Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы экономической интеграции…………………5
1.1 Сущность экономической интеграции……………………………......5
1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции…….......8
1.3 Типы и этапы экономической интеграции…………………………..11
2 Преимущества и недостатки существующих форм экономической интеграции на примере зарубежного опыта………………………….......16
2.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка…………......16
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле………..…20
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе....26
3 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах……....31
3.1 Характеристика существующих форм интеграции……………….....31
3.2 Перспективы развития интеграционных процессов…………..……35
3.3 Воздействие интеграционных процессов на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………..………….…..45
Список использованных источников……………………………..…….…47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 206.70 Кб (Скачать файл)

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения о свободной  торговле получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что  позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись  гораздо более широкие возможности  доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия  на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой  – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20 процентов, с Канадой – 10 процентов. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические  и профсоюзные группы в США, как  и многие члены американского  Конгресса, опасаются перемещения  американской деловой активности в  Мексику с ее низкими трудовыми  и экологическими стандартами. Кроме  того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры [10].

Для Мексики членство в  НАФТА означает гарантированный  доступ на американский рынок, поглощающий  около 80 процентов всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с  США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело  также положительное решение  вопроса о внешнем долге после  значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство  добилось крупных кредитов от США  для реализации соглашений по свободной  торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью  проникновения на американский и  канадский рынки.  Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 гг. выросли вдвое. А в период 1994–2007 гг. прямые иностранные инвестиции составили  210,4 миллиардов долл.

Критики мексиканского членства в  НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно  элита, но не трудящиеся. Привлекательность  Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику  к такой программе торговой либерализации  и реструктуризации экономики, которая  в будущем делает отход от нее  затруднительным, а возвращение  к экономической самостоятельности  – практически невозможным [9].

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем  Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться  с Мексикой при отстаивании своих  интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами  на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом (общий рынок стран Южной Америки). Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение  всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя  в полноправного и активного  участника многосторонних процессов  и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в  традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился. В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33 процентов всего ВВП Канады по сравнению с 15 процентами в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40 процентов валового продукта) и в Квебеке (24 процента).

С возникновением и развитием  НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами –  Северной Америкой, Западной Европой  и Японией – но уже в новой  конфигурации этих центров, с новым  соотношением сил.

Интеграция стран в общий  рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между  всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое  бремя, чем США и Канада, поскольку  она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые  отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих  мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского  рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется  в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после  террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают  на значительный рост общего оборота  торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и  Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США  и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и  Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной  иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными  конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Несмотря на критику, преобладают  положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как  основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют  возможность вступления в эту  организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане  предполагается создание в перспективе  «сообщества демократий западного  полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными  границами и единой экономикой [10].

 

2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

 

Азиатско-Тихоокеанский  регион (АТР) – экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств, объединённых дипломатическими и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход в Тихий океан и используют его пространство для транспортного сообщения. Важными промышленно-торговыми центрами в составе АТР являются развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР составляет 3,5 миллиарда человек.

Начиная с 80-х годов XX в. Азиатско-Тихоокеанский  регион привлекает к себе большое  внимание международного бизнеса как  зона динамичного экономического роста. Существенным фактором развития экономической  интеграции в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских  ценностей. В АТР сложился “азиатский четырехугольник”: Япония — Китай — новые индустриальные страны (НИС) — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

АСЕАН — международное  интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (Бирма) (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа — Новая Гвинея. АСЕАН — одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 500 млн человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн дол.

В качестве уставных целей  Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в АТР. Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления внешнеэкономической деятельностью. В 2009 г. состоялось подписание соглашения с Австралией и Новой Зеландией о создании зоны свободной торговли ААНЗФТА (ASEAN-Australia-New Zealand FTA, AANZFTA), которое в силе с 2010 г. для Австралии, Новой Зеландии и 7 стран АСЕАН (Брунея, Вьетнама, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин). Данное соглашение носит комплексный и всеобъемлющий характер, является единственным соглашением так называемого высокого стандарта, которое подписала Ассоциация со странами-партнерами по диалогу. Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен.

Высшим органом АСЕАН  являются встречи глав государств и  правительств, руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания  министров иностранных дел. Текущее  руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством  министра иностранных дел страны — устроительницы очередного совещания. В Джакарте (Индонезия) функционирует  постоянный Секретариат во главе  с генеральным секретарем. В АСЕАН  имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится свыше 300 различных совещаний  и мероприятий. Юридической базой  отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский  договор) 1976 г. К настоящему времени  разработан механизм возможного присоединения  к Договору об АСЕАН других внерегиональных  государств.

В экономической сфере  страны Ассоциации проводят линию на экономическую интеграцию и либерализацию  в регионе на базе Соглашения о  создании зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества. В соответствии с долгосрочной программой развития АСЕАН, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции в АСЕАН более высокой, чем в Европейском союзе, т.е. полное объединение государственной банковской сферы, вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и других органов управления.

Один из основных показателей  достигнутого уровня интегрированности стран Ассоциации - доля взаимного экспорта в совокупном экспорте. Она возросла с 15 процентов в 1980 г. до 25,5 процентов в 2012 г. Хотя показатель существенно уступает показателям в ЕС, НАФТА или даже АТЭС, но это самый высокий уровень среди интеграционных объединений с участием только развивающихся государств.

За время своего  существования  АСЕАН зарекомендовала себя как  зрелая политическая организация, однако в экономическом плане, несмотря на заявленные приоритеты, результаты интеграционного процесса весьма скромные. Распространение торговых преференций на торговлю внутри АСЕАН, о чем договаривались ранее, в общем явилось лишь декларацией о намерениях и почти не отразилось на торговых потоках между странами. Доля АСЕАН во всем объеме внешней торговли стран-членов не претерпевает существенного изменения. Значительная часть внешней торговли приходится на страны, расположенные вне АСЕАН,— США, Японию и др. Парадокс заключается в том, что, несмотря на существование Ассоциации, ряда деклараций за развитие сотрудничества, страны—члены АСЕАН развивались в основном самостоятельно и взаимодополняемости их экономик не наблюдалось.

Информация о работе Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике