Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы экономической интеграции…………………5
1.1 Сущность экономической интеграции……………………………......5
1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции…….......8
1.3 Типы и этапы экономической интеграции…………………………..11
2 Преимущества и недостатки существующих форм экономической интеграции на примере зарубежного опыта………………………….......16
2.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка…………......16
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле………..…20
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе....26
3 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах……....31
3.1 Характеристика существующих форм интеграции……………….....31
3.2 Перспективы развития интеграционных процессов…………..……35
3.3 Воздействие интеграционных процессов на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………..………….…..45
Список использованных источников……………………………..…….…47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 206.70 Кб (Скачать файл)

Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному  обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его  совершенствованию, замене устаревшего  оборудования и технологий. Поэтому  в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются прежде всего производством традиционной продукции (например автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности).

Европейский Союз сохраняет  значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки  и техники отстают от аналогичных  расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько  в США выделяет одна компания IBM.

В экономическом развитии стран ЕС значительная роль принадлежит  государству. В государственной  собственности находятся многие заводы, фабрики, школы, больницы. Хотя в последние годы влияние государства  на процесс производства снизилось, число государственных предприятий  сокращено, тем не менее его роль в экономике остается намного выше, чем в США и Японии, Особенно высока в малых странах (например, Австрии, Финляндии), в которых государственный сектор создает примерно 1/3 ВВП и предоставляет места 1/5 части работающих. Управление экономическим развитием осуществляется одновременно на двух уровнях: национальном и наднациональном. На национальном уровне осуществляется главами государств, правительствами, министрами, руководителями предприятий и организаций каждой страны.

Управление на наднациональном  уровне направлено на выработку единой внутренней и внешней политики стран-участниц. Как показала практика, решение национальных экономических проблем требует  общих подходов к стратегии экономического развития. Кроме того, требуются  общие подходы в отношении  к «третьим» странам и проведение общей внешней политики. Соединение экономической интеграции с общей  внешнеполитической деятельностью  — особенность Европейского Союза.

Эта организация включает следующие органы наднационального управления:

- Европейский совет — политический орган, в состав которого входят главы государств, обсуждающие наиболее принципиальные вопросы внутренней и внешней политики стран-участниц; 

- Совет министров — законодательный орган, в состав которого входят  министры национальных правительств, принимающие конкретные решения по реализации единой политики в ЕС и утверждающие законы этой организации;

- Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган, который разрабатывает единые для всех участников законы, приводит их в соответствие с национальными законодательствами;

- Европейский парламент (Европарламент) — контролирующий орган, который осуществляет контроль за выполнением принятых решений и законов, разрабатывает и утверждает бюджет ЕС;

- Суд Европейских сообществ — судебный орган, который следит за соблюдением равноправия всех стран-участниц, охраняет и защищает их интересы.

Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения: комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды.

Европейский Союз располагает  собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в  него стран. Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств ЕС, которые образуются за счет пошлин при ввозе на ее территорию товаров из третьих стран, и, во-вторых, из средств, отчисляемых странами-участницами (около 1 процента национального ВВП).

Расходы ЕС в основном связаны  с деятельностью различного рода фондов и финансовых институтов: например, таких, как Европейский фонд регионального  развития, Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский  социальный фонд.

За счет средств фондов финансируются различные направления  политики ЕС: например, аграрная, социальная, региональная, энергетическая. 
Участники ЕС проводят единую отраслевую и территориальную (региональную) политику. Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование — самая крупная статья расходов в бюджете Союза.

В основе общей аграрной политики лежит субсидирование цен  на сельскохозяйственную продукцию, т.е. доплаты фермерам до уровня доходов, распространенных в других сферах экономики. Такая политика помогла ЕС превратиться во второго после США поставщика аграрной продукции на мировые рынки.

В то же время аграрный рынок  самого ЕС огражден высокими таможенными  барьерами, препятствующими доступу  сельскохозяйственных товаров из других стран.

Искусственное вытеснение внешних  конкурентов и высокие внутренние цены на продукты питания стимулируют  сельскохозяйственное производство. Предложение  этой продукции значительно превышает  спрос и порождает проблему сельскохозяйственного  перепроизводства. Для ее решения  принимаются разные ограничения  объемов аграрного производства. В последнее время распространяется ограничение в виде «гарантированного  максимального количества». Эта  мера состоит в том, что предусматривается  снижение цен на продукцию, поставляемую сверх установленного государством предела. В результате становится невыгодным увеличивать производство в сельском хозяйстве.

Важной статьей расходов бюджета ЕС является проведение совместной научно-технической политики. Ее цель — усилить конкурентоспособность  промышленной продукции в мировом  хозяйстве. Для этого проводятся совместные исследования по основным направлениям научно-технического прогресса (например, в микроэлектронике, биотехнологии, генной инженерии, телекоммуникациях). Среди них выделяется крупномасштабная многоцелевая программа «Эврика».

К настоящему времени в  ЕС отменены практически все барьеры  перемещений товаров, капитала и  рабочей силы. Их отмена значительно  повышает темпы экономического роста  национальных экономик, снижает цены на производимую в них продукцию, уменьшает издержки производства, в  конечном счете укрепляет позицию каждой страны в мировом хозяйстве.

Ближайшая цель ЕС — создание Федеративной Европы — Европы объединенных государств. Отдаленная цель — создание единого государства — Соединенных Штатов Европы [8].

 

 

2.2   Североамериканское соглашение о свободной торговле

 

 

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская  экономическая интеграция. Развивающаяся с XIX в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американо-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим  союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными  в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и  содействие свободному движению между  странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий  конкуренции в рамках зоны свободной  торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности  в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего  регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в  Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА  нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в  ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной  торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов  и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения  Комиссии, то она столкнется с торговыми  и иными санкциями других партнеров  по блоку.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию  торговли (сокращение и последующую  отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий  круг сопутствующих вопросов. В НАФТА  приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70 процентов внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

В ХХ в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще  не регулируемых, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому  именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой  и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует  эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки  и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и  правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской  Америки не устраивает модель экономических  отношений в рамках НАФТА между  развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая  либерализация в НАФТА дала сильный  импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени  за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75 процентов. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Информация о работе Экономическая интеграция как форма достижения конкурентных преимуществ в современной рыночной экономике