Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

78. Основы методики  разработки демографического прогноза 

Для того чтобы обосновать демографическую политику и регулирование процессов воспроизводства населения необходимо разработать демографические прогнозы. Они помогают определить возможные изменения в численности и составе населения, оценивать демографическую ситуацию (т.е. совокупность показателей естественного и механического движения населения, а также изменения показателей рождаемости, смертности, естественного прироста, половозрастной структуры, миграции населения и др.), складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране, выявляют направление миграционных потоков населения и распределение их по сферам и отраслям национальной экономики. Разработка демографического прогноза численности населения и трудовых ресурсов осуществляется в несколько этапов. Этапы разработки демографического прогноза: I этап: определяется возможный прирост численности населения в прогнозируемом периоде методами ретроспективной экстраполяции и передвижки возрастов: Метод ретроспективной экстраполяции: на основе расчёта показателей среднегодового темпа изменения численности населения при условии существования реальных возможностей распространения выявленной динамики на прогнозируемый период перспективная численность населения каждого последующего года (Нt+n) определяется как произведение численности населения за предыдущий год (Нt) и среднегодового темпа изменения общей численности населения (h): Нt+n= Нt+h×h. Если численность населения изменяется неравномерно, выделяют различные этапы, различающиеся типом динамики и её темпами. В пределах каждого этапа рассчитывается среднегодовой темп, и в зависимости от принятой гипотезы дальнейшего изменения демографической ситуации используются показатели того периода, который наиболее однотипен с условиями основной гипотезы. Метод передвижки возрастов: позволяет учесть изменения возрастной структуры различных групп населения и места их жительства. Составляют таблицы доживаемости – количество людей, доживающих до следующей возрастной группы. С помощью коэффициентов дожития можно спрогнозировать передвижку возрастов на будущий период. II этап: определяется структура населения. При этом большое значение имеют расчеты: возрастной структуры населения; половой структуры населения; • профессиональной группировки по специальностям с одновременным выделением численности занятых в разрезе важнейших отраслей реального сектора экономики и сфер деятельности. III этап: определение размещения населения по территории страны, распределения его между городом и селом, по субъектам РФ. Одновременно данные расчеты позволяют: выявить излишек или недостаток населения в определенных регионах; иметь представление о возможном предложении рабочей силы на региональных рынках труда; судить о реальном соотношении различных групп населения в отдельных регионах страны; получать необходимую информацию о реальных и возможных направлениях демографических процессов. IV этап: прогнозируется уровень производительности труда – фактический и прогнозируемый. Результаты демографических прогнозов широко используются как в процессе формирования социальной политики государства, в том числе и такого ее аспекта, как политика в сфере занятости, так и при прогнозировании состояния рынка труда, разработке федеральных региональных программ занятости, программ создания и сохранения рабочих мес  
 
79. Основы методики прогнозирования ожидаемого спроса на рабочую силу

Рабочая сила – способность человека к труду; совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он в состоянии производить различные потребительные стоимости. Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе эти модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу в них понимается количественное выражение потребностей предприятий и организаций в работниках, в том числе и нереализованных. В таком случае спрос (Ls) может быть представлен формулой: Ls = L + V, где L – реально существующая занятость, V – вакансии, или количество свободных рабочих мест. Российский ученый А. Семенов разработал алгоритм расчета спроса на рабочую силу, основанный на предположении, что число рабочих мест в определенный момент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий. Этапы: Этап 1. Рассчитывается выбытие рабочих мест (сокращение занятости) в связи с износом основных производственных фондов (ВФ). Оно определяется как произведение числа рабочих мест в прогнозируемом году и коэффициента выбытия основных фондов отрасли, т.е. ВФt = (Ч3t + ЧВt) • К,где Ч3t — число рабочих мест, занятых в году t;ЧВt — число вакансий в год t; К — постоянный коэффициент выбытия активной части основных производственных фондов. Этап 2. Определяется возможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятий (ВБ). Расчет ведется по формуле: ВБ' = (Ч3t - Чtиз) • Уtуб : Тtин,где Чtиз — накопленный в году t потенциал изменений численности;Уtуб — доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли в году t;Т/ин — темп инфляции в году t. В качестве условия на этом этапе принимается равенство численности работников на убыточных предприятиях и средней численности на предприятиях отрасли. Динамика доли убыточных предприятий определяется следующим образом: Кtу6 = Кt-1уб, * (1 -1/Ttин) Этап 3. Рассчитывается возможное избавление предприятий отрасли от накопленного потенциала изменений численности работников (Вtиз). Эта процедура осуществляется исходя из следующего соотношения: Вtиз = Чtиз • (1- Кtу6/ Ttин) • 100 (100 - Ttоп/ Ttин)где Чtиз — накопленный потенциал излишней численности в отрасли к году t; Ttоп — динамика объема производства в году t. Из данной формулы следует, что чем больше спад производства, тем быстрее предприятия отрасли избавляются от излишней численности работников. Для того чтобы избежать двойного счета, рекомендуется из общей излишней численности работников вычесть ту ее часть, которая обусловлена банкротством. Этан 4. Определяется возможное выбытие рабочих мест по эк-м причинам: ВЭt = ВБt + Btиз. Этап5. Рассчитывается показатель прироста потенциала изменений численности в прогнозируемом году (∆Чиз), используемый для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности. Расчет ведется по ф. ∆Чtиз = ЧЗt - ЧЗtиз - ВБt * Тtоп*Кэл - Вtиз - ВФt, тогда Чtиз = Ч t-1из + ∆Чtиз где Kэл — коэффициент эластичности роста скрытой безработицы в зависимости от динамики объемов производства. Этап 6. Содержанием этого этапа является решение главной проблемы алгоритма расчета — расчет величины ввода в действие новых рабочих мест. Он строится при допущении условия, согласно которому число вновь вводимых рабочих мест (ВИ) есть функция их стоимости, дифференцированной по отраслям национальной экономики, и объемов капиталовложений: ВИt = (Кtв/Сtрм + ВИtн /Ttин) • Кtсм где Кtв — капитальные вложения в отрасль в году t; Кtсм — коэффициент сменности в отрасли в году t Сtрм — стоимость ввода нового рабочего места в году t; ВИtн /Ttин — ввод рабочих мест за счет частных инвесторов в году t. Этап 7. Строится балансовое соотношение между числом рабочих мест и числом вакансий: Ч3t = ЧЗt-1 - ВФt - ВЭt + ВИt - ЧВt. Если к полученным данным о численности рабочей силы добавить численность военнослужащих, высвобождаемых из вооруженных сил, а также занятых на учебе с отрывом от производства, в домашнем хозяйстве, то в совокупности получим вариант прогноза занятости и потенциальной рабочей силы. Разность между их общей численностью и занятыми в основных сферах и отраслях национальной экономики и на учебе с отрывом от производства будет характеризовать численность безработных. 
 
80. Прогнозные расчеты состояния рынка труда и движения рабочей силы

Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе эти модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу в них понимается количественное выражение потребностей предприятий и организаций в работниках, в том числе и нереализованных. Ls = L +V, где L — реально существующая занятость; V — вакансии, или количество свободных рабочих мест. Предложение рабочей силы (Lp) может быть выражено следующим образом: Lp = L +N * Kp, N — численность незанятых по биржевой статистике; Kp — коэффициент досчета, изменяющийся по логистической кривой в определенном интервале (количество обращающихся в службу занятости от общего числа незанятых, например, каждый восьмой, шестой, третий). Прогноза формирования совокупной рабочей силы и ее возможного использования в экономике РФ:  

Показатели

Отчет за 2001 г.

Прирост за 200.. – 200..гг.

Прогноз на 200.. г.

I. Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы II. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных владельцев рабочих мест, всего. В том числе: на предприятиях и в организациях государственной собственности на предприятиях смешанных форм собственности Из них: в акционерных обществах на арендных предприятиях в ассоциациях, концернах, объединениях на предприятиях с участием иностранного капитала в общественных фондах в кооперативном секторе Из них: в сельскохозяйственных кооперативах в кооперативах по производству товаров и услуг в потребительской кооперации в частнопредпринимательском секторе всего В том числе: на частных предприятиях в домашних хозяйствах населения в фермерских хозяйствах в ИТД работающие по договору-подряду Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хозяйстве, всего В том числе безработные

     

ПРОГНОЗ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 
Показатели

Млн чел

I. Появится на рынке труда, всего  В том числе: за счет прироста  трудоспособного населения и лиц старшего возраста в результате сокращения занятых на государственных предприятиях за счет уменьшения занятости в кооперативном секторе из домашнего хозяйства II. Покинет рынок труда после заключения договоров о найме на работу, всего В том числе: на предприятиях смешанных форм собственности на предприятиях и в организациях частнопредпринимательского сектора пополнит численность безработных

 

 

81. Прогнозный баланс  трудовых ресурсов : сущность, содержание , роль в стратегическом планировании динамики занятости населения

Повышению качества прогнозов состояния рынка труда способствует разработка отчетных и прогнозных балансов трудовых ресурсов, составляемых ежегодно по стране в целом и по субъектам РФ. Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целом по РФ на очередной год и плановый 2-летний период по видам экономической деятельности в соответствии с перечнем разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД). Основным принципом разработки прогноза является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий прогнозный период. Баланс представляет собой систему показателей, характеризующих наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности, по городам и сельской местности. Он состоит из ресурсной и распределительной частей. Первая из них характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Во второй части трудовые ресурсы разделяются на экономически активное и экономически неактивное население, отдельно выделяются учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства. Прогноз включает следующие показатели, отражающие наличие трудовых ресурсов и их распределение: 1) численность трудовых ресурсов; 2) численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте; 3) численность иностранных трудовых мигрантов; 4) численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста; 5) численность занятых в экономике; 6) численность занятых в экономике по разделам ОКВЭД; 7) численность населения, не занятого в экономике; 8) численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы; 9) численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости; 10) численность прочих категорий населения, не занятого в экономике. Алгоритм разработки прогноза включает: 1) расчет численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде; 2) расчет распределения трудовых ресурсов в прогнозном периоде; 3) оценку сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном период Для разработки прогноза Минздравсоцразвития России: а) не позднее 1 ноября текущего года разрабатывает предварительные результаты прогноза баланса трудовых ресурсов и направляет их на рассмотрение в Минэкономразвития Росси; б) не позднее 10 декабря текущего года на основе предложений Минэкономразвития России осуществляет уточнение показателей прогноза и направляет его в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещает на официальном сайте Минздравсоцразвития России в сети Интернет.  
 
82. Основы методики стратегического планирования развития системы образования в РФ Стратегическое планирование развития системы образования в РФ ориентировано на реализацию главной цели политики в этой области, состоящей в удовлетворении потребностей граждан России в образовании, гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышении интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях. Плановые расчеты ведутся по всем структурным элементам системы образования России, а именно: дошкольному, общему, начальному и среднему профессиональному, высшему, послевузовскому и дополнительному. При этом учитывается, что если начиная с дошкольного и кончая высшим образованием граждане России имеют право на бесплатное образование, то послевузовское и дополнительное образование предоставляется только за плату. В расчетах используются такие целевые показатели, как: количество образовательных учреждений всех типов; численность учащихся (студентов) образовательных учреждений с разбивкой по классам (курсам), возрасту, специальностям и т.п.; прием и выпуск из учебных заведений; объемы площадей образовательных учреждений по функциональному назначению и другие. При анализе состояния системы образования и постановке задач по ее развитию разработчики плановых документов применяют и расчетные показатели: сменность работы школ; учебные площади в расчете на одного учащегося; обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится.. детей); обеспеченность детей дошкольного возраста услугами дошкольных учреждений (на 1000 детей приходится .. мест); численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10000 населения; выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10000 населения и другие. В процессе стратегического планирования развития системы высшего, среднего и начального профессионального образования решаются 2 важные задачи: 1. Выявление потребностей рынка труда в рабочей силе разных специальностей и уровня квалификации. 2. Определение источников ее удовлетворения 
 
83 и 85 Основы методики стратегического планирования развития культуры и системы здравоохранения

Главная цель СПЛ развития культуры — материализация намеченных в программе социальных реформ мероприятий по сохранению и наращиванию культурного потенциала страны. В процессе разработки прогнозов и программ развития культуры используются показатели, характеризующие сеть культурно-просветительских учреждений и обеспеченность населения их услугами. Стратегическими целями культурной политики гос-ва являются: сбережение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии и тд. Стратегическая цель реформирования здравоохранения состоит в улучшении качества медицинской помощи населению. Ее достижению должны способствовать такие структурные и функциональные преобразования в системе здравоохранения, как: •обеспечение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли; •приоритет в гос-ой и муниц-ой системах здравоохранения профилактическим мероприятиям по снижению заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий, формирования здорового образа жизни; •повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения; •защита прав на получение своевременной и качественной медицинской помощи. В процессе СПЛ системы здравоохранения должны учитываться общие условия: сохранение основных позиций гос-ой системы здравоохранения; формирование конкурентной среды в сети лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности; использование рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли. Преимущество отдается развитию амбулаторно-поликлинической и санитарно-профилактической помощи, поскольку предназначение этих видов бесплатных услуг — предохранять население от заболеваний.  
 
84. Основы методики стратегического планирования развития жилично-коммунального хозяйства Важным компонентом уровня жизни населения является его обеспеченность услугами жилищно-коммунального хозяйства. В состав этой отрасли социальной сферы входят: Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и др.); Коммерческие предприятия и службы (водопровод, канализация, бани, службы очистки города и др.); Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, такси и др.); Энергетическое хозяйство (котельные, теплофикационные и газовые сети и др.); Дорожно-мостовое хозяйство (тротуары, мосты и др.). \ Главные цели реформирования ЖКХ: обеспечение российским гражданам условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и тарифов и т.д. Стратегическое планирование развития ЖКХ должно учитывать современные особенности ЖКХ: серьезные изменения в формах собственности жилого фонда; бесплатное или за доступную плату предоставление жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, северянам, вынужденным переселенцам и т.д. На федеральном уровне стратегическое планирование развития ЖКХ осуществляется в форме прогнозов. Они входят отдельным разделом в состав комплексного прогноза социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляются программы и планы развития ЖКХ. В процессе стратегического планирования жилищного хозяйства используются основные показатели: жилищный фонд; размер общей и жилой площади домов; размер нежилой площади, сдаваемой в аренду; обеспеченность населения жильем; оборудование жилищного фонда и тд. Плановые расчеты развития коммунального хозяйства предусматривают установление заданий по расширению водопровода, канализации и газификации жилого фонда, санитарной очистке и уборке территорий, городского транспорта.  
 
86. Современная НТП и проблемы природопользования

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"