Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность происходящего реформирования отношений собственности в стране.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы отношений собственности в системе экономических отношений;
- характеризовать процесс реформирования отношений собственности в стране;
- показать развитие отношений собственности на предстоящий период.
Введение.......................................................................................................................3
1 Место и роль отношений собственности в трансформационной экономике.....5
2 Развитие отношений собственности в Республике Беларусь.............................23
3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь
на предстоящий период..........................................................................................30
Заключение.................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41
На международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций” (11 октября 1985 г.) и др. [15].
Наличие двусторонней нормативной основы между Республикой Беларусь и другими странами служит важной предпосылкой для привлечения инвестиций. Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятстования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне.
В республике действует порядка 60-ти двухсторонних соглашений о защите инвестиций и с более 60 странами Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения, нормами которых предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др.
Вместе с тем, на постоянной основе ведется последовательный процесс её совершенствования с учетом лучшего мирового опыта, в целях адаптации к современным условиям.
Таким образом, в республике на законодательном уровне урегулированы все вопросы собственности и ее разгосударствления и приватизации.
Основными подходами к реализации государственной политики реформирования отношений собственности являются [5, с.32]:
В работе
по включению иностранных
В частности, это – участие в учредительстве открытых акционерных обществ на стадии приватизации госпредприятий; выкуп государственных акций по конкурсу и на аукционе; приобретение дополнительного выпуска акций открытых акционерных обществ с долей государства; создание совместных коммерческих организаций; приобретение предприятий, имеющих до 100 рабочих мест с задолженностью, равной или превышающей активную часть баланса за одну базовую величину; сдача объектов исключительной собственности государства в концессию.
В интересах совершенствования управления государственной собственностью предстоит продолжить работу по отчуждению неиспользуемых, неэффективно используемых или не завершенных строительством производственных объектов. Будет активизирована их конкурсная и аукционная продажа, сдача неиспользуемых площадей в аренду с правом выкупа (в том числе на условиях лизинга), перепрофилирование, а также безвозмездная передача объектов из республиканской собственности в коммунальную.
Органам исполнительной власти предстоит обеспечить завершение государственной регистрации недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности. Предусматривается повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, обеспечить законные права и интересы государства как участника различных коммерческих и некоммерческих организаций. Важно обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственной собственности, а также за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.
Осуществить переход к
устойчивому развитию может лишь
эффективное государство в
С целью создания эффективного государства необходимо [5, с.35]:
- усиление роли государства
как основного звена
- обеспечение прав и
свобод личности как
- действенное регулирование
процессов трансформации
- регулирование наиболее важных отношений в социальной сфере, оказание содействия развитию духовной культуры в целях наиболее полного удовлетворения социально-культурных нужд и интересов человека и общества.
Важнейшим условием обеспечения устойчивого развития страны является эффективно функционирующая система государственного управления, обладающая отлаженным механизмом взаимодействия ее органов, организационной гибкостью, целевой и функциональной оптимальностью управленческой структуры в целом и ее звеньев, экономичностью.
Совершенствование государственного управления является непрерывным процессом, отражающим и направляющим социально-экономические преобразования в стране. Эту работу необходимо осуществлять при четко выбранных приоритетах, синхронизировать ее с процессами перехода к рыночной экономике и устойчивому развитию.
В 2011–2020 гг. следует предусмотреть
дальнейшее совершенствование
Для достижения целей устойчивого развития Республики Беларусь необходимо усиление роли государства в приоритетных направлениях развития страны. Целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. Государственное управление должно иметь трансформационно-опережающую стратегию и приобрести четкую социальную направленность.
В Республике Беларусь созданы условия для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и т. п.). Однако развитие рыночных отношений сдерживается противоречивостью и слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов.
Стратегической целью
институциональных
В 2011–2020 гг. потребуется формирование институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности (законодательно-правовая база, аудит, страхование, сертификация, экспертиза, мониторинг и стратегическая экологическая оценка).
В системе институциональных
рыночных преобразований определяющая
роль принадлежит отношениям собственности.
Ее трансформация направлена на создание
многоукладной социально
Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует эволюционно достигнутому уровню в экономически развитых странах мира. Предстоит в основном завершить приватизацию предприятий с численностью работающих до 200 человек, прежде всего в сфере торговли и общественного питания. Должно быть завершено акционирование государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек.
Приватизация небольших объектов государственной собственности будет осуществляться путем их продажи по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние предприятия предполагается путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам.
В отношении крупных предприятий будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов следует рассматривать целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных подразделений.
Ключевыми принципами в сфере реформирования отношений собственности должны стать: расширение инструментария приватизации; дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности; принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных бизнес-проектов; обязательный учет мирового опыта приватизации; сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства и коллективов предприятий; организация системы государственного контроля на всех этапах подготовки и проведения разгосударствления и приватизации, выполнения новыми собственниками взятых на себя обязательств.
Четкая регламентация
работ по реформированию собственности
потребует составления и утверждения
долгосрочных региональных программ приватизации
в каждом административно-
Важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс – основа социальной стабильности.
К основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства следует отнести [5, с.41]:
- совершенствование нормативно-
- развитие кредитно-финансовых механизмов, имущественной поддержки и других мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в производственной, инновационной деятельности и сфере оказания услуг населению;
- повышение эффективности
функционирования и дальнейшее
развитие инфраструктуры
Информация о работе Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь