Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее актуальные экологические проблемы в условиях НТР (научно-техническая революция): загрязнение Мирового океана; тепловое загрязнение; быстро нарастающее пылевое загрязнение атмосферы; накопление углекислого газа в атмосфере. Направления взаимодействия человека с окружающей средой (виды природопользования) А) Ресурсопотребление: 1)добыча ресурсов (извлечение); 2) ресурсопользование (без извлечения из природной среды); 3) использование элементов среды как «вместилища» отходов производства и потребления. Б) Конструктивное преобразование: 1) комплексные программы преобразование прир.среды; 2) улучшение отдельных свойств ресурсов среды; 3) защита от стихийных явлений; 4) ликвидация последствий хозяйственной деятельности. В) Воспроизводство природных ресурсов: 1) непосредственное воспроизводство возобновл.ресурсов; 2) создание условий для воспроизводства возобновимых ресурсов; 3) восстановление (очистка рек). Г) Охрана среды обитания и природных ресурсов: 1) предотвращение негативных воздействий производства и потребления; 2) собственно охрана (консервация) ландшафты; 3) сохранение генетического разнообразия биосферы. Д) Управление и мониторинг: 1)инвентаризация, учет и контроль; 2) регулирование состояния ресурсов и природной среды; 3) управление процессами природопользования. 
 
87. Экологическая политика России: сущность, содержание, стратегия и тактика.

Экологическая политика - целостная система мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды. Содержание: Особое внимание - обеспечение экологической безопасности, так как экологическая ситуация в России угрожает существованию нынешнего поколения. Экологическая безопасность в современном мире рассматривается как качественно новый вид социальных благ. Решение следующих проблем: ухудшение качества вод, воздуха, деградация возобновимых природных ресурсов, рост риска техногенных катастроф, обусловленный значительным износом оборудования, существенное ухудшение качества среды жизни населения. Стратегия (Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»): обеспечение экологически безопасного устойчивого развития на основе экологически обоснованного размещения производительных сил; экологически безопасное развитие отраслей; рациональное использование ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов; утилизация отходов; совершенствование системы управления охраной окружающей среды; радикальное улучшение среды обитания городского и сельского населения, развитие рекреационных и природооздоровительных комплексов; улучшение качества продуктов питания; экологическое воспитание населения; восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах; участие в решении глобальных экологических проблем. Тактика: совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования; совершенствование системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения; проведение НИОКР по оздоровлению среды обитания; переход на международные стандарты технологических процессов; переход на малоотходные ресурсосберегающие технологии при господдержке; лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности; осуществление работы по разграничению полномочий в области использования природных ресурсов между Российской Федерацией и ее субъектами. 
 
88. Экологическая безопасность страны: общая характеристика.

Особое внимание в современной экологической политике - вопросам обеспечения экологической безопасности, так как экологическая ситуация в России угрожает существованию нынешнего поколения. Экологическая безопасность в современном мире - новый вид социальных благ. Экологическая безопасность - степень адекватности экологических условий обитания человека задачам сохранения здоровья и обеспечения длительно устойчивого социально-экономического развития общества. Особенности: суперприоритетность - гарантии экологической безопасности - в одном ряду с гарантиями государственной и личной безопасности, основных прав и свобод человека; коллективный характер присвоения как специфического жизненного блага: доступно всем или никому. сложный и противоречивый характер взаимодействия с другими социальными ценностями; принципиально неопределенный, стохастический характер: неполнота знаний о пределах устойчивости экологических систем и последствий их нарушения; неподчиненность как социального блага закону убывания ценности во времени: дисконтирование затрат и доходов; системный характер - достижение и поддержание безопасности на приемлемом уровне требует кардинального преобразования всех сторон жизни общества (мировоззрение, экологизация экономики для снижения ее природоемкости). Принципы прогнозирования тенденций: Ориентация на экологическую безопасность здоровья человека, а также на строгое соблюдение международных экологических обязательств. Ликвидация кризисных ситуаций - с минимальными затратами, используя экологически лучшие технологии. Принцип неухудшения экологической обстановки - недопустимости снижения экологической опасности от одних видов воздействий на среду за счет возрастания опасности от других. Принцип гласности, демократичности и независимости экспертизы проектов от частных, ведомственных и местнических интересов. Разработка общегосударственных экологических стандартов и институционального обеспечения их выполнения, контроль за экологической опасностью в пространстве и во времени

 

89. Мониторинг природной  среды в Российской Федерации: общая характеристика.

Мониторинг - система наблюдения и контроля над всеми изменениями природной среды, вызванными хозяйственной деятельностью человека. Задачи: выявлять наиболее неблагоприятные для жизнедеятельности человека районы, предупреждать возможные вредные изменения внешней среды и разрабатывать научные прогнозы ее состояния в будущем. Уровни: биоэкологический - наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды: ее влияние на здоровье и жизнедеятельность человека. геоэкологический — наблюдение и контроль за изменениями геосистем окружающей среды. На основе геоэкологического блока показатели биоэкологического приобретают научную базу для пространственной экстраполяции и всеобщий характер. биосферный - наблюдение и контроль над глобальными фоновыми изменениями окружающей среды, экологическая оценка этих изменений. Осуществляется мониторинг посредством: выделения (определения) объекта наблюдения; обследования выделенного объекта наблюдения; разработки информационной модели для объекта наблюдения; планирования измерений; оценки состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирования изменения состояния объекта наблюдения; представления информации в удобной для использования форме и доведения ее до потребителя. Важным аспектом функционирования всех подсистем мониторинга является оценка окружающей среды. 
 
92. Основы методики стратегического планирования охраны и рационального использования водных ресурсов и атмосферного воздуха.

В прогнозах и программах устанавливается оптимальный объем водопотребления соответствующими отраслями экономики с учетом их развития, возможности сокращения забора свежей воды из поверхностных и подземных водоисточников; предусматривается внедрение систем оборотного водоснабжения, уменьшение безвозвратных потерь воды путем организованного сбора использованной воды, уменьшение ее испарений, опреснение сильно минерализованных, дренажных и шахтных вод. Отдельными позициями в программах выделяются: все загрязненные сточные воды; сточные воды, прошедшие очистку, весенние неочищенные сточные воды, так как они наносят значительный ущерб рыбному хозяйству. Предусматриваются сбор твердых и жидких отходов с территорий городов, портов и акваторий и ликвидация их на специальных установках или мусороперерабатывающих заводах, выделяются водоохранные зоны с комплексом водоохранных сооружений, обеспечивающих проведение технологических, лесомелиоративных, агро-, гидротехнических, санитарных и других мероприятий, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение водоемов и улучшающих состояние и режим вод. В федеральных и региональных программах намечаются мероприятия по сокращению вредных для человека и окружающей его среды веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными и транспортными средствами. Для этого предусматривается оснащение всех предприятий, осуществляющих вредные выбросы в атмосферу, газо- и пылеулавливающей аппаратурой, а транспортных средств — оборудованием и устройствами для нейтрализации и обезвреживания веществ, содержащихся в выхлопных газах. Особое внимание уделяется количественному составу выбросов в атмосферу, учитываются как очищенные, так и загрязненные выбросы. Выбросы в атмосферу считаются загрязненными, если содержание органических, неорганических, радиоактивных и других видов загрязнения превышает установленные медико-санитарные нормы. Для усиления контроля за чистотой воздушного бассейна предусматривается создание контрольно-регулирующих пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей в крупных городах и городах-курортах. 

93. Основы методики  стратегического планирования охраны  и рационального использования  земли.

Земля — первая предпосылка и естественная основа всякого производства, всеобщий предмет труда и главное средство производства в сельском хозяйстве. Основные направления: оптимальное распределение земель по землепользователям различных сфер и отраслей деятельности; стимулирование неуклонного повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий; охрана земель от разрушения (эрозия), засоления, заболачивания, а также от загрязнения промышленными и бытовыми отходами путем переработки, очистки стоков, захоронения и нейтрализации токсичных веществ; сокращение отводов земель, особенно сельскохозяйственных угодий, для строительства и других целей, предотвращение перевода высокоценных земель в малоценные; вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель путем рекультивации горных выработок, осушения болот, орошения пустынь, освоения целины и залежей Показатели рационального использования земель: общий земельный фонд с выделением сельскохозяйственных угодий; площадь земель, подверженных подтоплению, заболачиванию, засолению, иссушению и загрязнению с указанием площадей, которые охвачены мероприятиями по устранению названных видов деградации; площадь земель, охваченных противоэрозийными мероприятиями (всего и в процентах к площади территории, охваченной эрозией); площадь земель, подлежащих рекультивации (всего и в процентах к площади нарушенных земель); площадь земель, на которых проводится защита сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней биологическими методами. Баланс земельных фондов отражает общие земельные ресурсы, степень их освоенности и структуру землепользования. Разработка перспективного баланса позволяет установить изменение общего земельного фонда региона, его структуру, динамику и изменение структуры сельскохозяйственных угодий, возможность их увеличения по землепользователям. Важным в разработке планового баланса земель региона является выявление потребности отраслей в земельных ресурсах, особенно для нужд строительства. Потребность в отводе земель для строительства предварительно может быть рассчитана на основе удельной землеемкости капитальных вложений.  

94. Основы методики  стратегического планирования охраны  и рационального использования  лесных ресурсов.

При разработке прогнозов, федеральных и региональных программ охраны и рационального использования лесных ресурсов учитываются показатели, характеризующие ресурсы лесов. Данные показатели берутся из балансовых расчетов лесного фонда. Показатели баланса лесного фонда: Общая площадь лесного фонда Лесная площадь Лесопокрытая площадь Общий запас древесины Запас древесины на 1 га лесопо-крытой площади. Величина запаса древесины определяется по классам возраста насаждения (хвойная, лиственная). Эффективный запас определяется только по сумме спелых и переспелых насаждений. Площадь сплошных вырубок, требующих искусственного лесовосстановления, устанавливается с учетом необходимости постепенной ликвидации разрыва между рубкой леса и его восстановлением и является исходным показателем для планирования объемов посадки (посева) леса на вырубках. Он определяется как разность между общей площадью сплошных вырубок и площадью вырубок, на которой восстановление лесов главной породы может быть обеспечено путем естественного возобновления или мероприятиями по содействию лесовозобновлению. В целях осуществления государственного контроля за своевременным восстановлением леса разрабатывается показатель, характеризующий отношение объемов посадки и посева леса к той части сплошных вырубок, на которой лес не восстанавливается естественным путем, а требуется проведение мер по искусственному его восстановлению. Отношение объемов лесосечного фонда в государственных лесах к расчетной лесосеке (норме пользования лесом) должно характеризовать уровень эксплуатации лесов. 

Валовая продуктивность леса

Эффективная продуктивность

Наличный запас Промежуточное пользование Естественный отход Дополнительный валовой запас В том числе: а)в ходе естественного воспроизводства б)под влиянием мероприятий Весь валовой выход В том числе эффективный

Отпуск по основному пользованию, всего В том числе деловая древесина Отпуск по промежуточному пользованию Всего отпуск древесины, % к эффективному запасу 


 

95. Основы методики  стратегического планирования охраны и рационального использования минеральных ресурсов.

В РФ ресурсы минерального сырья учитываются ежегодно Министерством природных ресурсов. Эти ресурсы включают: геологические запасы — это запасы, заключенные в недрах; балансовые запасы представляют собой часть геологических запасов, соответствующих требованиям промышленности по качеству и условиям эксплуатации; забалансовые запасы являются частью геологических запасов, которые в настоящее время по разным причинам эксплуатировать неэффективно (низкое содержание полезного вещества, сложность условий эксплуатации, малая мощность залежи и т.д.).  

Категория

Субкатегория

Назначение

А В С 

А1 А2 Не делится С1 С2 

Для эксплуатации Для проектирования и строительства промышленных предприятий Для обоснования проектирования капитального строительства Для перспективного планирования промышленности и дальнейшего разведывания Для прогнозов, перспективных федеральных программ, перспективных планов геологических работ


На основе учета ресурсов минерального сырья ежегодно производится расчет его запасов. Баланс запасов конкретного минерального сырья рассчитывается в годах обеспеченности балансовым запасом полезных ископаемых народно-хозяйственной потребности в данном ископаемом. Расчет баланса: О = М/[П • (1/К1*К2*К3)], О — обеспеченность в годах; М — все плановые запасы полезного ископаемого в недрах; П — среднегодовая потребность национальной экономики в полезном ископаемом; К1, К2, К3 — коэффициенты извлечения полезного вещества. Баланс обеспеченности учитывает производные источники сырья: О = М / [П • (1/ К1*К2*К3) - (Д + К4*ЗВ)], где ЗВ — запасы вторичного сырья; К4 — коэффициент извлечения полезного вещества из запасов вторичного сырья; Д — количество полезного вещества, извлекаемого из других источников. Рациональное использование минеральных ресурсов определяется полнотой извлечения полезных ископаемых из недр при добыче, а также полезных компонентов из руд при переработке. 
 
96. Экономические аспекты эффективности природоохранных мероприятий.

Экономический эффект — это экономия или предотвращение потерь живого и овеществленного труда. В реальном секторе экономики он выражается в приросте объемов чистой продукции или прибыли; в отдельных отраслях и на предприятиях — в снижении себестоимости; в сфере услуг — в экономии затрат на производство работ и оказание услуг; в сфере личного потребления — в сокращении расходов из личных средств населения, зависящих от загрязнения окружающей среды. Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности всех затрат на охрану окружающей среды (ЭЗ): ЭЗ = ij / (СИ + ЕН*КИ), где Эij — экономический эффект i-го вида (i = 1, 2, 3, ..., п) от предотвращения (уменьшения) потерь на j-м объекте (j = 1, 2, 3, ..., т), находящемся в зоне улучшенного состояния окружающей среды; Си — годовые эксплуатационные расходы на обслуживание и содержание основных фондов, вызвавшие полный экономический эффект; ЕН — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, предназначенных для защиты окружающей среды (0,16); КИ — капитальные вложения в строительство объекта (или группы объектов), предназначенного для охраны окружающей среды. Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимальная сумма совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений, приведенная к годовой размерности с учетом фактора времени. При проведении кратко- и долгосрочных мероприятий с примерно равными величинами годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений за определенный год расчетного периода выбирается вариант, обеспечивающий минимальную величину приведенных к годовой размерности затрат. Зпр = Си + Ен- Ки -> min При выборе варианта решения проблемы - сопоставимость: по количеству населения, на которое распространяется действие мероприятий по охране окружающей среды; по размерам территории (зоны распределения результатов осуществления средозащитных мероприятий), величине и составу подвергающихся воздействию основных фондов; • по продолжительности функционирования средозащитных объектов и комплексов с момента пуска в эксплуатацию объектов первой очереди строительства и до окончания расчетного срока (горизонта прогноза). Общий экономический эффект складывается из: предотвращения потерь чистой продукции (ЭЧП) за время болезни трудящихся, занятых в реальном секторе национальной экономики; сокращения суммы выплат населению из фонда социального страхования (Эсс) за период временной и постоянной нетрудоспособности заболевших по причинам, вызванным загрязнением среды; сокращения затрат в области здравоохранения на лечение трудящихся от болезней, вызванных загрязнением среды (Э3). Факторы, влияющие на расчет эффекта в планах на длительную перспективу: изменение состояния окружающей среды, вызываемое ростом производства, проведением (или отказом от проведения) комплекса мероприятий по охране природы, а также изменением численности населения, проживающего на данной территории; повышение требований к качеству окружающей среды; дальнейшее увеличение количества крупных городов и городских агломераций, рост численности населения; изменение стоимости строительно-монтажных работ и оборудования; развитие науки и создание новой техники и технологий, уменьшающих отрицательное воздействие производственной деятельности на окружающую среду; рост объема чистой продукции и других показателей объема продукции, по которому исчисляется производительность труда; увеличение относительных размеров средств, выделяемых на здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение; повышение продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий, изменение рыбных запасов; • повышение ценности минерально-сырьевых ресурсов в связи с необходимостью вовлечения в эксплуатацию менее эффективных месторождений. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"