Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы экономической интеграции…………………5
1.1 Сущность экономической интеграции……………………………......5
1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции…….......8
1.3 Типы и этапы экономической интеграции…………………………..11
2 Преимущества и недостатки существующих форм экономической интеграции на примере зарубежного опыта………………………….......16
2.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка…………......16
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле………..…20
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе....26
3 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах……....31
3.1 Характеристика существующих форм интеграции……………….....31
3.2 Перспективы развития интеграционных процессов…………..……35
3.3 Воздействие интеграционных процессов на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………..………….…..45
Список использованных источников……………………………..…….…47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 206.70 Кб (Скачать файл)

Международная экономическая  интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик [2, с. 77-79].

Важнейшей чертой современности  стал рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов в регионах на макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого  типа, обращенной к внешнему миру и  международному экономическому сотрудничеству.

Постепенно складываются и становятся особенно тесными региональные экономические связи, охватывающие десятки стран внутри региона. Международная  экономическая интеграция обрела практическое воплощение в ряде интеграционных объединений  мира, которые определяют состояние  и перспективы дальнейшего развития мировой экономики в целом  и международного бизнеса в частности.

Чем же отличается международная  экономическая интеграция от других хозяйственных процессов? Интеграция — это, прежде всего, межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. Это процесс, освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данного интеграционного объединения.

Интеграционный процесс  по своей природе объективен. Его  главной целью является установление при активном содействии со стороны  государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между  национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным  социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.

Наибольшей зрелости международная  экономическая интеграция достигла на экономическом пространстве европейского континента. Интеграционный процесс  в Западной Европе после Второй мировой  войны был инициирован политическими  решениями, принятыми на уровне руководства  ведущих стран европейского региона [3, с. 61].

 

 

1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции

 

 

Экономическая интеграция имеет  в своей основе ряд объективных  факторов и предпосылок, среди которых  особое место занимает:

- углубление международного  разделения труда;

- растущая интернационализация  хозяйственной жизни;

- всеобщая научно-техническая  революция;

- повышение степени открытости  национальных экономик.

Все эти предпосылки взаимообусловлены  и усиливают выход воспроизводства  за рамки национальных экономик. Практика показывает, что наиболее активной формой интернационализации хозяйственной  жизни являются транснациональные  корпорации. В последние годы интенсивное  развитие кооперирования между фирмами  разных стран привело к появлению  крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего выступают ТНК. В основе этого процесса лежит международное разделение труда, где первоначальным является внутрифирменное разделение труда на основе специализации и кооперирования, далее следует выход за рамки национальных границ. Все это усиливает степень открытости национальности экономик.

Представители некоторых  современных школ выдвигают в  качестве доминирующих предпосылок  экономической интеграции внешнеэкономические  факторы:

- обеспечение более надежной  обороноспособности;

- престижность вступления  в «элитный клуб» и т. д.;

- создание интеграционной  системы, позволяющей участникам  поставить общую цель и совместно  ее достигнуть (рост производства, занятости, социальная стабильность  и т. д.). В этом случае упор  делается на увеличение роли  государства в решении задачи  экономической интеграции, т. е.  именно усилиями государства  создается общий рынок, принимаются  оптимальные меры с целью обеспечения  производства товаров и услуг. 

За последние годы большое  внимание уделяется технологическим  факторам международной экономической  интеграции. Возрастание их роли и  значения заставляет страны резко увеличивать  затраты на НИОКР. А уменьшить их долю (затрат), как показывает практика, позволяет объединение усилий и ресурсов в данной сфере путем интеграции. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера и информационно-инжиниринговая деятельность. При этом сотрудничество между странами приобретает не только торгово-экономический, но и во многом технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. В интеграционный процесс вовлекаются тысячи банков, фирм, производственных компаний, научно-технических центров – как входящих в сферу влияния мощных современных ТНК и ТНБ (транснациональных банков), так и обслуживающих интересы мелкого и среднего бизнеса.

Еще одна проблема тенденции  глобализации мирового хозяйства – глобализация рынков. Речь идет о качественно новом этапе, ведущем к образованию единого глобального рынка. Один из его признаков - универсальная платежная карточка. Всего лишь один пластиковый документ позволяет производить все или почти все расчеты в Токио, Мадриде, Нью-Йорке, Сингапуре, Пекине, Давосе и т. д.

Транснациональные корпорации и современная технологическая  революция усиливают действие интеграционных факторов во всем мире.

Рассмотрев многочисленные подходы к проблеме интеграции, можно отметить, что в современных условиях международная экономическая интеграция - это логический, закономерный результат транснационализации микро- и макроэкономических процессов. В то же время и само понятие «интеграция» как экономическая категория носит все еще абстрактный характер, так как пока еще нигде не произошел процесс полной интеграции, завершившейся объединением. Поэтому интеграция - процесс объединения, но еще не само объединение [2, с. 80-82].

Цели международной экономической  интеграции конкретизируются в зависимости  от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного  союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной  среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению  на рынок конкурентов из третьих  стран.

В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем — таможенного союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986 г.). Предполагалось:

- создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;

- проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;

- проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;

- выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.

Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие экономической  интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое  сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия  для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий  развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке  труда, проводить научно-техническую  политику, что характерно для стран — членов ЕС.

Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.

Наиболее зрелую форму  международной интеграции представляет ЕС. Достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.

Более того, периодически возникают  противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение  о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания).

Функционирование зон  свободной торговли, либерализация  импорта усиливают конкуренцию  на внутреннем рынке, что создает, как  уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров [4, с. 540-541].

 

 

 

1.3 Типы и этапы экономической интеграции

 

 

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой  современного мирового хозяйства.

Практика показывает, что существуют следующие типы интеграционных объединений или группировок:

I тип.  Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы, т. е. на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие «происхождение товаров», пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.

Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях (составляют свободную экономическую  зону) базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) образована в 1960 г., включает 6 стран: Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию. Здесь принципы свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию. Американо-канадско-мексиканское соглашение о свободной торговле, иначе называемое Североамериканским общим рынком, созданным в 1990 г. создание Зоны свободной торговли придает более стабильный характер торговой политике стран-участниц, позволяет более четко выполнять принятые на себя обязательства и далее совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что все решения о торгово-экономическом  взаимодействии в рамках ЗСТ принимаются  должностными лицами министерств, ведомств, финансовых организаций стран-участниц без создания постоянно действующих наднациональных структур. Однако создание ЗСТ имеет и ряд негативных моментов, которые ослабляют интеграционные процессы. В частности, либерализация импорта вполне может создать серьезную угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции. Если не принять соответствующих мер защиты и поддержки со стороны государства, может возникнуть опасность частичного или полного вытеснения последних со своего внутреннего рынка и т. д. В целом, создание ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике.

II тип.  Таможенный союз (ТС). Здесь также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках данного интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Это дает возможность более надежно защитить свое единое региональное рыночное пространство и усилить позиции на международной арене. Негативным моментом при этом является то, что участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве. Но таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен. Это, в свою очередь, способствует переориентированию ресурсов в рамках ТС, национализирует производство в соответствии с теорией сравнительных преимуществ.

Информация о работе Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике