Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
28. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования: сущность, содержание общих принципов
Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования и определяющего задачи, направление и характер составления, а также возможности выполнения плановых заданий и проверки их выполнения. Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, поэтому для него общезначимы четыре общих принципа управления: принцип единства экономики и политики при приоритете политики; принцип единства централизма и самостоятельности; принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений; принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений. I. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Согласно этому принципу разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченных к реализации соответствующими субъектами управления, на макроуровне — политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформированным правительством. Она должна обеспечивать сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части его населения. В этих условиях плановые документы являются инструментом реализации политики господствующих в данное время классов, социальных общностей людей, отражают не только социально-экономические и хозяйственные решения, но и политические. II. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов должны, с одной стороны, базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой — воздействовать на них в нужном для общества направлении. III. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает, что при их составлении необходимо: • учитывать действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности. изучать и использовать в плановой работе достижения современной отечественной и зарубежной науки и техники • на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение и тп • обеспечивать в процессе стратегического планирования органическое единство стратегических и тактических планов, программ и прогнозов; • повышать степень достоверности планово-учетной информации, являющейся базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов; • постоянно совершенствовать технологию разработки всех плановых документов; • обеспечивать комплексное использование всех других элементов методологии стратегического планирования. IV. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает: во-первых, объективную необходимость органически увязывать интересы различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечивать ее реализацию в процессе определения стратегических целей проектов программ и планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных программ и планов решать проблемы исходя из приоритета интересов укрепления безопасности, обороноспособности, социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей для всех членов общества; в-третьих, создавать с помощью системы экономических стимулов в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами личную и коллективную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий.
29. Принципы (закономерности)
методологии стратегического
Стратегическое планирование опирается на такие специфические, или локальные, принципы, как: обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев; единство и комплексность прогнозов, стратегических программ и планов; единство процесса разработки, обеспечение возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. 1. Принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев. Суть его состоит в планомерном, сознательном формировании соответствующими субъектами управления пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы исходя из определенного критерия оптимальности. Критериями оптимальности могут быть: время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; количество работников, необходимое для решения плановой задачи. 2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. Объективной основой данного принципа являются единство воспроизводственного процесса в рамках фирмы, региона, страны в целом и существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой. Единство различных плановых документов может быть либо формальным, т.е. обеспечиваться едиными формами, таблицами, показателями и способами их расчета, либо материальным, т.е. опираться на конкретные ресурсы, необходимые для выполнения заданий. 3. Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и планов. В процессе составления проектов программ и планов должны быть обеспечены внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки. Практическая реализация требований данного принципа в стратегическом планировании предполагает, во-первых, своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, участников различных проектов, во-вторых, тщательную проверку соответствия хода выполнения решений стратегических программ и планов намеченным параметрам функционирования национальной экономики, ее отдельных подсистем и элементов. Практическая реализация требований данного принципа в стратегическом планировании предполагает, во-первых, своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, участников различных проектов, во-вторых, тщательную проверку соответствия хода выполнения решений стратегических программ и планов намеченным параметрам функционирования национальной экономики, ее отдельных подсистем и элементов. Проверка выполнения намеченных целей, задач, показателей призвана: определить ошибки, допущенные в процессе стратегического планирования; вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности, не учтенные ранее или вновь возникшие, и включить их в воспроизводственный процесс; обнаружить сложившиеся или складывающиеся диспропорции, несоответствия в планируемом объекте и принять неотложные меры по их устранению; выявить новые потребности, возникшие в ходе выполнения плановых заданий, и отыскать необходимые ресурсы, требующиеся для их удовлетворения.
30. Методологические подходы в системе методологии стратегического планирования: сущность, содержание
Методологический подход —
это единое, целостное направление использования
(применения) логики, принципов и методов
стратегического планирования в ходе разработки
прогнозов, проектов стратегических программ
и планов всех уровней и временных горизонтов.
В практике современного стратегического
планирования фактически применяется
системный подход в таких его модификациях,
как: системно-комплексный; системно-программный
(программно-целевой); системно-мультипликационный;
системно-нормативный; системный режим
экономии; системно-динамический. Системный
подход представляет собой форму приложения
теории познания и диалектики к исследованию
процессов, происходящих в природе, обществе,
мышлении. Его сущность состоит в реализации
требований общей теории систем, согласно
которой каждый объект в процессе его
исследования должен рассматриваться,
с одной стороны, как большая и сложная
система, а с другой — как элемент более
общей системы. Развернутое определение
системного подхода включает также обязательное
изучение и практическое использование
таких его аспектов, как: системно-элементный
или системно-комплексный системно-структурный
системно-функциональный системно-целевой
системно-ресурсный системно-интеграционный
системно-коммуникационный системно-исторический
Системно-комплексный подход — конкретизация
и использование системного подхода в
различных социальных системах (комплексах):
коммерческих организациях и их объединениях,
региональных совокупностях, сферах жизнедеятельности
общества, обществе в целом. Каждый такой
комплекс рассматривается как сложная
динамическая система и как компонент
более высокой по уровню системы. При этом
берутся в органическом единстве элементный,
структурный, функциональный, целевой,
ресурсный, интегративный, коммуникативный
и исторический аспекты. Системно-программный
(программно-целевой) подход — конкретизация
и приложение системного подхода к решению
локальных крупных научных, технических,
социальных, экономических, экологических
и иных проблем, возникающих перед соответствующими
объектами стратегического планирования.
Важнейшие характерные черты системно-программного
подхода: единство четкой целевой ориентации,
комплексности намечаемых мероприятий,
определенности сроков их осуществления,
адресности и указание источников ресурсов.
Системно-мультипликационный подход (от
лат. multum — множественность) — конкретизация
и приложение системного подхода к исследованию
процессов, связанных с возникновением
и мультипликацией эффектов, образующихся
в разных подсистемах общества Системно-нормативный
подход — конкретизация и приложение
системного подхода к стратегическому
планированию требований субъектов планирования
к его объектам по оптимальному использованию
выделенных в их распоряжение различных
ресурсов (трудовых, материальных, производственных,
финансовых и т.д.). Обычно он реализуется
в следующих важнейших направлениях: установление
социальных ориентиров использование
в управлении производством в других сферах
системы норм Системный подход режима
экономии — конкретизация и приложение
системного подхода к исследованию, разработке
и обоснованию мероприятий, обеспечивающих
реализацию требований закона экономии
времени во всех сферах жизнедеятельности
общества, его отдельных подсистем и элементов.
Системно-динамический подход — конкретизация
и приложение системного подхода к исследованию,
разработке и обоснованию мероприятий,
направленных на придание большего динамизма
развитию соответствующих объектов стратегического
планирования, на повышение его качественных
характеристик
31. Система показателей стратегического
планирования: сущность структура, важнейшие
требования, предъявляемые к ним
Разработка прогнозов, стратегических
программ и планов невозможна без
использования системы показателей. В
страт. планирование под показателем следует
понимать меру (количественную или качественную)
планового задания, придающую ему количественную
или качественную определенность. Современная
система показателей позволяет охарактеризовать
основные социально-экономические процессы
в обществе и его подсистемах и используется
в их гос. регулировании. Различают несколько
систем показателей: планирования в целом
(показатели федеральных программ и комплексных
социально-экономических прогнозов, СНС,
гос.бюджета); используемых в процессе
разработки органами гос. власти комплексных
прогнозов соц.-эк. развития страны, федеральных
стратегических программ, государственного
бюджета страны; развития субъектов федерации
(показатели региональных целевых программ
и местных бюджетов); развития отдельной
отрасли; • прогнозов, стратегических
программ и планов развития коммерческих
организаций и их ассоциаций (объединений).
Требования к системе показателей в стратегическом
планировании: единство и обязательность
показателей. (Разрабатывается перечень
утверждаемых и используемых для расчетов
показателей; способность агрегироваться
и дезагрегироваться, быть сопоставимыми;
четкая мера, т.е. показатели должны быть
измеряемыми; обеспечение комплексной
характеристики планируемых объектов;
гибкость, адаптивность, способность отражать
все изменения в состоянии объекта планирования;
адресность; ориентирование объектов
планирования на рост продуктивности,
результативности и эффективности; численная
ограниченность количества показателей
и временных горизонтов.
32. Система показателей стратегического планирования: современная классификация, содержание каждой группы
В зависимости от связи с объектами
страт. планирования и содержанием меры показатели классифицируют
на: конечные и промежуточные; натуральные
и стоимостные; количественные и качественные;
объемные и сетевые; абсолютные и относительные;
• утверждаемые, расчетные и информационные
(справочные). Деление на конечные и промежуточные
связано с особенностями удовлетворения
потребностей общества на различных уровнях
управления и планирования. Поэтому конечные
результаты и их показатели имеют определенное
содержание и границы (блага, удовлетворяющие
потребности от товаропроизводителей,
физ. лиц, субъектов федерации и отраслевых
систем и до общества в целом). Под промежуточными
понимают показатели, характеризующие
объемы продукции, необходимой для изготовления
конечного продукта. Натуральные показатели
характеризуют вещественную сторону производства.
Натуральные показатели измеряются в
единицах, которые связаны с характером
продукции. Однако сфера их применения
относительно ограничена, поскольку они
характеризуют лишь частные связи и пропорции.
Для расширения сферы их использования
разрабатывают условно-натуральные показатели.
Их устанавливают путем приведения многообразия
натурального выражения данного вида
продуктов к единому при помощи переводных
коэффициентов. Общей основой для установки
условно-натуральных показателей выбирается
какое-либо решающее потребительское
свойство продукции или услуги, имеющее
наибольшее экономическое значение. Стоимостные
показатели. С их помощью выражаются совокупные
результаты воспроизводственного процесса
(производство ВВП, ВНП, промежуточное
потребление, валовая добавленная стоимость
и т.п.). Стоимостные показатели позволяют
обеспечить взаимную увязку всех разделов
прогнозов, стратегических программ и
планов, определить направления развития
отраслей, регионов, структуру нац. экономики,
важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней,
темпы эк. роста. С помощью стоимостных
показателей составляются различные экономические
балансы. Количественные показатели характеризуют
прямые непосредственные результаты производства
или работ и делятся на объемные и сетевые.
Объемные показатели отражают размеры
производства продукции, задания по объему
капитальных работ, производительность
труда в рублях на одного работника и др.,
а сетевые — задания по развитию различных
отраслей социальной инфраструктуры (количество
школ, больниц, учреждений культуры и др.,
а также контингенты врачей, учителей,
школьников, студентов и т.д.). Качественные
показатели характеризуют потребительную
стоимость продукции, условия развития
как общественного, так и индивидуального
производства, степень его эффективности.
Качественные показатели делятся на технико-экономические
и экономические. Первые охватывают технико-экономические
нормы и измерители и отражают эффективность
использования основных и оборотных фондов.
Экономические показатели характеризуют
эффективность использования трудовых
и финансовых ресурсов и являются важнейшими
синтетическими показателями, отражающими
качество работы коммерческих организаций
и отраслей национальной экономики. К
числу экономических показателей относят
производительность труда, уровень издержек
производства и обращения, рентабельность
и др. Деление показателей на качественные
и количественные носит условный характер,
так как качественные показатели имеют
количественную определенность, а количественные
— качественную характеристику. Абсолютные
показатели выражают количественную характеристику
измеряемого процесса или явления, относительные
— характеризуют эти явления на основе
определенной базы. С помощью относительных
показателей определяются темпы роста
и прироста, дается обобщенное представление
о динамике соответствующих величин во
времени. Утверждаемые показатели являются
обязательными для исполнения. Значительная
часть имеет адресный характер (показатели
гос.бюджета, бюджетов субъектов РФ и др.)
Количество утверждаемых показателей
в рыночном хозяйстве сокращается при
переходе от планов коммерческих организаций
к планам субъектов федерации и страны
в целом. К расчетным показателям относят
такие, с помощью которых обосновываются
утверждаемые. Информационные (справочные)
показатели — это различного рода аналитические
показатели (например, «в расчете на душу
населения», «на 100 000 населения», «доля»
и т.д.), позволяющие сравнивать уровни
развития отдельных субъектов Российской
Федерации (республик, краев, областей,
регионов), фирм, отраслей и т.д.
33. Структурность
проблем стратегического
Составление различных плановых
документов предполагает выявление и
решение многообразных экономических,
социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы
планирования представляют собой различие
между фактическим и желательным состоянием
объекта планирования, а также теоретические
и практические вопросы, требующие разрешения.
Проблемы различают по характеру их структурности,
т.е. по степени развитости связей между
явлениями и процессами, между факторами,
причинами и следствиями. 4 класса проблем:
1) стандартные (хорошо структурированные).
