Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
Инфраструктурная: обеспечение устойчивого развития Э и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Подразделяется на производственную (включает отрасли, обслуживающие произв-во: все виды транспорта, связь, электро-, газо- и водоснабжение) и социальную (торговля, ЖКХ, здравоохранение и образование, п/п бытового обслуживания). Для РБ приоритетное значение имеют транспорт и связь.
Инновационная: основные показатели развития научной деят-ти – доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоемкость ВВП). Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины. Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Внешнеэкономическая: должна гарантировать сохранение эк-го суверенитета страны, рост конкурентоспособности НЭ и защиту интересов белорусских производителей с учётов изменения мировых экономических процессов. Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 процента (для сравнения: по данным 2007 года, этот показатель в России составил 30 процентов, Польше — 40, Украине — 45, Германии — 47, Франции — 27, Италии — 29 процентов). По данным платежного баланса, внешнеторговый оборот товаров и услуг за 2010 г. составил 67077,6 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2009 г. на 21,4 %. Экспорт товаров и услуг составил 29826 млн. долл. (54,6% ВВП) и вырос на 20%. Импорт товаров и услуг увеличился на 22,6% и сложился в размере 37251,6 млн. долл. (68,2% ВВП). Оборот внешней торговли товарами составил 59813,8 млн. долл. и вырос на 20,4%. Из него 34133,7 млн. долл. (57,1% внешнеторгового оборота) пришлось на страны СНГ, в том числе на Россию – 27936 млн. долл. (46,7 %); на страны вне СНГ – 25680,1 млн. долл. (42,9%), в том числе на страны Европейского Союза – 14665,8 млн. долл. (24,5%). Сальдо внешней торговли товарами за 2010 г. сформировалось отрицательным в размере минус 9118,2 млн. долл. (16,7% ВВП) и было вызвано как дефицитом внешней торговли товарами со странами СНГ (7027,1 млн. долл.), так и отрицательным торговым балансом со странами вне СНГ (2091,1 млн. долл.). Импорт товаров осуществлялся из 174 стран. Основным поставщиком товаров оставалась Россия, доля которой в импорте товаров составила 51,8%. Из России поставлялись главным образом минеральные продукты (58,3% импорта из России) и недрагоценные металлы (13,3%). Доля импорта товаров из стран ЕС составила 21,6%. Из этих стран осуществлялись в основном поставки машин и оборудования (37,9% импорта из стран ЕС) и продукции химической промышленности (14,2%).
Демографическая безопасность - стабилизация рождаемости и её повышение в перспективе до уровня, обеспечивающий нормальный режим воспроизводства насел., улучшение соц-эк условий жизнедеятельности семей.
Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное испол. нац информ ресурсов, защита безопасности информ-ых систем и сетей связей.
Социальная: повышение мат.благосостояния граждан, обеспечение соц.защиты и соблюдение соц.гарантий.
Экологическая: отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий, ЧС.
Оборонная: создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее вооруженной силы.
Показатели и индикаторы эк-кой безопасности - наиболее значимые параметры, характеризующие состояние эк-кой системы страны, её устойчивость и мобильность.
59. Жизненно важные интересы РБ в экономической сфере
Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.
Под обеспечением национальной безопасности понимается деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Обеспечение национальной безопасности включает:
-определение жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва
- выявление факторов, создающих угрозу нац. безопасности;
- формирование системы противодействия негативным факторам и
возникающим угрозам.
Для реализации системы жизненно
важных интересов РБ решающее значение
имеют достижение сбалансированности
интересов граждан и
Во внутренней политике социально-экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов.
Внешние социально-экономические интересы РБ как небольшой страны с открытой экономикой состоят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, повышении конкурентоспособности национальной экономики.
Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией РБ и действующим законодательством.
Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Жизненно важные интересы РБ в экономической сфере:
1. Осуществление
преобразований в
экономике, ориентированных
2. Многоукладность национальной
экономики и эволюционное
развитие отношений
3. Поддержание устойчивого
баланса между
Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей.
4. Сохранение и развитие
национального
5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и
государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств.
6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга.
Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике.
7. Защита внутреннего
рынка и отечественного
8. Стабилизация финансово-кредитной
системы. Снижение бюджетного
дефицита до оптимального
9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии.
10. Совершенствование
товарных рынков на основе
новых информационных
11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии с/х производства, создание эффективной системы землепользования.
12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию.
13. Совершенствование
экономических и правовых
условий, препятствующих
Основные факторы, создающие угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере:
1. Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
2. Несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности.
3. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
4. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
5. Снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.
6. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций.
7. Отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
8. Отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений.
Приоритетные
направления обеспечения
1. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения.
2. Разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований с учетом Договора о создании Союзного государства.
3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы, распределение, обмен, потребление и др.).
4. Повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянно совершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управления экономическими процессами.
5. Использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов.
6. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг.
7. Всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения.
8. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
9. Рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций.
10. Повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по ее сервисному обслуживанию.
11. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
12. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования национальной экономики, проведения рыночных преобразований в соответствии с единой политикой Союзного государства, согласования экономических интересов различных социальных групп, общества и государства.
13. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирной торговой организации (ВТО).