Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность происходящего реформирования отношений собственности в стране.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы отношений собственности в системе экономических отношений;
- характеризовать процесс реформирования отношений собственности в стране;
- показать развитие отношений собственности на предстоящий период.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Место и роль отношений собственности в трансформационной экономике.....5
2 Развитие отношений собственности в Республике Беларусь.............................23
3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь
на предстоящий период..........................................................................................30
Заключение.................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

КсР Эволюция отношений собственности в РБ.docx

— 158.18 Кб (Скачать файл)

На международном уровне Республикой  Беларусь подписаны Конвенция о  защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций” (11 октября 1985 г.) и др. [15].

Наличие двусторонней нормативной  основы между Республикой Беларусь и другими странами служит важной предпосылкой для привлечения инвестиций. Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятстования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне.

В республике действует порядка 60-ти двухсторонних соглашений о защите инвестиций и с более 60 странами Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения, нормами которых предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др.

Вместе с тем, на постоянной основе ведется последовательный процесс  её совершенствования с учетом лучшего  мирового опыта, в целях адаптации  к современным условиям.

Таким образом, в республике на законодательном уровне урегулированы  все вопросы собственности и  ее разгосударствления и приватизации.

 

 

Основными подходами к реализации государственной  политики реформирования отношений собственности являются [5, с.32]:

  • принятие решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;
  • ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;
  • учет мирового опыта реформ, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением консультантов по финансам, хозяйственному праву и менеджменту, аудиторов, оценщиков;
  • сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства.

В работе по включению иностранных инвесторов в процесс реформирования государственной собственности следует задействовать весь набор методов и способов, предусмотренных законодательством.

В частности, это  –  участие в учредительстве открытых акционерных обществ на стадии приватизации госпредприятий; выкуп государственных акций по конкурсу и на аукционе; приобретение дополнительного выпуска акций открытых акционерных обществ с долей государства; создание совместных коммерческих организаций; приобретение предприятий, имеющих до 100 рабочих мест с задолженностью, равной или превышающей активную часть баланса за одну базовую величину; сдача объектов исключительной собственности государства в концессию.

В интересах  совершенствования управления государственной  собственностью предстоит продолжить работу по отчуждению неиспользуемых, неэффективно используемых или не завершенных строительством производственных объектов. Будет активизирована их конкурсная и аукционная продажа, сдача неиспользуемых площадей в аренду с правом выкупа (в том числе на условиях лизинга), перепрофилирование, а также безвозмездная передача объектов из республиканской собственности в коммунальную.

Органам исполнительной власти предстоит обеспечить завершение государственной регистрации недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности. Предусматривается повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, обеспечить законные права и интересы государства как участника различных коммерческих и некоммерческих организаций. Важно обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственной собственности, а также за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

Осуществить переход к  устойчивому развитию может лишь эффективное государство в тесном взаимодействии с частным бизнесом и развитым гражданским обществом, способными формировать современные рычаги воздействия на экономику, политику, социально-культурную сферу и осуществлять глубокие системные преобразования.

С целью создания эффективного государства необходимо [5, с.35]:

- усиление роли государства  как основного звена политической  системы, координатора направлений  функционирования других его  звеньев;

- обеспечение прав и  свобод личности как основополагающей  политической силы регулирования общественных процессов;

- действенное регулирование  процессов трансформации экономики  во взаимосвязи с решением  социальных и экологических проблем,  предоставление хозяйствующим субъектам  самостоятельности в выборе и  реализации направлений, форм и методов их деятельности, отвечающей интересам устойчивого развития страны;

- регулирование наиболее  важных отношений в социальной  сфере, оказание содействия развитию духовной культуры в целях наиболее полного удовлетворения социально-культурных нужд и интересов человека и общества.

Важнейшим условием обеспечения  устойчивого развития страны является эффективно функционирующая система государственного управления, обладающая отлаженным механизмом взаимодействия ее органов, организационной гибкостью, целевой и функциональной оптимальностью управленческой структуры в целом и ее звеньев, экономичностью.

Совершенствование государственного управления является непрерывным процессом, отражающим и направляющим социально-экономические  преобразования в стране. Эту работу необходимо осуществлять при четко выбранных приоритетах, синхронизировать ее с процессами перехода к рыночной экономике и устойчивому развитию.

В 2011–2020 гг. следует предусмотреть  дальнейшее совершенствование государственного управления, направленную на поиск  новых форм и методов его осуществления, рационализацию и рост эффективности  управленческих воздействий, повышение  качественного уровня управления различными, в особенности новыми отраслями и сферами экономики.

Для достижения целей устойчивого  развития Республики Беларусь необходимо усиление роли государства в приоритетных направлениях развития страны. Целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. Государственное управление должно иметь трансформационно-опережающую стратегию и приобрести четкую социальную направленность.

В Республике Беларусь созданы  условия для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и  т. п.). Однако развитие рыночных отношений сдерживается противоречивостью и слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов.

Стратегической целью  институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых  для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса, так и целостности и безопасности страны. Для реализации данной цели необходим длительный период.

В 2011–2020 гг. потребуется  формирование институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности (законодательно-правовая база, аудит, страхование, сертификация, экспертиза, мониторинг и стратегическая экологическая оценка).

В системе институциональных  рыночных преобразований определяющая роль принадлежит отношениям собственности. Ее трансформация направлена на создание многоукладной социально ориентированной  рыночной экономики, развитие частной  инициативы и предпринимательства, стимулирование инвестиционных процессов и, в конечном счете, на создание устойчивых предпосылок для динамичного роста и повышения эффективности экономики.

Ориентировочное соотношение  частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует  эволюционно достигнутому уровню в  экономически развитых странах мира. Предстоит в основном завершить  приватизацию предприятий с численностью работающих до 200 человек, прежде всего в сфере торговли и общественного питания. Должно быть завершено акционирование государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек.

Приватизация небольших  объектов государственной собственности  будет осуществляться путем их продажи  по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние  предприятия предполагается путем  преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам.

В отношении крупных предприятий  будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов следует рассматривать целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных подразделений.

Ключевыми принципами в сфере  реформирования отношений собственности должны стать: расширение инструментария приватизации; дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности; принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных бизнес-проектов; обязательный учет мирового опыта приватизации; сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства и коллективов предприятий; организация системы государственного контроля на всех этапах подготовки и проведения разгосударствления и приватизации, выполнения новыми собственниками взятых на себя обязательств.

Четкая регламентация  работ по реформированию собственности  потребует составления и утверждения долгосрочных региональных программ приватизации в каждом административно-территориальном образовании страны.

Важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс – основа социальной стабильности.

К основным направлениям осуществления  государственной политики в сфере  малого и среднего предпринимательства  следует отнести [5, с.41]:

- совершенствование нормативно-правовых  условий развития малого и  среднего предпринимательства (упрощение  регистрации субъектов хозяйствования, сокращение лицензируемых видов деятельности, минимизация административных ограничений и др.);

- развитие кредитно-финансовых  механизмов, имущественной поддержки  и других мер стимулирования  развития малого и среднего  предпринимательства, прежде всего в производственной, инновационной деятельности и сфере оказания услуг населению;

- повышение эффективности  функционирования и дальнейшее  развитие инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства (центры  поддержки, инкубаторы малого  предпринимательства, технопарки  и др.).

 


Информация о работе Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь