Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы экономической интеграции…………………5
1.1 Сущность экономической интеграции……………………………......5
1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции…….......8
1.3 Типы и этапы экономической интеграции…………………………..11
2 Преимущества и недостатки существующих форм экономической интеграции на примере зарубежного опыта………………………….......16
2.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка…………......16
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле………..…20
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе....26
3 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах……....31
3.1 Характеристика существующих форм интеграции……………….....31
3.2 Перспективы развития интеграционных процессов…………..……35
3.3 Воздействие интеграционных процессов на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………..………….…..45
Список использованных источников……………………………..…….…47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 206.70 Кб (Скачать файл)

Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми и трудовыми ресурсами  при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Восточной  Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов экономического развития, например за счет региональной интеграции в рамках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое единое экономическое пространство для плодотворного международного бизнеса [7].

Предпринимаются достаточно активные усилия для развития между- народного сотрудничества в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума являются 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом.

По своему характеру, целям  и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое  объединение создано государствами, сильно различающимися между собой  условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитые и развивающиеся  страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. На страны АТЭС приходится около 60 процентов мирового ВВП, 50 процентов объема мировой внешней торговли и 40 процентов населения Земли. Совокупный валовой внутренний продукт стран АТЭС превышает 18 трлн. долл.

Сохраняя консультативный  статус, АТЭС фактически превращается в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и  реализуются региональные правила  ведения торгово-экономической, научно-технической  и инвестиционной деятельности, а  также международного бизнеса. В  рамках АТЭС ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий, изучаются возможности  применения новых электронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности  для всех стран региона, а также  развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления в международный бизнес.

Однако сегодня можно  констатировать, что в рамках АТЭС приняты меры декларативного характера, и эта обширная группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием экономик стран-участниц. Чтобы она стала интеграционным объединением с экономической точки зрения, необходимы время и конкретные дела.

Развитие межгосударственного  экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем  Востоке возник и функционирует  по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Центрально-азиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и  культурных корней. В июне 1997 г. в  Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных  регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

Интеграционные процессы в Европе, Америке и Азии, по всей видимости, станут одним из главных факторов мирового экономического развития. Уже к настоящему времени интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального суверенитета как фактора экономического развития и возрастание роли принадлежности к конкретной интеграционной группировке, которая как более крупная экономическая структура приобретает самостоятельность и влияние в мировой экономике.

С учетом этих тенденций  следует ожидать, что в ближайшем  будущем мировое экономическое  развитие во все большей степени  будут определять процессы, происходящие в наиболее влиятельных интеграционных группировках – ЕС, НАФТА и АТЭС. Обзор одних из крупнейших интеграционных объединений позволяет выявить и отметить основные направления, по которым будет происходить развитие этих интеграционных союзов.

В Европейском Союзе происходит трудный процесс углубления интеграции (введение единой валюты – евро) при  одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления в него новых  стран. Эти два процесса противоречат друг другу: в то время как углубление интеграции предполагает достижение странами-членами  ЕС соответствующей ступени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам, только начинающим этот путь и поэтому выступающим в качестве замыкающих.

Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря  созданию зоны свободной торговли.

АТЭС может превратиться в наиболее динамично растущий экономический  союз в мировой экономике. Это  произойдет благодаря притоку больших  масс капитала в АТР. Таким образом энергичное развитие стран региона придаст динамизм росту экономики тех стран, которые станут поставщиками сюда товаров и капитала. Именно поэтому на регион были направлены интересы США, Японии и ряда других развитых стран [3, с. 74-77].

Следует выделить определенные преимущества экономической интеграции. Это расширение экономических связей,  отмена таможенных пошлин и других ограничений торговли, безвизовые поездки между странами (ЕС), значительные возможности для инвестирования в странах-членах соглашения, многостороннее региональное сотрудничество, распространение новых технологий и др.

Основным недостатком  является то, что из-за высокой зависимости от рынка высокоразвитых стран возрастает уязвимость экономик развивающихся стран-участниц интеграционных объединений.

В целом, однако, сегодняшняя  взаимозависимость всех стран - это  закономерный итог исторического развития. Все мировое сообщество из совокупности более или менее взаимосвязанных  национальных хозяйств формирует целостную  экономическую систему, где эти  хозяйства становятся составными частями  единого организма. Оставаться в  стороне от этих процессов, самоизолироваться губительно. Поэтому проблема заключается в том, чтобы поняв реальность новой глобальной экономики, стать ее органичной частью. Хотя очевидно, что в условиях жесткой конкуренции найти и удержать свою "нишу" в мировой экономике весьма сложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Участие Республики  Беларусь в интеграционных процессах  

 

3.1 Характеристика существующих форм интеграции

 

 

Республика Беларусь –  государство, расположенное в центре Европы. Являясь на протяжении столетий пространством столкновения и пересечения  различных культурных влияний и  традиций, накопив при этом богатый  опыт сохранения своего национального  образа, Беларусь располагает необходимыми условиями для создания открытого  демократического общества, способного обеспечить прогресс во всех сферах, в том числе и в процессах интеграции.

Уникальная роль "стыковой" страны побуждает Беларусь искать пути и  прилагать усилия для извлечения максимально возможной выгоды для  себя. В этом плане показателен  пример Украины, которая также находится  на линии геополитического соприкосновения  России и ЕС. Большая геополитическая  гибкость Украины позволяет ей выстраивать  отношения стратегического партнерства  одновременно и с Россией, и с  Евросоюзом, более умело использовать свой транзитный ресурс (создание с  РФ газового консорциума и подписание соглашения о транспортировке российского  газа в Европу через Украину).

Геополитическая зажатость Белоруссии между двумя центрами силы, объективная роль геополитического «стыка» на межцивилизационной линии соприкосновения предполагает особую гибкость внешней политики страны.

Внешнеэкономические приоритеты Беларуси должны базироваться на многовекторности, которая предполагает одновременное  развитие сотрудничества с Россией  и странами СНГ и активное участие  в общеевропейских экономических  процессах.

Развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений  со странами-членами Европейского союза является одним из приоритетов белорусской внешней политики. По словам Президента Республики Беларусь, «Европейский союз – один из важнейших векторов для Беларуси в окружающем мире. Экономически, да и политически Беларусь и Евросоюз являются важными друг для друга партнерами» [21].

В 2007-2009 годах страны ЕС устойчиво  занимали первое место по объемам  белорусского экспорта. При этом торговля со странами ЕС характеризовалась существенным положительным сальдо для Беларуси.

За 10 лет – с 2001 по 2011 годы – товарооборот Беларуси со странами Евросоюза увеличился десятикратно, составив в 2011 году 24,4 млрд. долларов США (161,7 процентов к уровню 2010 года). Белорусский экспорт в страны ЕС в сравнении с 2010 годом практически удвоился  и составил 15,7 млрд. (прирост к уровню 2010 года – 8,1 млрд.). Импорт увеличился на 15 процентов, составив 8,7 млрд. Внешнеторговое сальдо в торговле Беларуси с Евросоюзом в 2011 году сложилось положительное в размере 7,04 млрд. долларов [19]. 

Основными торгово-экономическими партнерами Беларуси среди стран  европейского региона являются Нидерланды, Германия, Латвия, Польша и Италия.

Разноплановое сотрудничество с Европейским союзом представляет собой наиболее действенный инструмент диверсификации внешней торговли, инвестиционной деятельности страны, модернизации и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Одним из ключевых направлений  в сотрудничестве с ЕС является привлечение  иностранных инвестиций в белорусскую  экономику, прежде всего, в производство наукоемких и высокотехнологичных  товаров, качественной сельскохозяйственной продукции, внедрение альтернативных источников энергии и повышение  энергоэффективности, развитие транзитного  потенциала.

Ведущими инвесторами  в белорусскую экономику являются Великобритания, Кипр, Австрия, Нидерланды и Италия. В 2011 году из стран европейского региона в Беларусь поступило  более 8 млрд. долларов инвестиций.

Отношения между РБ и ЕС на политическом уровне весьма далеки от реальных нужд как Беларуси, так и самого Евросоюза. Это обусловлено тем, что Евросоюз хочет самолично определять параметры общественного и экономического развития нашей страны. Естественно, не неся никакой ответственности за возможные последствия.

В 2011 году ЕС расширил санкции  в отношении ряда белорусских  должностных лиц и компаний (всего  – 243 гражданина и 32 компании). Торгово-экономическое сотрудничество с Евросоюзом имеет взаимовыгодный характер, а снятие существующих политических барьеров придало бы ещё больший импульс этому сотрудничеству. К сожалению, пока в подходах ЕС по отношению к Республике Беларусь доминируют рецидивы старого мышления [19].

Стратегическое партнерство, развитие союзнических отношений с  Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью наших стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских кампаний.

Правовой основой белорусско-российской интеграции является подписанный 8 декабря 1999 г. главами Беларуси и России Договор  о создании Союзного государства.

В соответствии с Договором  Беларусь и Россия поставили перед  собой ряд важных ориентиров: обеспечение  мирного и демократического развития народов двух государств; создание единого экономического и таможенного  пространства; обеспечение устойчивого  социально-экономического развития; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; проведение согласованной социальной политики; обеспечение безопасности и борьба с преступностью.

Достижение указанных  целей осуществляется поэтапно, с  учетом приоритета решения экономических  и социальных вопросов. Наше партнерство  выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.

Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для  белорусских товаров.

За последнее десятилетие  товарооборот между двумя странами вырос более чем в пять раз. В 2008 году он превысил рекордный в  истории белорусско-российских отношений  объем – 34 млрд. долларов США. В 2011 году Беларусь заняла второе место во внешней торговле России со странами СНГ и шестое – среди основных торговых партнеров России.

Особую актуальность на современном  этапе приобретают угрозы, связанные  с геополитической конкуренцией на постсоветском пространстве крупных  политических игроков, включая США  и Европейский Союз.

Формула стратегического  партнёрства Белоруссии и России заключается в следующем: углубление интеграции и всестороннее развитие взаимовыгодного сотрудничества в интересах народов наших государств, социального и экономического прогресса Белоруссии и России на принципах суверенного равенства. Эта формула закреплена в Договоре о создании Союзного государства, определяющем приоритетные цели союзного строительства, механизмы их реализации и институциональные составляющие.

Информация о работе Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике