв. основным видом вооруженных сил на Руси стала дворянская конница, силами которой московское княжество решило ряд важнейших геополитических задач – собрание всех русских земель, освобождение от татаро-монгольского ига, создание российской колониальной империи в Евразии – завоевание и колонизация Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, присоединение народов Поволжья, овладение Волгой на всем ее протяжении, колонизация Черноземного Центра и т. д.
За все это заплачено ценой крестьянской свободы. Без регулярной массовой, хорошо вооруженной армии решить геополитические проблемы на Западе (выход к морю через Балтию) силами дворянского конного ополчения оказалось невозможным. На базе феодальной крепостной экономики такая армия была создана в самом начале XVIII в.
Русская экономическая мысль начала развиваться со времени образования Древнерусского государства в связи с процессом формирования феодального землевладения. Ее основные черты и своеобразие всегда определялись историческими особенностями экономического развития России.
Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда — первый свод русских законов. Этот документ отражает интересы феодалов и защищает прежде всего феодальную собственность, охраняет права господствующих классов на эксплуатацию ими трудящихся масс. Русская Правда санкционирует также применение труда рабов, при этом в ней перечисляются обстоятельства, когда допускалось превращение зависимых и свободных людей в рабов (несостоятельность должника, растрата чужого имущества, добровольная продажа себя в холопы, бегство закупа, не уплатившего долга, и др.).
Русская Правда фиксирует классовую дифференциацию и свидетельствует о крайне циничном отношении правящих верхов к труду зависимых людей, и особенно рабов. Так, за убийство свободного человека был установлен штраф (вира) в 40 гривен, за убийство же боярина — 80 гривен (двойная вира). За убийство холопа виры не полагалось, а уплачивалась только его стоимость — 5 гривен, за убийство ремесленника — 12 гривен. Вира взималась не только за убийство, но и за преступления против собственности. При этом следует подчеркнуть, что взимание виры носило фискальный характер, так как во всех предусмотренных случаях она уплачивалась не потерпевшему или его родственнику, а князю, т.е. увеличивала его казну.
Русская Правда указывает на развитие в Киевской Руси кредитных отношений. В этом документе делается попытка урегулировать отношения между кредитором и заемщиком. В нем устанавливается льгота для заемщика, если его постигнет стихийное бедствие. Вместе с тем Русская Правда дает кредитору право распоряжаться должником, если последний окажется злостным растратчиком денег, взятых взаймы. Вследствие неразвитости товарно-денежных отношений уровень процента устанавливался еще законодательным путем. Русская Правда определяла максимальный размер процента1.
Экономические представления, отраженные в Русской Правде, следует изучать в непосредственной связи с экономическими взглядами, высказывавшимисяВладимиром II Мономахом (1058—1125) — самым известным киевским князем, занявшим престол в результате восстания 1113 г. Владимир Мономах правил в период феодальной раздробленности, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Постановления Владимира Мономаха о размере ссудного процента, о должниках и о закупах вошли в Русскую Правду.
В период феодальной раздробленности
усиливается процесс
Закрепощение широких масс населения вызывает протест против грубого произвола. Вначале возмущение социальным неравенством выражается в индивидуальном протесте против холопства и насилия. Именно такой характер носит "Слово" (известное также под названием "Послание" и "Моление")Даниила Заточника (XIII в.). Автор с негодованием говорит о произволе богачей и бесправии неимущих. Даниил Заточник не является приверженцем денежного богатства, считая, что то государство богато, в котором имеется многочисленное население, обеспечивающее славу и военную доблесть. Поэтому он выступает против накопления денег ради денег и предлагает за счет казны оказывать широкую помощь народу.
Основные направления
Общественно-политическая борьба, происходившая в XIV и XV вв. в форме религиозных споров, в XVI в. принимает публицистический характер, и теперь уже в обоснование тех или иных требований выдвигаются не религиозно-нравственные, а преимущественно политико-экономические соображения. XVI в. дал двух крупных публицистов — идеологов поместного дворянства — Ивана Пересветова и Ермолая (в монашестве Еразм). В то время как Иван Пересветов является последовательным защитником интересов дворянства, Ермолай-Еразм развивает главным образом демократические идеи.
Подобно Пересветову, Ермолай-Еразм в "Правительнице" предвосхитил некоторые мероприятия, проведенные впоследствии правительством в целях укрепления власти московского государя.
2. Меркантилизм в России. Вклад А.Л.Ордина-Нащокина, Ю.Крижанича:
Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый — до середины XVI в., второй — середины XVII — начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение количества золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.
Расцвет меркантилизма в России
пришелся на времена Петра I, причем
он имел свою специфику, отразившуюся
во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича,
Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие
от зарубежных представителей, особое
внимание уделяли развитию промышленности,
сельского хозяйства, т.е. не ограничивались
рационализацией внешней
Ордин-Нащокин выступал горячим защитником развития национальной торговли. Он отстаивал сословный характер торговли и считал необходимым все купечество объединить в товарищества. Для ограждения купечества от произвола воевод и дьяков он полагал нужным организовать специальный Приказ купецких дел. Купеческие товарищества, по его мнению, должны были обеспечить продажу товаров по высокой уставной цене и лишить иностранцев возможности скупать русские товары по низким ценам через мелких торговцев. Ордин-Нащокин стремился к расширению внешней торговли и был сторонником активной внешней политики. Однако главным источником богатства он считал промышленный труд, подчеркивая, что "лучше всякой силы промысел". В развитии же торговли и кредита он видел залог развития отечественной промышленности. Этот государственный деятель активно участвовал в организации различных мануфактур (бумажных, стекольных, кожевенных), а также в развитии металлургических и металлообрабатывающих предприятий.
В области внешней политики Ордин-Нащокин уделял много внимания борьбе славянских народов за независимость. Он был горячим патриотом не только России, но и всего славянского мира, мечтал, чтобы славянские народы сплотились вокруг Русского государства и тем самым обеспечили себе условия, необходимые для экономического и культурного развития.
Меркантилистские мотивы обнаруживаются и в работах хорвата Ю. Крижанича (1616-1683), написанных им во время длительного пребывания в России. Основной труд Крижанича, содержащий программу экономических и политических реформ для России, — "Политические думы". По мнению автора, торговая политика государства Российского должна защищать интересы отечественного производства, т.е. надо больше вывозить и меньше ввозить. Крижанич был сторонником вывоза готовых изделий, он осуждал вывоз сырья и хлеба, поскольку в этом случае население страны испытывает нехватку продовольствия. Он понимал, что для развития торговли важное значение имеют наличие хороших дорог, а также гарантия перевоза грузов, т.е. охрана торговли. В этих своих взглядах Крижанич приближается к теории торгового баланса, выдвинутой меркантилистами. Однако, в отличие от западных ученых этого направления, он убежден, что активный торговый баланс — не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот.
В "Политических думах" Ю.Крижанича содержится понятийный аппарат экономической теории, хотя и не до конца разработанный. Мыслитель предпринял попытку определить общественное богатство, под которым понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема национального богатства от производительности труда. Он понимал различие между номинальной величиной и реальным содержанием монет, т.е. между функциями меры стоимости и масштаба цен. Крижанич раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара. Эта цена включает "первоначальные" затраты на товар, транспортные расходы, среднюю прибыль (заранее регулируемую), а также пошлину. Пошлина представляет собой оплату труда торговца, например за хранение товара в торговых помещениях.
Крижанич призывал власти думать о сохранении и приумножении численности народа, а для этого надо, в частности, устранить разорительное налогообложение. Но в то же время он считал самодержавие идеальным государственным устройством и полагал, что феодально-крепостнический строй должен оставаться незыблемым.
3. Меркантилистская направленность реформ Петра I:
Меркантилизм – экономическое
учение и экономическая политика
раннего периода становления
индустриального общества. Предполагает
активное вмешательство государства
в хозяйственную жизнь, основанное
на преобладании вывоза товаров над
ввозом. Предусматривает также
Заслуга Петра I состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации. С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие армию, государственный аппарат и хозяйственную жизнь. Петр I решительно проводил политику меркантилистского характера, которая была не только прогрессивной для своего времени, но и отличалась рядом особенностей. Так, например, Петр I не ограничился развитием лишь торговли и промышленности, а принимал действенные меры по развитию сельского хозяйства. Как и западные меркантилисты Петр I был сторонником высоких налогов и активного вмешательства государства в экономику. Главное значение Петр I придавал фискальной политике. Одной из главных черт в политике Петра был рост налогов, т.к денег в казне всегда не хватало, из-за постоянных войн. Так, совершив в 1695 г. неудачный Азовский поход и задумав строить флот, Петр тут же обложил податное население морской повинность. Еще более отчетливо меркантилистские наклонности обнаруживались в торговой направленности реформатора – в запрете вывоза денег из страны, во взимании пошлин серебром, в предоставлении льгот русским купцам. В Петербурге был создан порт, и поощрение его торговли считалось важной задачей. В новую столицу переселялись купцы. Экспорт товаров через Петербург освобождался от пошлин. В ряде государств создавались консульства, заключались торговые договоры. Русские экспортеры освобождались от импортных пошлин, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 26%. Петр I, руководствовался принципом: «покупать дешевле, продавать дороже». Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Монополия государства была объявлена чуть ли не на все товары: зерно, щетину, пеньку, мачтовый лес, табак, воск, железо, парус.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"