Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы экономической интеграции…………………5
1.1 Сущность экономической интеграции……………………………......5
1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции…….......8
1.3 Типы и этапы экономической интеграции…………………………..11
2 Преимущества и недостатки существующих форм экономической интеграции на примере зарубежного опыта………………………….......16
2.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка…………......16
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле………..…20
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе....26
3 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах……....31
3.1 Характеристика существующих форм интеграции……………….....31
3.2 Перспективы развития интеграционных процессов…………..……35
3.3 Воздействие интеграционных процессов на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………..………….…..45
Список использованных источников……………………………..…….…47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 206.70 Кб (Скачать файл)

Имеется в виду функционирование единого экономического пространства, обеспечение равенства прав граждан, проведение согласованной внешней  политики и политики в области  обороны и безопасности. Достаточно эффективно работает система органов Союзного государства, развиваются союзный бюджет, союзные программы, союзная собственность. Сегодня стратегическое партнёрство – это не просто формула, это реалии, обеспечивающие стабильное и безопасное развитие наших государств.

Наряду со взаимодействием в рамках «двойки», Беларусь и Россия выступают за углубление сотрудничества в коллективном формате, принимают активное участие в других интеграционных проектах на постсоветском пространстве.

Совместно с коллегами  ведется работа по преобразованию СНГ  в региональную организацию с  высоким уровнем экономической  и политической интеграции.

Стороны эффективно координируют свои действия на международной арене. Удачной формой сотрудничества является Программа согласованных действий в области внешней политики, которая  принимается каждые два года.

Значимые результаты достигнуты в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и  военно-технического сотрудничества.

В перечне важных задач  сохраняются вопросы обеспечения  равных прав граждан двух стран, создания единой системы социальных гарантий, сближения и постепенной унификации внутреннего законодательства в  социально-трудовой сфере.

Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения  образования, медицинской помощи и  социального обеспечения.

При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам  не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения  и заполнения миграционной карты.

Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов  Беларуси и России [11].

Развитие двусторонних отношений  со странами СНГ является одним из основных внешнеполитических и внешнеэкономических  приоритетов Республики Беларусь. Эта  приоритетность обусловлена совокупностью  исторических, экономических, политических и культурных факторов. Интеграционная группа СНГ – это взаимосвязь республик бывшего СССР на основе укрепления и углубления, прежде всего, новых экономических отношений при сохранении независимости страны; это восстановление на новой основе экономических связей, которые были разрушены, внутренними и внешними силами.

Тем не менее, интеграционные процессы протекают вяло и не могут  сравниться с процессами в рамках бывшего единого государства  и интеграционными процессами в  ЕС и НАФТА. У стран СНГ по-прежнему разная заинтересованность в степени  участия в решении тех или  иных вопросов на основе интеграции.

10 октября 2000 года главами  Беларуси, Казахстана, Кыргызстана,  России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

С мая 2002 года наблюдателями  в Сообществе стали Молдова и  Украина, с 2003 года – Армения. Статусом наблюдателя также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и Евразийский  банк развития (ЕАБР).

За короткий промежуток времени  ЕврАзЭС стало одной из ведущих международных объединений на постсоветском пространстве. Здесь показателен опыт Европейского союза.

Основная цель Сообщества – содействие завершению формирования Таможенного союза и Единого  экономического пространства. 

Одно из приоритетных направлений  деятельности ЕврАзЭС – обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Утвержденные главами государств Мероприятия на 2011–2013 и последующие годы по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС включают вопросы по проведению согласованной экономической политики; формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции; активизации взаимодействия в реальном секторе экономики; формированию и совместному развитию энергетического рынка; формированию Транспортного союза ЕврАзЭС; взаимодействию в агропромышленном секторе; сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; проведению согласованной экологической политики; совершенствованию системы управления Сообществом [12]. 

Ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве сегодня  является Таможенный союз (ТС), созданный  Россией, Беларусью и Казахстаном. 6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. ТС рассматривается  в качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

Целью организации Таможенного  союза ЕврАзЭС было формирование Единой таможенной территории, состоящей из нескольких государств, где отменяются все таможенные пошлины на реализуемую продукцию между ними. В пределах стран таможенного союза действуют единый таможенный тариф и единые требования по регулированию торговых отношений с другими странами.

Внедрение единых стандартов на территории ТС обязано защитить рынки его  стран-участниц от вредной импортной  продукции, а также сгладить все  шероховатости в торгово-экономической  сфере между ними [13].

 Запуск с 1 января 2012 г. ЕЭП открыл путь к созданию  жизненно необходимых нашим странам  условий для свободного перемещения  товаров, услуг, капиталов, рабочей  силы, равных условий и гарантий  для хозяйствующих субъектов.

Основными целями формирования Единого экономического пространст- ва являются:

- эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

- создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

- развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

- создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство открывают  принципиально новые перспективы  с точки зрения национальных интересов  государств-участников [18].

Снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение  внешнеторговых процедур, отмена всех видов контроля на внутренних границах емкого 170-миллинного общего рынка сегодня  дают позитивный результат, создавая благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций.

Создав Таможенный союз и  Единое экономическое пространство, Беларусь вместе с Россией и Казахстаном  приступила к формированию Евразийского экономического союза на основе договорно-правовой базы этих интеграционных объединений [12].

Республика Беларусь является активным членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В Организацию, которая была образована в 2003 году на базе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, также  входят Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Республика Беларусь является последовательным сторонником превращения  ОДКБ в многопрофильную региональную организацию, обеспечивающую безопасность государств-членов и стабильность во всём регионе ответственности. ОДКБ уже не является сугубо военно-политическим блоком, ориентированным на защиту государств только от вооружённой агрессии извне. развивать взаимодействие с другими международными организациями, в первую очередь с ООН. 28 сентября 2012 в Нью-Йорке генеральный секретарь ОДКБ и заместитель генерального секретаря ООН по миротворческим операциям подписали Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом ООН по поддержанию мира. Это взаимодействие должно способствовать включению ОДКБ в глобальную систему безопасности.

Если говорить об инициативах, выдвинутых Республикой Беларусь в  ходе своего председательства в организации  в 2011 году, то они касались разных сфер деятельности ОДКБ. В частности, на усиление военного потенциала организации  были направлены решения о привлечении  сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ для участия в  совместных учениях и об утверждении  целевой программы оснащения  современным вооружением. Для укрепления позиций ОДКБ на международной арене  и налаживания сотрудничества с  другими международными организациями  и государствами белорусская  сторона предложила меры по организации  миротворческой деятельности в совместном формате с ООН [20].

 

3.2 Перспективы развития интеграционных процессов

 

 

16 июля на встрече  с исполнительным секретарем СНГ глава белорусского государства Александр Лукашенко заявил, что «интеграция является безусловной тенденцией развития современного мира, а значит, будет лежать в основе и белорусской политики» [21]. 

Трудно не согласиться: для  обеспечения качественного и  эффективного развития Республика Беларусь, безусловно, должна следовать в русле  современных мировых тенденций. Основной вопрос заключается не в самом факте интеграции, а в ее качественном содержании, роли и месте нашей страны в глобальных цивилизационных процессах. Безотказная и безответственная позиция может привести наше государство к весьма плачевным результатам. Интеграция по чужим правилам вместо экономических выгод, бонусов и дивидендов несет в себе серьезные вызовы и риски, о которых уже сейчас необходимо информировать общество. 

Совершенно очевидно, что  пока безальтернативными интеграционными  партнерами для Беларуси являются лишь государства-участники Таможенного  союза — Российская Федерация  и Казахстан. К сожалению, перспективы  интеграции нашей страны в Европейский  союз существуют лишь в розовых мечтаниях  самых безрассудных отечественных  либералов. Даже в случае кардинальных политических преобразований в нашей стране (что само по себе несколько фантастично) разговор о «европейских перспективах» для Беларуси можно смело отложить как минимум лет на 10. Европейский союз сейчас переживает не лучшие времена своего развития и просто не способен «переварить» государство с 10-миллионнным населением и развитым промышленным потенциалом.

В отличие от «европейской перспективы», евразийская интеграция уже сейчас является объективной  реальностью для Беларуси и претворяется в жизнь государственной властью. Однако возникает ряд очевидных  вопросов, связанных с практическим воплощением евразийского интеграционного  проекта. Очевидно, что Беларусь, Российская Федерация и Казахстан имеют  совершенно разные формы организации  государственного устройства, структуру  экономики, политическую культуру, унификация которых и приведение отличий  к единому знаменателю будут  безусловным условием эффективности  интеграции. И если в случае с  Россией и Казахстаном можно  говорить о незначительных отличиях между ними, то в отношении Республики Беларусь очевидна серьезная разница  государственного проекта нашей  страны и государственных проектов наших партнеров по будущему ЕврАзЭС [21].

На современном этапе  самым значимым, быстроразвивающимся  и перспективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве является Единое экономическое пространство государств Таможенного союза России,  Беларуси и Казахстана, которое начало функционировать с 1 января 2012 года. Участие Беларуси в ЕЭП несет  в себе не только позитивные эффекты, но и серьезные риски и вызовы, которые связаны с присоединением России к ВТО и соответствующим  усилением конкуренции со стороны  производителей третьих стран.

Характер внешнеторговых связей Беларуси и России на протяжении последних двух десятилетий не претерпел  кардинальных изменений,  – из России импортируются промежуточные товары  – углеводородное сырье, черные металлы, комплектующие и материалы, а  на российский рынок преимущественно  поставляются белорусские сложнотехнические товары, машины и оборудование. Европейский рынок обладает большим платежеспособным спросом и является основным потребителем товаров белорусской нефтехимической отрасли. Вместе с тем, доступ на него белорусских продовольственных и сложнотехнических товаров практически закрыт из-за их низкой конкурентоспособности. Не используется в полной мере богатый инвестиционный и технологический потенциал западного вектора. Наша страна еще не стала своеобразным инновационным «мостом», соединяющим западные технологии и восточные ресурсы.

Следует признать, что Беларусь на современном этапе развития не готова в достаточной степени  к глобальной конкуренции. В сравнении  с экономически развитыми европейскими странами отраслевая структура экономики  Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП  сферы производства товаров и  низкой долей в сфере услуг. Технологическая  структура экономики Беларуси, которая  в значительной степени предопределяет ее эффективность и уровень конкурентоспособности  продукции, по оценкам экспертов, характеризуется  использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии и другие) в республике не превышает 10 процентов.

Беларусь заметно отстает  от соседних стран в привлечении  прямых иностранных инвестиций, что  связано с худшими по сравнению  с конкурентами характеристиками инвестиционного  климата. Участие белорусских предприятий  в глобальных производственно-сбытовых цепочках транснациональных корпораций незначительно.

Информация о работе Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике