Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekzamenu история эк. учений.docx

— 325.86 Кб (Скачать файл)

Наряду с этим созданная У. Митчеллом и его «школой» наука эконометрика к концу второй мировой войны стала, как пишет М. Блауг, «наиболее динамичной отраслью экономической науки, а кейнсианские или неокейнсианские макроэкономические модели имеют очень важное, и при этом растущее, значение для работ эконометриков».

 

14. Теоретические положения Т. Мальтуса  о стоимости, « третьих лицах» и воспроизводстве. Теория народонаселения.

ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС (1766–1834) –представитель классической политической экономии Англии. Результаты его научных изысканий ценны для современной эк-кой теории. Т. Мальтус родился в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени. Как младшему сыну Мальтусу, по обычаю, предназначалась духовная карьера. Закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи эк-ких процессов и природных явлений. Наиболее известными работами Мальтуса считаются: «Опыт о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» (1815), «Принципы политической экономии» (1820).

ТЕРИЯ СТОИМОСТИ. В работе «Принципы политической экономии» Мальтус рассмотрел ряд теоретических положений о стоимости, прибыли и воспроизводстве. Теории стоимости и прибыли Мальтуса практически повторяют идеи, высказанные Рикардо.Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем, по формулировке Мальтуса, для ее выявления из цены повара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

Личный вклад Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных эк-ких отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи эк-ких процессов и природы или полемикой с Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Важный аспект, в котором Мальтус пошел дальше других экономистов той поры и который остался в истории эк-кой мысли, – его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу 19 в. «классической школой» уровнем эк-кой теории ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста про-ва. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, во внимание не принимались.

Учитывая определенную тенденциозность суждений своих предшественников и современников «по школе» о производительном и непроизводительном характере труда различных «классов» общества, Мальтус в «Принципах...» выдвинул неожиданное в ту пору положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов» (так называемых третьих лиц – землевладельцев, аристократию, церковных служителей, чиновников), которые ничего не продают, а лишь покупают товары, тем самым оплачивая прибыль.

Впрочем, в частной переписке Мальтус и Рикардо не обошли и проблемы теории реализации. Они были солидарны в отношении того, что касалось возможности облегчить бремя безработицы путем реализации общественных программ, как, например, дорожного строительства. Но Мальтус, судя по его высказываниям в «Принципах...», был убежден в том, что «одна только покупательная способность работающих классов не в состоянии обеспечить стимулы для полного использования капитала» и что капиталисты, «по предположению, обрекли себя на бережливость, чтобы путем лишения себя привычных удобств и удовольствий сберегать часть своего дохода и накапливать предметы роскоши».

Исходя из этого заблуждения о «самоуничтожающихся сбережениях», Т. Мальтус, как и Д. Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах перепроизводства отвечает: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным, так же как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо, возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы – явления временные.

Несмотря на то, что с высот современной экономической теории концепция Т. Мальтуса о возможности полной реализации (а по сути предотвращения кризисов) посредством предъявляемого спроса «третьих лиц» в действительности подобного достичь не позволяет, ее значение, тем не менее, велико. Как признал более 100 лет спустя Дж. М. Кейнс, именно Т. Мальтус явился для него тем автором, кто вооружил его антикризисными идеями о факторах «эффективного спроса», роли в потреблении произведенного продукта промежуточных слоев общества и др.

ТЕОРИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА. Важный аспект, в котором Т. Мальтус пошел дальше Д. Рикардо и других экономистов той поры и который остался в истории экономической мысли, – это его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классической школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А. Смиту и Д. Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т. е. реализации производимой товарной массы, во внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. Т. Мальтус в «Принципах» выдвинул неожиданное в ту пору положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов». Тем самым Т. Мальтус бросил смелый вызов тем, кто допускал абсурдную мысль о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительным классам из-за их деятельности, скажем, в вооруженных силах (армии) или религиозных и административных учреждениях и т. п. По мнению Т. Мальтуса, чиновничество и другие непроизводительные слои общества представляют собой совокупность «третьих лиц», содействующих и созданию, и реализации общественного продукта. В частности, «по Мальтусу, интересы землевладельцев отнюдь не противоречат всегда интересам остального общества – напротив, экономическое процветание зависит от процветания класса лендлордов».

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА» И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ В ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА.

ЭДВАРД ХЕЙСТИНГС ЧЕМБЕРЛИН (1889–1967) – глава отделения эк-кой теории Гарвардского университета. В 1965 был избран членом Американской экономической ассоциации. В трудах Чемберлина «Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)» (1933), «На путях к более общей теории стоимости» (1957) содержится характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия – такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Главной сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е.«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ ПРОДУКТА». Он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

Рынки, на взгляд Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны». В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции.

Чемберлин отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта.

Значит, продавец-монополист, по логике Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить так же, т.е. повысить уровень издержек пр-ва. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами.

В развитие своей идеи о процессе «дифференциации продукта» Чемберлин обосновывает растущее влияние на этот процесс НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНЦИИ, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу.

Чемберлин высказал чрезвычайно важные положения о рекламе, отметив двойственную форму ее воздействия на спрос, т.е. ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменение. Влияние рекламы на увеличение спроса на продукт он увязывает с возможностью продавца сбывать большее количество своего продукта независимо от назначаемой цены, «чем без помощи рекламы». Но одновременно высказывается и напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно.

Основные заслуги Э. Чемберлина можно обозначить следующим образом. 1) Его суждения впервые подвели исследователей эк-кого либерализма к тому, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. 2) Он показал, что монополия необязательно является следствием финансового контроля, концентрации пр-ва и централизации капитала. Следовательно, выдержать состязание с крупным производителем-монополистом и стать тоже монополистом может и мелкий и средний продавец или производитель. 3) Чемберлин выдвинул идею о том, что конкуренцию и монополию нельзя противопоставлять как взаимоисключающие категории. Это не альтернатива, а объективное сосуществование, предполагающее обязательное наличие друг друга. 4) Огромная заслуга Чемберлина в открытии и обосновании дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции – техническое усовершенствование, качество, особое обслуживание покупателей, обеспечивающие фирме респектабельную репутацию и преимущество на рынке. 5)Э. Чемберлин выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии» – разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации дифференцированной продукции без снижения цены до уровня предельных издержек.

 

15. Вклад К. Маркса в теорию  воспроизводства и экономических  кризисов.

1. Экономическая теория К. Маркса

Карл Маркс  родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем - в Англии, где он жил и работал с 1849 года.

Идеи Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания - историю, социологию, политологию, политическую экономию [7, с. 156].

На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю XX века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.

Для Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней как социальный философ, искавший в экономике пружины общественного развития.

Это случилось в 40_е годы XIX века, когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже миновала, и тон в ней задавали эпигоны. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к собственным политико-экономическим исследованиям [7, с. 157].

Свою теорию он рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX века.

Сочетание преемственности и самобытности в экономической мысли Маркса отразило главную особенность ее происхождения: она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля [6, с. 94].

В своем представлении об экономике как объекте познания Маркс следовал за Рикардо; в своем подходе к осмыслению этого объекта он руководствовался методом Гегеля.

Основу теории составляют схемы воспроизводства - абстрактные теоретические модели, построенные на целом ряде упрощающих предпосылок [6, с. 95].

В самом способе определения стоимости заключается первая принципиальная особенность теории К. Маркса.

Стоимость товара  распадается, по Марксу, на три части, из которых только одна имеет прямой эквивалент в формуле цены Смита:

q= с + v + т

где с - затраты постоянного капитала, соответствующие затратам средств производства, израсходованным при производстве данного товара;

v - затраты переменного капитала, соответствующие затратам на заработную плату рабочих;

т - прибавочная стоимость, составляющая конечный доход самих капиталистов.

В то время как стандартное деление капитала на основной и оборотный связано со способом возмещения капитальных затрат в цене продукта.

В рамках экономической теории К. Маркса деление капитала на постоянный и переменный вытекает из его теории прибавочной стоимости.

Постоянный капитал - это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине - речь идет о капитальных затратах на средства производства, будь то оборудование или сырье и материалы.

Переменный капитал - это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих - источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат, но и приращение первоначальной капитальной стоимости.

Таким образом, для стандартного капитала в сфере производства будет справедливо следующее соотношение:

Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт