Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

Стратег цель всех разрабатываемых планов – обеспечение условий для долгосрочного сбалансированного развития страны. Планы носят индикативный характер, формально не являются законом. Перспективные планы подготавливаются на основе заданий правительства, в которых отмечаются лишь важнейшие стратегические цели. Общегос перспективным планированием занимается система плановых и регулирующих органов, включая: - Ведущую роль в системе плановых органов Японии занимает управление экономического пла-нирования (УЭП). Обязанности: составление долгосрочных эконом планов; координация действия подразделений правительства, занимающихся реализацией планов; анализ и оценка общего потенциала страны; курирование нац института прогнозных исследований и тд. - Экономический совет Японии (создан в 1952г) при УЭП, сегодня реально существует самостоя-тельно, хотя формально подотчетен УЭПу. План развития гос экономики подготавливается УЭПом и Эконом советом по поручению премьер-министра. В поручении указаны концепция предстоящего развития страны и глобальные цели. Подготовленный проект плана представляется Эконом советом в виде доклада премьер-министру на рассмотрение. После одобрения премьер-министром он утверждается кабинетом министров, в дальнейшем публикуется в печати и доводится до всех правительственных учреждений. Так как большинство крупных японских предприятий участвуют в подготовке общегос плана, то и они планируют свою деятельность, ориентируясь на основные положения данного плана. Важнейшие особенности общегос планирования в Японии: •общегос планы эконом и соц развития, а также научно-технические программы рас-сматриваются в Японии как важнейший инструмент гос регулирования экономики; •основным средством достижения соц-эконом целей, содержащихся в планах, высту-пает технологическое развитие; •государство предусматривает последовательное развитие конкуренции и всесторон-нюю поддержку частных фирм, успешно действующих на международном рынке. В этом видят главный рычаг ускорения технологического обновления промышленного потенциала, а следовательно повышения и темпов роста ВВП, и уровня жизни населения; •сочетание средне- и долгосрочного планирования.  
 
60. Организация макроэкономического планирования в США.

 Планирование является одним из видов деятельности, постоянно осущ. Правительством США. На федеральном уровне: Совет экономических консультантов, Административно-бюджетное управление, Совет управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). Совет экономических консультантов - деятельность в области прогноз-я с целью консультирования Президента при составлении эконом отчетов, консультирования Правительства, оценки различных программ развития. Состав определяется законодательно и состоит из высококомп специалистов. Его прогнозы строятся на базе прогнозов, построенных другими гос организациями, а также частными фирмами. Разработка общегос прогнозов социально-экон развития на федеральном уровне в США: 1) обсуждаются в большей степени вопросы будущей политики государства -в коллегиальном органе, состоящем из председателя Совета экономических консультантов, директора Административно-бюджетного управления и министра финансов. 2) обсуждение ведут руководители соотв групп и отделов, в основном решаются полит вопросы. 3) обсуждение прогноза между специалистами, непоср участвующими в его разработке. Совет управляющих ФРС строит прогнозы развития финансовой сферы. Регуляторы- инструменты ДКП: норм обяз резервов, изменение норм процентов банков ФРС и др. Прогнозы адм-бюджетное управления подч задачам по формированию бюджета страны. Методы прогнозирования на гос уровне: методы экспертных оценок, методы экономических индикаторов, модели динамических рядов (методы экстраполяции), эконометрическое моделирование, модель «затраты-выпуск». Суть стратегического планирования в США - выбор главных приоритетов развития нац экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В его рамках определяются пути, по которым предстоит идти обществу, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать, как обеспечить соц единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений, охв разработку стратег планов на фед уровне, уровне штатов и фирм. Разработчи-ки стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации стране фактуры, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. 

61. Раскройте содержание  методов «ППБ» и «зеро-бюджета», используемых в США.

ППБ («планирование-программирование-разработка бюджета»). Это конкретная форма приложения системного подхода к принятию решений по нац программам и распределению для их реализации по комплексным программам. В наст время эти принципы частично используются в системе «управление по целям», которая в начале 70х годов пришла на смену ППБ и в большей или меньшей мере применяется в разных министерствах и ведомствах федерального правительства США. Метод «зеро-бюджета». предполагает использование принципа разработки бюджета на нулевой основе. Данная система базируется на двух фундаментальных положениях: -Обязательный пересмотр целесообразности ассигнований на каждую из осуществляемых программ в бюджетном цикле независимо от ранее сделанных затрат. -Аналитическая оценка и рассмотрение альтернативных вариантов заявок на ресурсы Согласно процедуре ЗБ руководитель каждого агентства или его подразделения обязан предоставить на рассмотрение в ежегодном бюджетном цикле так называемый «набор решений» по каждому подведомственному ему виду деятельности. Этот набор должен содержать: оценки затрат, результатов, последствий для различных уровней ассигнований, включая полное прекращение реализации программы; снижение ассигнований в следующем году по отношению к фактическим затратам предыдущего года; ассигнования на уровне предыдущего года; увеличение ассигнований.  

63. Раскройте содержание  программ «ФАСТ-1» и «ФАСТ-2».

Группа «ФАСТ» выполняет ряд функций: •Осуществление собственных исследований •Заключение договоров на проведение исследований •Финансирование исслед-х программ европейских научных центров и ор-ганов ЕС •Организация проведения семинаров, конференций и т.д. Программа «ФАСТ -1» - первая из разработанных программ. Она была экспериментальной и была рассчитана на 1978-1983 гг. В ней намечалось проведение исследований пол таким направлениям, как экономические ресурсы, промышленная структура и социальные сдвиги. В рамках перечисленных направлений рассматривалось около 20 ключевых проблем, в т ч междун торговля, междун валютная система, энергетика, сырьевые ресурсы, промышленная специализация, изменение в образе жизни.. Программа «ФАСТ-2» позволила странам союза сделать очередной шаг в развитии научно-технического прогнозирования. Ее реализация предполагалась в течение 1983-1987 гг. Основные направления: •Взаимодействие между развитием новых технологий, занятостью и процессом труда •Комплексное развитие систем возобновляемых природных ресурсов •Возникн-е новых промышл систем в отраслях связи и агропищевой промышленности В качестве стержня этой программы были выставлены исследования, связанные с определением роли новых технологий в оживлении экономического роста и увеличении занятости. 
 
64. Раскройте содержание программ «ФАСТ-Ш» и «ФАСТ-IV».

В программе «ФАСТ-3» (1988-1992 гг.) намечались следующие приоритетные направления деятельности: Прогнозирование, выдвижение гипотез, определение преимуществ, проблем, трудностей, которые могут возникнуть в результате научно-технического развитие Европы Оценка результатов, обработка фактических данных, анализ влияния новых технологий на общественное развитие Контроль за точностью научно-технических показателей, за правильностью избранных методологий прогнозирования В отличие от предыдущей программы «ФАСТ-3» предусматривала анализ уровня роста производства и потребления, внедрение науки и новых технологий, их последствий для научно-технической политики ЕС и долгосрочной стратегии сотрудничества с другими странами Особенностью «ФАСТ-4» (1994-1998 гг.) заключается в укрупнении блока разработок базовых технологий, который обязан объединить такие направления исследований, как: Информационные технологии и технологии средств связи (9 групп программ) Промышленные технологии (9 групп программ) Защита окружающей среды (4 группы программ) Биотехнология и наука о живой материи (9 групп программ) Энергетика (4 группы программ  
 
65. Сущность эконом и социальной политики государства. Диалектика взаимосвязи.

Социальная политика государства - форма сознательного воздействия на социальную сферу жиз-недеятельности людей с целью ее изменения. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного произ-водства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Экономическая политика государства - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для дости-жения общественно значимых целей. Правительство выполняет множество политических, соци-альных и экономических функций. Для их выполнения используется набор инструментов, рыча-гов, мер, оказывающих влияние на деловую активность, уровень занятости, дифференциацию до-ходов и т.д. Основные направления экономической политики государства: фискальная (бюджетно-налоговая) политика; монетарная (денежно-кредитная) политика; социальная политика; внешнеэкономическая политика.  

66. Стратегические  цели социальной политики и  условия, необходимые для их достижения. Стратегическими целями социальной политики являются: •гарантированное осуществление гражданских прав жителей на охрану здоровья, об-разование, приобщение культурным ценностям, благоустроенное жилище, торговое, быто-вое, социальное обслуживание, связь с административными центрами; •создание среды обитания, позволяющей воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность товаропроизводите-лей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность; •обеспечение социальной защищенности малоимущих пользователей услуг и потреб-ности в социальном обслуживании инвалидов, лиц пожилого возраста, детей других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения; •обеспечение возможности выбора типов и форм обслуживания с учетом интересов разных по уровню доходов групп населения; •сближение условий жизнедеятельности и на этой основе установление баланса труда и капитала между городом и деревней. Условия, необходимые для достижения целей социальной политики: •выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; •единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения; •протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспече-нию финансирования социальной сферы; •единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение».

 

67. Социальная политика  России на современном этапе  ее развития 

Cоциальная политика - концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности. Этапы развития социальной политики России: 1992 н.-1996, жесткая соц политика, «шоковая терапия». Характеристики: обеспечение лишь необходимого уровня потребления, отстуствие долгосрочной стратегической политики, резкое падение ВВП, галопирующая инфляция 1997-2000 («Программа социальных реформ Российской Федерации на период 1996—2000 гг.») Характеристики: отказ государства от патернализма, жесткого детерминирования поведения человека, разгосударствление соц сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину услуг, формирование социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей, с реально повышающимся качеством и снижением издержек на производство социальных услуг Этапы социальных реформ: 1996-1997 Характеристики: локальный характер, стабилизация уровня жизни, снижение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и соц прав. Меры: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращение массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда. 1998 – 2000 Задачи: ввести часовую тарифную ставку; внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях,; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов для более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации; создание и сохранение рабочих мест; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов. С 2001 («Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)») Задачи: обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ общественно приемлемого качества, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, комфортное жилье, формирование институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий. 

68. Содержание основных сфер регулирования социальных процессов, происходящих в российском обществе

Сфера доходов и личного потребления семьей Объект - оплата труда лиц, работающих по найму. Цель - стимулирование трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Меры: во внебюджетным секторе (гарантии мин ЗП на основе тарифных договоров, регулирование ЗП руководителей гос, мун и казенных учрж) и бюджетном секторе (уточнение ЕТС, стимулирование высококвалиц-х работников итд) Сфера общественного благосостояния Предусматривает разработку и использование минимального потребительского бюджета (прожиточный минимум) и механизм социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет - набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. Механизм социальной защиты населения — это индексация доходов, поддержка со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, например, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальной науки и др. Область труда и занятости Цель: создание новых рабочих мест, обеспечение функционирования служб и фонда содействия занятости, выплату пособий по безработице, организацию оплаты общественных работ для временно незанятых, разработку программ создания, сохранения и развития рабочих мест. Особенности: является связующим звеном между эконом и соц политикой, влияет на политику в сфере благосостояния Поддержка социально незащищенных групп населения Совершентсвование пенсий социальное обслуживание семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплату социальных пособий, стипендий, компенсаций; создание необходимых условий для реализации функций семьи : экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, повышение качества жизни семей Отрасли соц инфраструктуры государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований; выделение средств на реализацию программ образования, здравоохранения, социальной защиты населения и культуры, расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"