Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Форсирование рыночных отношений требовало вывода предприятий из под опеки государства и пересмотра традиционных форм воздействия на них, Постепенно укреплялось взаимодействие государственных структур с региональными органами власти. Регионы становились собственниками, или основными распорядителями территориальных ресурсов, приобретая новые права. Однако неготовность центральных государственных органов власти к использованию экономических рычагов регулирования и порой необоснованная уверенность отдельных регионов в собственных силах приводили к дезорганизации производственных связей, административному прессингу со стороны Центра, инфляции, потере привычных потребителей и сфер сбыта.

Все это должно, стимулировать  поиски эффективных форм взаимодействия с Центром.

Однако перенос центра тяжести реформ на региональный уровень не сможет автоматически решить задачу комплексного развития региона (области). Основными целями совершенствования регионального хозяйственного механизма,   должны являться: обеспечение экономической стабильности регионов, как составных частей Российской Федерации и  повышение комплексности региональных хозяйственных систем. При этом выиграют все участники производства и население региона. Причем это не будет зависеть от: формы их участия в создании валового регионального продукта (ВРП), будь они предприниматели, наемные работники, мелкие товаропроизводители. Принципиальное условие комплексности развития региона (области) заключается в сохранении уже существующего производственного потенциала, возможности его структурной и институциональной перестройки, наращивания за счет последовательного формирования многоукладного типа экономики. В рамках разработки стратегии предлагается: предусматривать рациональное, социально оправданное перераспределение прав собственности по объектам производственной и непроизводственной сфер; определять направления формирования частного сектора; увязывать этапы его становления с процессами накопления капиталов и создания инвестиционного климата.

Наиболее сложное социально-экономическое  явление, характеризующее сокращение масштабов хозяйственной деятельности государства, представляет собой приватизация. Процесс приватизации в России пока не получил должной оценки с точки зрения готовности общества к восприятию и реализации соответствующих возможных ее преимуществ. Проведенную в стране приватизацию можно отнести, скорее к разгосударствлению имущества, осуществленного в противовес национализации. В целом она представляет лишь этап формирования новых общественных отношений при переходе от господства государственной собственности к многоукладному типу экономики. Вместе с тем, осуществление приватизации должно подразумевать рациональное перераспределение прав собственности между возможными претендентами, а также реализацию интересов не столько отдельных социальных групп, в том числе государственной администрации, сколько общества  в целом. Интересы общественного развития должны требовать признания успешным лишь тот результат приватизации, который будет, во-первых, обеспечивать повышение эффективности развития приватизированного объекта, или гарантировать стабильность его положения на ближайшие 3-5 лет. Во-вторых, не оказывать разрушительного воздействия приватизированного объекта на развитие смежных с ним производств.

Анализ показал, что  недооценка важности процесса приватизации государственной собственности определяется следующим: не был организован мониторинг состояния бывших госпредприятий до и после их приватизации; не велась аналитическая работа по своевременной разработке мер постприватизационной поддержки; отсутствовала оперативная корректировка развития приватизированных предприятий со стороны государственных структур (федеральных, республиканских, а также фондов и комитетов по имуществу). Кроме того, на практике сама система регулирования взаимодействия государственных структур с приватизированными предприятиями была недостаточно эффективна. Например, экспертиза заявок на участие в конкурсах и аукционах не имела широкого информационного освещения. Существовала разобщенность государственных и налоговых органов по управлению имуществом, а это затрудняло доступ к оценке экономических результатов приватизации. На региональном уровне: терялась управляемость экономическими и социальными процессами; снижалась возможность обеспечивать комплексное развитие регионального хозяйства. Следствием была дестабилизация баз формирования финансового потенциала и бюджетов территорий. Они усугублялись отсутствием четкости в разделе имущества по уровню государственной иерархии. Так, выход из под контроля  основной части производственных объектов мешал региональным образованиям, прежде всего областям, выполнять функции координации прогнозирования развития экономики, обеспечения наиболее полного и эффективного использования имеющихся территориальных ресурсов.

В целом отделение государства от выполнения непосредственных функций хозяйствующего субъекта позволяет выделить три главных аспекта данного процесса. Первый - постепенное сужение сферы прямого участия государственных органов в воспроизводстве общественного богатства. Второй - возрастание роли государственных органов, направленное на обеспечение стабильной правозащищенной атмосферы ведения хозяйственной деятельности для всех участников независимо от их форм собственности. Третий - ориентация бюджетно-налоговой системы на сбалансированность интересов текущего и перспективного развития: сфер и отраслей экономики; собственников; различных факторов производства; хозяйствующих субъектов. Обеспечивать данную ориентацию должно государство, выступая как организатор и распорядитель новой бюджетно-налоговой структуры.

Несколько видоизменяясь, аналогичные проблемы требуют своего решения и на региональном уровне. Действительное расширение экономической  самостоятельности регионального  звена управления должно быть увязано  с  ограничением его функций по непосредственному руководству производством и переориентацией на освоение новых сфер деятельности.  Выделять следующие этапы: совершенствование производственной, социальной и экологической инфраструктуры региона (области); развитие налоговой, ценовой, кредитной, финансово-бюджетной систем регионального уровня; адаптация нормативных основ экономического взаимодействия всех секторов и отраслей экономики к рыночным особенностям; обеспечение социальной защиты населения; проведение природоохранных мероприятий; организация выполнения федеральных программ.

В ходе экономической  реформы формирование многоукладной  экономики, изменения экономических  функций и методов регулирования  государственных структур должны происходить  на основе становления институтов рыночной инфраструктуры. Проведенный анализ показывает, что в России инфраструктура рынка создается стихийно. Вместе с тем, опыт промышленно-развитых стран говорит о том, что на ход данного процесса могут кардинально влиять органы государственного, в том числе регионального, управления. Во многих странах мира государственные структуры обеспечивали создание рыночных структур, инспекций по контролю за ценами и стандартами, ценными бумагами; инспекций страхового надзора; фондов регионального регулирования, занятости; стабилизационных фондов; бирж труда; организаций системы переподготовки кадров; служб информации. При поддержке региональных органов власти рекомендуется:

- разрабатывать программы  формирования: фондовой и товарной  бирж; страховых, аудиторских, холдинговых, брокерских компаний; коммерческих банков; торговых домов, торгово-посреднических фирм, коммерческих центров;

- обеспечивать проведение: аукционов; конкурсов; систем  бизнес—инкубаторов; экспертных советов;

- формировать другие учреждения  и фонды рыночных инфраструктур. Степень и формы участия государственных региональных структур в отмеченных мероприятиях должны быть индивидуальны. В каждом конкретном случае их необходимо согласовывать со стратегическими интересами региона (области). Неотъемлемой частью развития рыночной инфраструктуры должно являться создание информационных систем. От них требуется охват движения всех элементов рынка: предложений, цен, спроса, товарно-денежного оборота. Они должны быть доступны для всех заинтересованных клиентов и создавать условия для антимонопольной направленности всех организационных преобразований, содействовать развитию малых предприятий, направлять процесс разукрупнения высокомонополизированных структур.

Переход к рынку  формирует и  новую систему отношений на уровне региона (области). При этом разграничение полномочий и компетенций органов управления различного уровня обеспечит сосредоточение деятельности региональных органов власти на: решении социальных проблем; создании комфортных правовых и производственно-экономических условий развития предпринимательства; охране окружающей среды. Выполнение же базисных экономических задач будет находиться в сфере компетенции самостоятельных товаропроизводителей. Их деятельность следует осуществлять в различных формах собственности на основе координации действий, в соответствии с целями комплексного регионального развития.

Комплексное развитие регионов (областей) предполагает комбинирование и кооперирование на своей территории всей системы  производства с целью рационального использования ресурсов: природных и трудовых, производственного и научно-технического потенциала. В интересах наиболее полного удовлетворения потребностей населения оно учитывает наличие адекватной производственной и социальной инфраструктур. Одной из важнейших характеристик комплексности развития региона (области),  должна служить ее направленность на удовлетворение общественных потребностей. Поэтому наиболее перспективным направлением развития региона (области) может стать развитие комплексирующих отраслей и производств, обеспечивающих максимально достижимый уровень вовлечения в воспроизводство всех ресурсов. В условиях перехода к рынку такой подход к комплексному развитию региона (области), в определенной степени суживает некоторые проблемы его перспективного развития. В связи с этим, преобразование производственных отношений должно выдвигать на первый план вопросы структурной перестройки экономики. Это позволит обеспечить производство конкурентоспособной продукции, для ее участия в товарообмене на основе факторов спроса и предложения. Реализация независимым товаропроизводителем конкурентоспособной продукции будет приносить достаточный доход самому собственнику, кроме того и всему региону (области) через систему налогооблагаемых элементов. Появится жесткая экономическая зависимость равнонаправленных интересов.

К основным требованиям комплексного развития регионов (областей)  относить следующие элементы:

1. Пропорциональность между производством,  территориальными ресурсами, рыночной  инфраструктурой (как сферы, осуществляющей обмен) и потребителем.

2. Взаимоувязанность между объемами  выпуска продукции, имеющимися  трудовыми и финансовыми ресурсами,  экологической устойчивостью ситуации.

3. Сбалансированность между основным  производством и производственной  инфраструктурой, между материальным производством и сферой обслуживания (как в отраслевом, так и в пространственном аспекте).

4. Обеспечение рационального использования  природных ресурсов и охраны  окружающей среды.

5. Разработка и выполнение программы  социального развития.

В качестве показателей комплексного экономического и социального развития региона (области),  могут выступать: оценка конъюнктуры потребительского рынка региона (области) и окружающих его (ее) территорий; обеспечение товарно-денежной сбалансированности в производстве и обращении товаров; сальдо ввоза и вывоза продукции, финансовых средств; а также анализ и оценка: кредитно-финансовой системы региона (области); финансовых результатов хозяйственной деятельности; объема налоговых поступлений и отчислений в федеральный бюджет; характера межбюджетных отношений; принципов финансирования территориальных проблем использования собственных финансовых поступлений.

С развитием рыночных отношений  инициатива инвестиционной деятельности будет перемещаться к самостоятельно хозяйствующим субъектам (предприятиям) различных форм собственности. Они ориентируются на жесткие критерии самоокупаемости инвестиционных затрат. При этом основными источниками их доходов станут: коммерческие результаты хозяйственной деятельности; удовлетворение рыночного спроса за счет производства конкурентоспособной продукции. В результате получаемая прибыль позволит обеспечить окупаемость инвестиций и наполнить каналы перераспределительной сферы. Будет отлаживаться нормальный экономический механизм для: сбалансированного развития производственной и непроизводственной сфер; качественных преобразований в отраслях производственной инфраструктуры; повышения уровня благосостояния населения.

Сегодня приоритетным условием комплексного развития регионов (областей) является наличие в них финансовых ресурсов. В настоящее время их порой недостаточно даже для осуществления простого воспроизводства. Необходима детальная финансовая проработка всех принимаемых в регионе (области) производственных и социально-экономических решений. Характерно, что денежные ресурсы, выходящие за рамки государственных оборотов, функционируют как специфический товар, приносящий в силу своих универсальных особенностей коммерческий доход. Поэтому само представление о комплексности хозяйства региона (области) следует дополнять характеристиками уровня развития инфраструктуры его финансового рынка. В свою очередь, финансовый рынок должен характеризоваться его непосредственным масштабом, скоростью и свободой обращения денежных средств, их эффективностью (доходностью) и теснотой связи с производственными структурами региона (области). В этих условиях будет формироваться финансовый сектор экономики, определяющий общий уровень развития региона (области) и его перспективы.

Составной частью комплексного развития региона (области) является социальная политика. Следует учитывать: преодоление отставания в развитии социальной инфраструктуры; обеспечение рациональной занятости; предотвращение чрезмерной безработицы; возрождение малых городов и деревни; упорядочение миграции населения; целевое обустройство приезжающих групп переселенцев; ликвидацию социальных последствий крупномасштабных нарушений использования окружающей среды; разгосударствление и приватизацию объектов социальной сферы; развитие рынка товаров и услуг в социальной сфере. Необходимо отметить, что региональным органам власти уже переданы отдельные полномочия по проведению собственной социальной политики. Однако экономические основы для ее осуществления еще полностью не сформировались. Реальные социальные программы должны осуществляться, в первую очередь, за счет использования собственного ресурсного потенциала. Привлечение централизованных средств необходимо лишь для решения задач общегосударственной значимости. Неустойчивость же системы формирования бюджета региона (области) сегодня ограничивает его возможности в решении задач социальной защиты населения.

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая история