Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

17. Сущность и  содержание процедуры стратегического  прогнозирования: общая характеристика.

Стратегич.прогнозирование (СтрПрог) – элемент процедуры планирования развития нац.эк-ки в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. роль в условиях рын.экономики, обстоятельва: 1)рыночная экономика, рыночное хозяйство отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, что отражается на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг > СтрПрог – важный элемент формирования рын. стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования. 2) на основе СтрПрог формируются проекты долгосрочных программ и планов. СтрПрог >одна из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанной либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий в прошлом этап по сравнению с периодом прогноза и экстраполирования этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (целеполагающий, телеологический подход). Содержание СтрПрог: разработка селективных, долго- и среднесрочных прогнозов, касающихся нац. экономики в целом, ее составных подсистем и элементов. Стратегический прогноз – эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках осуществления. СтрПрог> важнейшее связующее звено между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества, коммерч. структур. Функции: предсказательная (описательная) (описание возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем); предписательная (предуказательная) (подготовка проектов решений по различным проблемам планирования на основе имеющейся информации о направлениях деятельности определенных субъектов управления). ДОПОЛНИТЕЛЬН: Процесс и результаты прогностической деятельности >используются в 2х аспектах: теоретико-познавательном и управленческом. 

18. Основные функции  современных прогнозов и их  типология.

Стратегич. прогноз – эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках осуществления. Функции: предсказательная (описательная) (описание возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем); предписательная (предуказательная) (подготовка проектов решений по различным проблемам планирования на основе имеющейся информации о направлениях деятельности определенных субъектов управления). Процесс и результаты прогностической деятельности >используются в 2х аспектах: теоретико-познавательном и управленческом. Разработка системы прогнозов >т.к. множественный характер проблем, решаем.гос-во, подсистемами и хоз.субъектами. ТИПОЛОГИЯ> в зав. от критериев, признаков, целей, задач, объектов прогн.и методов (приведена осн. классификация). По масштабу прогнозирования: а) макроэкономические (развитие нац. экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные); б) развитие отдельных комплексов нац. экономики (топливно-энергетического, агропром., инвестиц., производств. и соц. инфраструктуры, фин.-кред. и др.); в) отраслевые и региональные; г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств. По времени упреждения и характеру решаемых проблем: а)стратегические (предвидение важнейших характеристик функционирования управляемых объектов в средне- и дальних перспективах) и тактические; оперативные (выявление возможностей решения конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах; до 1 месяца); кратко- (от 1мес.до 1 года), средне- (от 1г.до 5лет), долго-(от 5 до 15-20лет) и дальнесрочные (более). От характера исследуемых объектов (связь с различными аспектами воспроизводств. процесса): развитие экономических, социальных и внутриполитических отношений; соц.-эк. предпосылки и последствия НТП; динамика развития нац. экономики; воспроизводство населения, состояние рынка труда, подготовка кадров; экономическое использование природных ресурсов и состояние природной среды; уровень и качество жизни населения, доходов и цен; развитие фин.-кред. отношений; воспроизводство осн. капитала и объем инвестиций в него; внешнеэкон. связи и международные отношения. По функциональному признаку: поисковые (=генетические – осн. на условном продолжении в будущем тенденций развития исследуемого объекта без учета факторов, способных изменить эти тенденции; отталкивается от прошлого и настоящего) и нормативные (=телеологические - разрабатывается на базе заранее определенных целей; задача – опред. пути и сроки достижения объектом прогнозирования заданного уровня в будущем; отталкивается от заданного состояния в будущем к существ.тенденциям и изменениям в зав. от поставл.цели). 
 
19. Процедура стратегического программирования: сущность, содержание, технология программ.

 Программирование >вторая ступень в процедурах стратегического планирования. База> прогнозные разработки; цель> составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития нац. экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных проблем. Программа – научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления через 5, 10, 15 лет и более, основ. на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям. Содержание программ: перечень основных решаемых задач; совокупность и последовательность реализуемых мероприятий; расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных ресурсов, используемых при осуществлении мероприятий; распределение заданий по срокам и исполнителям. Особое место в системе программ >целевые комплексные (стратегические) программы (ЦКП). Стратегич. программа — это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и др.мероприятий, обеспечивающих достижение поставл. цели наиболее эффективными путями и в установленные сроки. Стержень ЦКП – это цель > развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. В конечн.счете цель – удовл. определенных общественных и рыночных потребностей> соответствующее преобразование используемых ресурсов> программный цикл охватывает все стадии воспроизводственных процессов (производство, реализацию, потребление и накопление программного продукта). В процессе реализации стратегич. программы: 1) осуществляют в полном соответствии с философией маркетинга ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей; 2) усиливают целевую направленность плановых расчетов и создают возможность перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов; 3) формируют стратегию для комплексного решения определенных проблем не по отдельным признакам, а по признакам решаемой проблемы; 4) резко изменяют сложившиеся темпы и пропорции развития (обеспеч. структурные сдвиги) ранее сформулированной системы экономической политики.  
 
20. Проектирование как важнейшая процедура стратегического планирования Проектирование — заключительная процедура стратегического планирования, которая состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. Проект стратегического плана по сути своей — это проект управленческого решения, обеспечивающего реализацию стратегии и политики соответствующих субъектов управления. Стратегический план есть не что иное, как научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, ассоциации, региона, субъекта федерации, страны в целом в определенный период времени: Это предвидение основано: на системе целенаправленного проектирования по развитию соответствующих объектов (общества в целом, его отдельных подсистем, хозяйственных субъектов); на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез) проекта стратегического плана; на мероприятиях по развитию важнейших отраслей производства, производственной и социальной инфраструктур. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный проект стратегического плана в данной хозяйственной ситуации и иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуре. Проект стратегического плана не подлежит безусловному исполнению. Ту или иную степень директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке. В рыночной экономике самая высокая степень обязательности выполнения показателей стратегического плана находится на уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов). С повышением уровня управления степень обязательности (директивности) уменьшается и обеспечивается не административным принуждением, а институтами права и экономическими методами. Единственным видом плана, приобретшим силу закона в условиях рыночного хозяйства, является государственный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Но они выполнимы в той мере, в какой планируемая конъюнктура в национальной экономике, ее отдельных подсистемах соответствует фактически сложившейся  
 
21. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект, важнейшие аспекты Стратегическая планилогия — это сфера исследовательской деятельности людей, направленная на производство новых знаний в области составления и обеспечения возможности реализации управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов В состав организационной подсистемы стратегической планилогии входят: • ученые с их практическим опытом и теоретическими знаниями; • система научных учреждений, занимающихся проблемами стратегического прогнозирования, программирования и проектирования на различных уровнях национальной экономики страны; • система научной информации о фактической организации плановой деятельности в области стратегического планирования в нашей стране и за рубежом. Теоретико-методологическая подсистема стратегической планилогии включает: общую методологию в составе теории познания и диалектического метода исследования; локальную методологию, состоящую из системы понятий, категорий, законов, выводов, отражающих объективные отношения и связи, а также процессы, происходящие в обществе в целом и в его отдельных подсистемах; совокупности накопленных знаний о методах разработки, обосновании оптимальности, о путях, обеспечивающих возможности выполнения и контроль за ходом реализации стратегических прогнозов, проектов программ и планов; методы проведения научно-исследовательских работ. Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, составление стратегических прогнозов, проектов программ и планов в практической деятельности, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организация его осуществления Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, всей национальной экономики страны с позиции их будущего состояния в ближней и дальнесрочной перспективах. В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта научной деятельности: • социально-экономический — изучение конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов программ и планов всех уровней и временных горизонтов; • методологический. Методология стратегического планирования — инструмент познания социально-экономических процессов, использование полученных знаний в процессе государственного регулирования и планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для этого необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур стратегического планирования, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, практического использования всей системы знаний этой науки; • организационный — охватывает комплекс вопросов, (низанных с постановкой задач, организацией работы и определением функций, выполняемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования. Конечным результатам стратегического планирования придается определенная организационная форма. 

23. Система методологии  стратегического планирования: общая характеристика Методология стратегического планирования — это органическое единство логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов; специфических методологических принципов и подходов; системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования; а также системы методов составления и обоснования оптимальности прогнозных и плановых показателей, определяющих задания стратегических программ и планов. Такое определение методологии стратегического планирования дает ее развернутую характеристику в широком смысле слова. Наряду с этим существует другое определение методологии стратегического планирования. Под ним следует понимать совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых при разработке стратегических прогнозов, проектов программ и планов, обеспечивающих переход от познания системы законов развития объектов стратегического планирования к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах. Методология стратегического планирования, являясь научной основой разработки системы прогнозов, проектов программ и планов, позволяет получить ответ на следующие принципиально важные вопросы: Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования? Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов? Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы и каким требованиям они должны удовлетворять? Какие методологические подходы следует использовать и при решении каких проблем стратегического планирования? С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов? 

24. Логика стратегического  планирования: общая характеристика 

Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, который является отправной точкой для решения проблем и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы. Логика стратегического планирования включает следующие структурные элементы: 1)определение и формулирование цели или системы целей, которые преследует субъект стратегического планирования в планируемом периоде (это отправной пункт логики стратегического планирования, ее главная идея); 2)анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода; 3)определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде по результатам функционирования соответствующих объектов стратегического планирования; 4)определение объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых; 5)согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов. Рассмотрим содержание каждого из перечисленных элементов логики стратегического планирования. Процесс формирования целей, как следует из определения сущности и содержания логики стратегического планирования, занимает центральное место. 
 
25. Процесс формирование целей – центральный элемент в системе логики стратегического планирования

Процесс формирования целей, как следует из определения сущности и содержания логики стратегического планирования, занимает центральное место. Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи — это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования. Любой субъект стратегического планирования на стадии формулирования целей и задач должен: во-первых, определить цели планируемой системы и перевести их на язык задач, что позволит получить своеобразный график выполнения последних; во-вторых, предусмотреть четкую формулировку всех задач и разработать критерии оценки прогресса в выполнении каждой из них; в-третьих, исключить возможные противоречия, конфликты (или разработать инструментарий для их разрешения) между задачами, т.е. решить, что делать, если выполнение одной задачи противоречит решению другой. В стратегическом планировании, осуществляемом на макроуровне, цели и задачи намечаются исходя из программных установок правящей партии (или блока партий) и в концентрированном виде содержатся в концепции социально-экономического развития страны, подготавливаемой рабочими органами Правительства Российской Федерации. Концепция — это общий замысел прогнозов, проектов стратегических про-, грамм и планов, выражающийся в формулировке глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде, и определение важнейших путей, форм и методов их достижения. Для первичных звеньев национальной экономики — хозяйствующих субъектов — концепция развития есть1 не что иное, как органическое единство миссии и целей коммерческой организации, выбор специфических стратегий для определения и получения ресурсов в необходимых объёмах и структуре, их последующего распределения и использования в целях обеспечения эффективной работы организации в ближайшей и последующей перспективах.

 

26. Анализ исходного  уровня объекта стратегического  планирования и всестороннее  изучение объема и структуры  потребностей как элемента логики  стратегического планирования 

Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования в предплановый период — вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры обусловлено тем, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период. Анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов федерации, межрегиональных и межгосударственных пропорциях. Завершается анализ состояния национальной экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития. Одновременно этот уровень сопоставляется с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическом отношении стран мира. На макроуровне осуществляется анализ внутренней и внешней среды, в процессе которого выясняются: использование потенциала организации, ее сильные и слабые стороны; возможные конкуренты и их предполагаемые действия; состояние и перспективы развития конкурентной среды отрасли; движущие силы; состав макроокружения, его составляющие и их влияние на организацию (как правило, анализируются социальная, экономическая, правовая, политическая и технологическая составляющие). Всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в планируемом периоде — чрезвычайно важная процедура логики стратегического планирования, так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений. Потребность — это некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающее вследствие того, что человек (социальная общность людей), существуя сам по себе, т.е. в виде отдельной биологической особи, является составной частью (элементом) общественной системы, взаимодействует с внешним окружением — внешней средой (обществом, живой и неживой природой). Потребности общества — это сложная, полиструктурная, динамичная система. Ее подсистемы — это материальные и нематериальные потребности. Подсистема материальных потребностей охватывает потребности общества в благах, имеющих вещественную, предметную форму. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений. Подсистема нематериальных потребностей — это потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых в отраслях национальной экономики, результаты деятельности которых не имеют вещественной, предметной формы. Для существования и развития общества необходимыми являются потребности отраслей так называемого реального сектора экономики (в его состав входят предприятия, производящие блага в материально-вещественной форме). Значительная часть элементов основного капитала (производственные мощности) и рабочего времени общества должны затрачиваться на то, чтобы обеспечить функционирование предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства, продукция которых идет в основном на производственное потребление.

 

27. Логика стратегического  планирования: расчеты объема и  структуры ресурсов и их согласование  с потребностями – узловая  проблема современной системы  стратегического планирования 

Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, который является отправной точкой для решения проблем и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы. Расчеты объема и структура ресурсов являются содержанием четвертого элемента логики стратегического планирования. Ресурсы общества — это его естественный, трудовой, научно-технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический потенциалы. Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) — совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области. Классифицируют потенциал аналогично типологии структуры общества. Наибольшее значение для стратегического планирования имеют классификации: по сферам жизнедеятельности общества (экономической, социальной, экологической, духовной, политической, правовой); по элементам производительных сил (естественно-ресурсному, трудовому, информативному, техническому, организационному); по отраслям национальной экономики (промышленной, строительной, аграрной, транспортной, финансово-кредитной, социально-инфраструктурной); по региональным таксономам (субъекту федерации, городу, району, региону и т.д.). Ресурсы, которыми может располагать общество, его отдельные подсистемы и структурные элементы в планируемом периоде состоят из наличных ресурсов и ресурсов, создаваемых в плановом периоде. Для текущих (оперативных) планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В среднесрочном стратегическом планировании важность и тех, и других примерно одинакова. В стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ресурсы, создаваемые в течение планового периода. Согласование ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие — заключительная стадия в логике стратегического планирования. К этой стадии переходят после комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, а также хозяйствующие субъекты для обеспечения их нормального функционирования в перспективе. Поскольку объем ресурсов в планируемом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности производства, всего ресурсного потенциала общества и его хозяйствующих субъектов. Большое значение на этой стадии имеют шкалирование, ранжирование потребностей по признаку наибольшей насущности, выделение системы приоритетов в удовлетворении потребностей. Лишь на основе искомого соответствия между потребностями и ресурсами можно завершить разработку прогнозов и формировать стратегический план.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"