Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

 

28. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования: сущность, содержание общих принципов

Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования и определяющего задачи, направление и характер составления, а также возможности выполнения плановых заданий и проверки их выполнения. Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, поэтому для него общезначимы четыре общих принципа управления: принцип единства экономики и политики при приоритете политики; принцип единства централизма и самостоятельности; принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений; принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений. I. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Согласно этому принципу разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченных к реализации соответствующими субъектами управления, на макроуровне — политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформированным правительством. Она должна обеспечивать сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части его населения. В этих условиях плановые документы являются инструментом реализации политики господствующих в данное время классов, социальных общностей людей, отражают не только социально-экономические и хозяйственные решения, но и политические. II. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов должны, с одной стороны, базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой — воздействовать на них в нужном для общества направлении. III. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает, что при их составлении необходимо: • учитывать действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности. изучать и использовать в плановой работе достижения современной отечественной и зарубежной науки и техники • на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение и тп • обеспечивать в процессе стратегического планирования органическое единство стратегических и тактических планов, программ и прогнозов; • повышать степень достоверности планово-учетной информации, являющейся базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов; • постоянно совершенствовать технологию разработки всех плановых документов; • обеспечивать комплексное использование всех других элементов методологии стратегического планирования. IV. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает: во-первых, объективную необходимость органически увязывать интересы различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечивать ее реализацию в процессе определения стратегических целей проектов программ и планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных программ и планов решать проблемы исходя из приоритета интересов укрепления безопасности, обороноспособности, социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей для всех членов общества; в-третьих, создавать с помощью системы экономических стимулов в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами личную и коллективную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий.

 

29. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования: сущность, содержание специфических (локальных) принципов 

Стратегическое планирование опирается на такие специфические, или локальные, принципы, как: обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев; единство и комплексность прогнозов, стратегических программ и планов; единство процесса разработки, обеспечение возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. 1. Принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев. Суть его состоит в планомерном, сознательном формировании соответствующими субъектами управления пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы исходя из определенного критерия оптимальности. Критериями оптимальности могут быть: время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; количество работников, необходимое для решения плановой задачи. 2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. Объективной основой данного принципа являются единство воспроизводственного процесса в рамках фирмы, региона, страны в целом и существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой. Единство различных плановых документов может быть либо формальным, т.е. обеспечиваться едиными формами, таблицами, показателями и способами их расчета, либо материальным, т.е. опираться на конкретные ресурсы, необходимые для выполнения заданий. 3. Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и планов. В процессе составления проектов программ и планов должны быть обеспечены внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки. Практическая реализация требований данного принципа в стратегическом планировании предполагает, во-первых, своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, участников различных проектов, во-вторых, тщательную проверку соответствия хода выполнения решений стратегических программ и планов намеченным параметрам функционирования национальной экономики, ее отдельных подсистем и элементов. Практическая реализация требований данного принципа в стратегическом планировании предполагает, во-первых, своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, участников различных проектов, во-вторых, тщательную проверку соответствия хода выполнения решений стратегических программ и планов намеченным параметрам функционирования национальной экономики, ее отдельных подсистем и элементов. Проверка выполнения намеченных целей, задач, показателей призвана: определить ошибки, допущенные в процессе стратегического планирования; вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности, не учтенные ранее или вновь возникшие, и включить их в воспроизводственный процесс; обнаружить сложившиеся или складывающиеся диспропорции, несоответствия в планируемом объекте и принять неотложные меры по их устранению; выявить новые потребности, возникшие в ходе выполнения плановых заданий, и отыскать необходимые ресурсы, требующиеся для их удовлетворения.

 

30. Методологические  подходы в системе методологии  стратегического планирования: сущность, содержание 

Методологический подход — это единое, целостное направление использования (применения) логики, принципов и методов стратегического планирования в ходе разработки прогнозов, проектов стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов. В практике современного стратегического планирования фактически применяется системный подход в таких его модификациях, как: системно-комплексный; системно-программный (программно-целевой); системно-мультипликационный; системно-нормативный; системный режим экономии; системно-динамический. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться, с одной стороны, как большая и сложная система, а с другой — как элемент более общей системы. Развернутое определение системного подхода включает также обязательное изучение и практическое использование таких его аспектов, как: системно-элементный или системно-комплексный системно-структурный системно-функциональный системно-целевой системно-ресурсный системно-интеграционный системно-коммуникационный системно-исторический Системно-комплексный подход — конкретизация и использование системного подхода в различных социальных системах (комплексах): коммерческих организациях и их объединениях, региональных совокупностях, сферах жизнедеятельности общества, обществе в целом. Каждый такой комплекс рассматривается как сложная динамическая система и как компонент более высокой по уровню системы. При этом берутся в органическом единстве элементный, структурный, функциональный, целевой, ресурсный, интегративный, коммуникативный и исторический аспекты. Системно-программный (программно-целевой) подход — конкретизация и приложение системного подхода к решению локальных крупных научных, технических, социальных, экономических, экологических и иных проблем, возникающих перед соответствующими объектами стратегического планирования. Важнейшие характерные черты системно-программного подхода: единство четкой целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, определенности сроков их осуществления, адресности и указание источников ресурсов. Системно-мультипликационный подход (от лат. multum — множественность) — конкретизация и приложение системного подхода к исследованию процессов, связанных с возникновением и мультипликацией эффектов, образующихся в разных подсистемах общества Системно-нормативный подход — конкретизация и приложение системного подхода к стратегическому планированию требований субъектов планирования к его объектам по оптимальному использованию выделенных в их распоряжение различных ресурсов (трудовых, материальных, производственных, финансовых и т.д.). Обычно он реализуется в следующих важнейших направлениях: установление социальных ориентиров использование в управлении производством в других сферах системы норм Системный подход режима экономии — конкретизация и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обоснованию мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономии времени во всех сферах жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и элементов. Системно-динамический подход — конкретизация и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обоснованию мероприятий, направленных на придание большего динамизма развитию соответствующих объектов стратегического планирования, на повышение его качественных характеристик  
 
31. Система показателей стратегического планирования: сущность структура, важнейшие требования, предъявляемые к ним

Разработка прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. В страт. планирование под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность. Современная система показателей позволяет охарактеризовать основные социально-экономические процессы в обществе и его подсистемах и используется в их гос. регулировании. Различают несколько систем показателей: планирования в целом (показатели федеральных программ и комплексных социально-экономических прогнозов, СНС, гос.бюджета); используемых в процессе разработки органами гос. власти комплексных прогнозов соц.-эк. развития страны, федеральных стратегических программ, государственного бюджета страны; развития субъектов федерации (показатели региональных целевых программ и местных бюджетов); развития отдельной отрасли; • прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений). Требования к системе показателей в стратегическом планировании: единство и обязательность показателей. (Разрабатывается перечень утверждаемых и используемых для расчетов показателей; способность агрегироваться и дезагрегироваться, быть сопоставимыми; четкая мера, т.е. показатели должны быть измеряемыми; обеспечение комплексной характеристики планируемых объектов; гибкость, адаптивность, способность отражать все изменения в состоянии объекта планирования; адресность; ориентирование объектов планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности; численная ограниченность количества показателей и временных горизонтов.  

32. Система показателей  стратегического планирования: современная  классификация, содержание каждой  группы 

В зависимости от связи с объектами страт. планирования и содержанием меры показатели классифицируют на: конечные и промежуточные; натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объемные и сетевые; абсолютные и относительные; • утверждаемые, расчетные и информационные (справочные). Деление на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования. Поэтому конечные результаты и их показатели имеют определенное содержание и границы (блага, удовлетворяющие потребности от товаропроизводителей, физ. лиц, субъектов федерации и отраслевых систем и до общества в целом). Под промежуточными понимают показатели, характеризующие объемы продукции, необходимой для изготовления конечного продукта. Натуральные показатели характеризуют вещественную сторону производства. Натуральные показатели измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Однако сфера их применения относительно ограничена, поскольку они характеризуют лишь частные связи и пропорции. Для расширения сферы их использования разрабатывают условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продуктов к единому при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или услуги, имеющее наибольшее экономическое значение. Стоимостные показатели. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство ВВП, ВНП, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость и т.п.). Стоимостные показатели позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления развития отраслей, регионов, структуру нац. экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы эк. роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ и делятся на объемные и сетевые. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на одного работника и др., а сетевые — задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры (количество школ, больниц, учреждений культуры и др., а также контингенты врачей, учителей, школьников, студентов и т.д.). Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции, условия развития как общественного, так и индивидуального производства, степень его эффективности. Качественные показатели делятся на технико-экономические и экономические. Первые охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов и являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность и др. Деление показателей на качественные и количественные носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные — качественную характеристику. Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления, относительные — характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени. Утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Значительная часть имеет адресный характер (показатели гос.бюджета, бюджетов субъектов РФ и др.) Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели — это различного рода аналитические показатели (например, «в расчете на душу населения», «на 100 000 населения», «доля» и т.д.), позволяющие сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей и т.д.  

33. Структурность  проблем стратегического планирования  и методы их решения (общая  характеристика)

Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы планирования представляют собой различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования, а также теоретические и практические вопросы, требующие разрешения. Проблемы различают по характеру их структурности, т.е. по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. 4 класса проблем: 1) стандартные (хорошо структурированные). Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение «фактора—причины» ведет к однозначному изменению результативного признака; 2) структурированные. Связи носят коррелятивный характер высокой степени взаимодействия. Изменения факторных причин отражаются в результативном признаке с некоторым интервалом, но однозначно (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его энерговооруженности); 3) слабоструктурированные. Их связи характеризуются невысоким уровнем взаимодействия. На результативный признак влияют многие факторные причины, воздействие которых отражается в изменениях результативного признака (например, определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур, состава и структуры населения в планируемом периоде и др.); 4) неструктурированные. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (например, развитие науки и техники в долгосрочной и сверхдальней перспективах). Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ (технический прием), с помощью которого решается какая-либо проблема планирования и рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов. В связи с различиями в структурности проблем стратегического планирования используется несколько методов разработки прогнозов, программ и планов: экспертные (оценочные) или эвристические; социально-экономического анализа; прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый; экономико-математические методы и модели; системного анализа и синтеза. 
 
35. Метод социально-экономического анализа в системе методов стратегического планирования

Соц.-эк. анализ - неотъемлемой частью и основной элемент методики макроэк. планирования и прогнозирования. Анализ должен вестись на макроуровне, мезо- (субъекты федерации) и микро (фирмы, корпорации). Необходимо опираться на системный анализ (система - все общество, его нац. экономика, ее отдельные структурные элементы, при этом анализ должен быть комплексным. Сущность - социальный или экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязи и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Стадии соц-эк. анализа: 1) постановка проблемы 2) определение целей и критериев оценки 3) подготовка информации для анализа 4) изучение и аналитическая обработка информации 5) разработка рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения цели 6) оформление результатов анализа. Социально-экономический анализ на макаронине предполагает комплексное изучение темпов развития экономики и структура общественного производства, анализируется динамика народонаселения: поло-возрастной состав, уровень занятости и т.д. Особенно важно выявлять тенденции изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста, материало и энергонмкости, фондотдачи и производительности труда. Комплексный анализ предшествующего периода должен завершаться общей оценкой уровня эк развития, и народного благосостояния в сопоставлении с аналогичными показателями наиболее развитых стран и разработкой рекомендаций решения проблем по достижению целей наиболее эффективным путем. На микро уровне акцент делается на выявлении резервов, снижения издержек производства, определения путей и эффективного использования произ мощностей, фин и труд ресурсов. В процессе эк анализа используют сравнение, группировки, индексный метод, проводится различного рода балансовые расчеты, используются многообразные нормы и нормативы, а также эк-мат методы. Метод группировок предполагает объединение объектов соц-эк анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, опрелеояющих их динамику, характер действия и выявить тенденции развития данной однородной группы социально-экономических явлений и процессов. Для определения влияния каждого фактора на изменения обобщающего показателя нужно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности, при этом предполагается, что при определении влияния одного фактора численные значения других факторов остаются неизменными. Элиминирование -прием цепных постановок . Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики на основе использования макроэкономических показателей и цен. Индексы показателей могут отражать фактические или прогнозируемые темпы и их изменения . Они позволяют получить реальную картину экономического развития.  

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"