Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы экономической интеграции…………………5
1.1 Сущность экономической интеграции……………………………......5
1.2 Предпосылки, цели и эффекты экономической интеграции…….......8
1.3 Типы и этапы экономической интеграции…………………………..11
2 Преимущества и недостатки существующих форм экономической интеграции на примере зарубежного опыта………………………….......16
2.1 ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка…………......16
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле………..…20
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе....26
3 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах……....31
3.1 Характеристика существующих форм интеграции……………….....31
3.2 Перспективы развития интеграционных процессов…………..……35
3.3 Воздействие интеграционных процессов на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………..………….…..45
Список использованных источников……………………………..…….…47
Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его совершенствованию, замене устаревшего оборудования и технологий. Поэтому в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются прежде всего производством традиционной продукции (например автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности).
Европейский Союз сохраняет значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки и техники отстают от аналогичных расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько в США выделяет одна компания IBM.
В экономическом развитии
стран ЕС значительная роль принадлежит
государству. В государственной
собственности находятся многие
заводы, фабрики, школы, больницы. Хотя
в последние годы влияние государства
на процесс производства снизилось,
число государственных
Управление на наднациональном
уровне направлено на выработку единой
внутренней и внешней политики стран-участниц.
Как показала практика, решение национальных
экономических проблем требует
общих подходов к стратегии экономического
развития. Кроме того, требуются
общие подходы в отношении
к «третьим» странам и
Эта организация включает следующие органы наднационального управления:
- Европейский совет — политический орган, в состав которого входят главы государств, обсуждающие наиболее принципиальные вопросы внутренней и внешней политики стран-участниц;
- Совет министров — законодательный орган, в состав которого входят министры национальных правительств, принимающие конкретные решения по реализации единой политики в ЕС и утверждающие законы этой организации;
- Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган, который разрабатывает единые для всех участников законы, приводит их в соответствие с национальными законодательствами;
- Европейский парламент (Европарламент) — контролирующий орган, который осуществляет контроль за выполнением принятых решений и законов, разрабатывает и утверждает бюджет ЕС;
- Суд Европейских сообществ — судебный орган, который следит за соблюдением равноправия всех стран-участниц, охраняет и защищает их интересы.
Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения: комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды.
Европейский Союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств ЕС, которые образуются за счет пошлин при ввозе на ее территорию товаров из третьих стран, и, во-вторых, из средств, отчисляемых странами-участницами (около 1 процента национального ВВП).
Расходы ЕС в основном связаны с деятельностью различного рода фондов и финансовых институтов: например, таких, как Европейский фонд регионального развития, Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский социальный фонд.
За счет средств фондов
финансируются различные
Участники ЕС проводят единую отраслевую
и территориальную (региональную) политику.
Наибольшие успехи достигнуты в проведении
совместной аграрной политики. Ее финансирование
— самая крупная статья расходов в бюджете
Союза.
В основе общей аграрной политики лежит субсидирование цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. доплаты фермерам до уровня доходов, распространенных в других сферах экономики. Такая политика помогла ЕС превратиться во второго после США поставщика аграрной продукции на мировые рынки.
В то же время аграрный рынок самого ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу сельскохозяйственных товаров из других стран.
Искусственное вытеснение внешних
конкурентов и высокие
Важной статьей расходов
бюджета ЕС является проведение совместной
научно-технической политики. Ее цель
— усилить
К настоящему времени в ЕС отменены практически все барьеры перемещений товаров, капитала и рабочей силы. Их отмена значительно повышает темпы экономического роста национальных экономик, снижает цены на производимую в них продукцию, уменьшает издержки производства, в конечном счете укрепляет позицию каждой страны в мировом хозяйстве.
Ближайшая цель ЕС — создание Федеративной Европы — Европы объединенных государств. Отдаленная цель — создание единого государства — Соединенных Штатов Европы [8].
2.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.
Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с XIX в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американо-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.
НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.
Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).
Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:
– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;
– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;
– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
– урегулирование экономических споров;
– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Из-за моноцентричности в НАФТА
нет специальных
Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).
Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70 процентов внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.
В ХХ в. США отстаивала принципы
либерализации мировой
Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).
По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.
Планы США расширять НАФТА на
юг встречают среди