Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
36. Методы прямых
инженерно-экономических
37. Балансовый метод
и его роль в решении
Балансовый метод- центральный метод в макропланировании. С помощью этого метода реализуется принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев. Под ним понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов — добиться баланса (равновесия) между показателями. Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития нац.экономики. Сущность - увязка потребностей страны в различных видах продукции, мат , трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Он предполагает разработку целой системы балансов , представляющих систему показателей , в которой одна часть, характеризующие ресурсы по источникам поступления = другой, показывал щей использование и распределение по всем направлениям их расходов . Нельзя смешивать балансовый метод с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы стратегического планирования. Балансовый метод широко используется при решении проблем всех типов структурированности. Виды балансов: платежный, доходов и расходов гос-ва, денежных дох. и расх. населения, спроса и предложения… Результаты балансовых расчетов служить основой при формировании структурной, социальной, фин-бюджетной и кредитно-ден политики гос-ва. Центральной место - материальные балансы, которые состоят из двух частей: ресурсы и распределении ресурсов. Ресурсы - основные источники поступления, распределение -основные направления потребления.
Разработка баланса начинается
с определения потребностей в ресурсах.
Заключительным этапом разработки баланса
является процесс увязки потребностей
с ресурсами, осуществляемый путем разработки
мероприятий по сокращению норм расходования
ресурса на единицу продукции, увеличение
производства ресурса в результате внедрения
новых технологий и т.д. Работа по увязке
части баланса называется его корректировкой.
38. Экономико-математические
методы и модели в системе современного
стратегического планирования.
Экономико-математ методы - специфические
приемы анализа социально-эконом систем,
равновесия экономики, прогнозирования
эконом роста. Большое значение для практики
стратег план-я имеют экономико-математические
модели. Важнейшими экономико-математическими
моделями являются: 1) СНС,2).балансовая
таблица “Затраты-выпуск”3)
43. Система прогнозов, разрабатываемых
в России на макроуровне.
Гос прогнозы соц-эк
развития РФ - это комплексный
анализ демографической
54. Опыт макроэкономического
планирования во Франции: раскройте содержание
его первого этапа.
Первый этап: послевоенный период
(c 1945г и около 20 лет). Характерно принятие
обязательных для предприятий планов
для быстрого восстановления экономик
(начало среднесрочного планирования)
Первый пятилетний план - с 1947 по 1952 г. Цель:
ускоренное восстановление французской
экономики, ее реконструкция, модернизация
и индустриализация. Было необходимо повысить
производительность труда и усилить конкурентоспособность
французской продукции на мировом рынке.
Для достижения цели предусматривались
объемы инвестиций, порядок финансирования,
обеспечение рабочей силой, уровень издержек
производства + реформа налогообложения,
облегчающая государству сосредоточение
необходимых финансовых ресурсов, а предприятиям
— производственное накопление. В это
время происходит создание системы плановых
органов Франции: 1. Генеральный комиссариат
по планированию, на который возлагалась
разработка планов развития национальной
экономики и их контроль. Подчиняется
комиссариат непосредственно премьер-министру
страны, имеет вертикальную и горизонтальную
структуры. Вертикальная структура включает
четыре крупных отдела: финансовый (денежные
аспекты подготовки и исполнения планов),
социальный (социальные проблемы, политика
доходов и занятости), региональный и городской
(развитие регионов и городов), координационный
(координация всех работ по подготовке
планов). Горизонтальную структуру образуют
следующие отделы: промышленный, сельскохозяйственный,
энергетики, транспорта, телекоммуникаций.
2. Высший совет по вопросам планирования
(обсуждение и принятие общих направлений
экономического плана) 3. Межминистерский
плановый комитет (контролирует подготовку
и исполнение плановых программ) 4. Комитет
по регионализации планов (разработка
региональных планов) 5. Центральный совет
по вопросам планирования, созданный в
1974 г. Возглавляет его президент страны.
6.Министерство экономики и финансов (МЭФ)
(определяет порядок налогообложения,
распределяет мобилизованные средства,
осуществляет прямой контроль над денежным
обращением и кредитной системой)
55. Организация
макроэкономического
Второй этап (конец 1960-х годов)
частный сектор окреп и возникла необходимость
координации его деятельности государством
характерно: переход к индикативному плану,
который содержит ограниченное число
обязательных заданий. Такой план имеет
направляющий, рекомендательный характер.
Целевые задачи плана предусматривают
сокращение безработицы, сдерживание
инфляции, повышение технологического
уровня производства, улучшение профессиональной
подготовки кадров, выравнивание платежного
и торгового балансов. Поскольку рынок
не решает проблему социальной защищенности
населения, не обеспечивает проведение
фундаментальных научных исследований,
плохо участвует в решении таких долгосрочных
проблем, как развитие производственной
инфраструктуры, общественного транспорта,
то этими задачами занимается государство.
Государство использует механизм выдачи
производителям специальных госзаказов.
Заказы государства имеют для предприятий
и фирм приоритетный характер и обеспечивают
устойчивость вложений капиталов. Для
усиления заинтересованности фирм в государственных
заказах государство осуществляет их
прямое поощрение путем льготного ценообразования,
налогообложения и кредитования. Индикативный
план принимает парламент страны. План
служит ориентиром для договоров с регионами,
департаментами и коммунами Франции, касающихся
как материальных, так и финансовых аспектов
их развития, включая получение из центрального
бюджета субсидий и дотаций. От этого в
свою очередь зависит характер бюджетной
политики на местах.
56. Опыт макроэкономического планирования во Франции: раскройте содержание его третьего этапа.
Третий этап: конец 80-х—начало
90-х годов. предпосылка: интернационализация
экономик стран ЕС, формирование общеевропейского
рынка, ликвидация национальных границ
и намерение ввести общую валюту. сущность:
переход от индикативного планирования
к стратегическому. Занимаются планами
2 структуры: генеральный комиссариат
по планированию и государство. Гос-во
определяет: пути, по которым предстоит
развиваться обществу, рынки, на которых
лучше действовать, технологии, которые
необходимо осваивать в первую очередь,
пути обеспечения социального единства
страны, сектор экономики и общественные
структуры, на которые при этом следует
опираться. + отвечает за реализацию планов
Генеральный комиссариат получает статистику
о деятельности государственных и частных
предприятий, анализирует их хозяйственную
деятельность и формирует стратегические
планы и текущие прогнозы. Главная задача
развития французской экономики — укрепление
национальной валюты и обеспечение занятости
+ развитие системы образования, поддержка
научных исследований, обустройство территории
Франции, обновление государственных
служб. Стратегические планы дополнялись
след мерами: антимонопольной политикой
для расширения сети малых предприятий;
свободным доступом на внутренний рынок
иностранного капитала; государственным
управлением ценами контроль за оплатой
труда через налоговую систему • изменения
в кредитно-денежной и налоговой политике.
57. Особенности макропланирования
в Италии: общая характеристика
Работы по гос планированию
начались после 2 Мировой Войны. Сначала
- программы развития важнейших отраслей
(металлургии, нефтехимии и др), а также
отдельных регионов (прежде всего юга
Италии). Сегодня работу в данной области
ведут Министерство бюджета и программирования,
межминист комитет по программированию
экономики и промышленности. система макро
планирования: 1) отраслевые программы,
2) региональные, 3) общенац экон планы,
4) целевые программы по решению важнейших
эконом задач (носят стратег характер).
В конституции Италии имеется специальная
статья, провозглашающая необходимость
и неотложность экономического программирования.
Действующие средне- и долгосрочные локальные
планы различаются по: •Целенаправленности.
Планы могут носить социальный характер
(строительство школ и больниц и тп), технико-производственный
(развитие химпрома) и общехозяйствен-ный
характер; -Территории: региональный характер,
другие – национальный. •Сферам и срокам
действия- зависят от остроты проблем,
а также от состояния отраслей, на развитие
ко-торых направлены планы •Методам финансирования
-реализуемые только за счет бюджетных
ассигнований, а также осуществление которых
требует и привлечения средств с денежных
рынков •Инструменты осуществления. Локальные
планы делятся на: - реализуемые гос администрацией,
- автономными гос предприятиями, - специально
созданными для решения определенных
задач (например, «Касса Юга») Лучше всего
в Италии зарекомендовали себя локальные
программы, хуже всего – общенациональ-ные
(искл. – «программа подъема экономики
Юга» 1950г.)
58. Организация макропланирования
в ФРГ и Швеции ФРГ.
До 1960-х гг. прогнозирование
и программирование считались
неприемлемыми, а на понятие «планирование»
было наложено табу. Потом социал-демократы
выдвинули идею глобального
59. Организация и особенности
макро пл-ния в Японии.