Связи здесь строго детерминированы, т.е.
изменение «фактора—причины» ведет к
однозначному изменению результативного
признака; 2) структурированные. Связи
носят коррелятивный характер высокой
степени взаимодействия. Изменения факторных
причин отражаются в результативном признаке
с некоторым интервалом, но однозначно
(например, определение темпов роста производительности
труда в зависимости от динамики его энерговооруженности);
3) слабоструктурированные. Их связи характеризуются
невысоким уровнем взаимодействия. На
результативный признак влияют многие
факторные причины, воздействие которых
отражается в изменениях результативного
признака (например, определение уровня
урожайности сельскохозяйственных культур,
состава и структуры населения в планируемом
периоде и др.); 4) неструктурированные.
Связи в такого типа проблемах могут быть
установлены только на основе логического
анализа. Изменение результативного признака
трудно предсказуемо (например, развитие
науки и техники в долгосрочной и сверхдальней
перспективах). Под методом стратегического
планирования понимают конкретный способ
(технический прием), с помощью которого
решается какая-либо проблема планирования
и рассчитываются числовые значения показателей
прогнозов, стратегических программ и
планов. В связи с различиями в структурности
проблем стратегического планирования
используется несколько методов разработки
прогнозов, программ и планов: экспертные
(оценочные) или эвристические; социально-экономического
анализа; прямых инженерно-экономических
расчетов; балансовый; экономико-математические
методы и модели; системного анализа и
синтеза.
35. Метод социально-экономического
анализа в системе методов стратегического
планирования
Соц.-эк. анализ - неотъемлемой
частью и основной элемент методики макроэк.
планирования и прогнозирования. Анализ
должен вестись на макроуровне, мезо- (субъекты
федерации) и микро (фирмы, корпорации). Необходимо
опираться на системный анализ (система
- все общество, его нац. экономика, ее отдельные
структурные элементы, при этом анализ
должен быть комплексным. Сущность - социальный
или экономический процесс или явление
расчленяется на составные части и выявляются
взаимосвязи и влияние этих частей друг
на друга и на ход развития всего процесса.
Стадии соц-эк. анализа: 1) постановка проблемы
2) определение целей и критериев оценки
3) подготовка информации для анализа 4)
изучение и аналитическая обработка информации
5) разработка рекомендаций о возможных
вариантах решения проблемы и достижения
цели 6) оформление результатов анализа.
Социально-экономический анализ на макаронине
предполагает комплексное изучение темпов
развития экономики и структура общественного
производства, анализируется динамика
народонаселения: поло-возрастной состав,
уровень занятости и т.д. Особенно важно
выявлять тенденции изменения важнейших
показателей эффективности производства,
характеризующих качество экономического
роста, материало и энергонмкости, фондотдачи
и производительности труда. Комплексный
анализ предшествующего периода должен
завершаться общей оценкой уровня эк развития,
и народного благосостояния в сопоставлении
с аналогичными показателями наиболее
развитых стран и разработкой рекомендаций
решения проблем по достижению целей наиболее
эффективным путем. На микро уровне акцент
делается на выявлении резервов, снижения
издержек производства, определения путей
и эффективного использования произ мощностей,
фин и труд ресурсов. В процессе эк анализа
используют сравнение, группировки, индексный
метод, проводится различного рода балансовые
расчеты, используются многообразные
нормы и нормативы, а также эк-мат методы.
Метод группировок предполагает объединение
объектов соц-эк анализа в качественно
однородные группы, что позволяет исследовать
закономерности их развития, изучить влияние
отдельных факторов, опрелеояющих их динамику,
характер действия и выявить тенденции
развития данной однородной группы социально-экономических
явлений и процессов. Для определения
влияния каждого фактора на изменения
обобщающего показателя нужно использовать
метод элиминирования. Влияние факторов
определяется в установленной последовательности,
при этом предполагается, что при определении
влияния одного фактора численные значения
других факторов остаются неизменными.
Элиминирование -прием цепных постановок
. Индексный метод используется для анализа
темпов и пропорций развития экономики
на основе использования макроэкономических
показателей и цен. Индексы показателей
могут отражать фактические или прогнозируемые
темпы и их изменения . Они позволяют получить
реальную картину экономического развития.