Экономический смысл и условие рыночного равновесия. Функция равновесной цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:27, реферат

Краткое описание

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом. Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

микра экзамен.docx

— 344.22 Кб (Скачать файл)

Преимущества и недостатки рыночного механизма.

Преимущества рыночного механизма

  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
  • Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма:

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
  • Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

 

Эффективность и справедливость в экономике.

Проблема эффективности распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Существует множество оптимальных, по Парето, вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества может существенно различаться. Эффективность распределения благ в обществе определяется господствующими экономическими отношениями. Согласно теории Парето, для того чтобы достичь экономической эффективности (экономической оптимальности), следует соблюсти три главных условия:

  • Эффективное распределение ресурсов в производстве. Речь идет о распределении факторов производства между фирмами. Оно должно быть таким, чтобы страна находилась на границе своих производственных возможностей.
  • Эффективное распределение ресурсов в потреблении. Имеется в виду распределение произведенных товаров и услуг между потребителями. Заложенную в товарах и услугах потенциальную полезность люди должны получить в полном объеме.
  • Эффективное сочетание объемов производства. Фирмы должны выпускать такую комбинацию товаров и услуг, которая приносит максимальную пользу потребителям.

Для того чтобы оценивать благосостояние с позиций справедливости, надо иметь критерии справедливого распределения доходов и богатства. Эффективное и справедливое, исходя из критерия рыночной справедливости, распределение ресурсов, может быть признано обществом с позиций социальной справедливости как несправедливое и поэтому подлежащее перераспределению. Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения полезности (в терминах экономической теории благосостояния), доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости.  Перераспределение, таким образом, является единственной сферой экономических отношений, где основанием для государственного вмешательства может служить не аргумент повышения эффективности, а аргумент социальной справедливости. Первенство критерия справедливости над критерием эффективности в области перераспределения доходов, вопреки общераспространенному мнению, не всегда сопровождается конфликтом интересов, когда улучшение положения одних достигается за счет ухудшения положения других. Возможны ситуации, когда передача богатства или дохода от одного индивида другому увеличивает удовлетворенность или полезность обоих индивидов. В этом случае говорят, что в перераспределении имеет место Парето-улучшение. Когда же все возможности повышения полезности одного индивида без снижения полезности другого исчерпаны, то это означает достижение в перераспределении Парето-оптимального состояния.

Государственное регулирование цен: его влияние на экономику.

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий. Основными формами административного государственного регулирования цен  являются.

- замораживание цен и  замораживание цен на отдельные  товары;

- установление фиксированных  цен и тарифов  по решению  соответствующих органов власти;

- установление пределов  возможного роста цен за определенный  период времени или предельного  уровня цен (минимального или максимального);

- установление предельного  уровня рентабельности  (применяется  для регулирования цен предприятий  монополистов)

- установление предельных  размеров  торговых и снабженческо-сбытовых надбавок;

-  декларирование цен;

- установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции;

- установление паритетных цен

-и другие способы фиксации цен на определённом уровне; контроль цен; соглашение с предприятиями; установление границ и диапазонов цен;

 Косвенное государственное  регулирование цен  проявляется  в  обеспечении определённого  уровня прибыли предприятия путем  предоставления, им субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной  политики и других мероприятий; в воздействии на издержки  предприятий путем  снижения цен  на сырьё и материалы, установление  льготных тарифов; в воздействии на спрос и предложение конкретных товаров (протекционизм в сельском хозяйстве); через государственные закупки товаров и услуг. Косвенное регулирование это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них.

Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет следующие задачи:

-    стимулировать  и упорядочить развитие рыночных  отношений;

-    создать условия  для честной и социально направленной  конкуренции;

-    преодолевать  инфляционные процессы;

-    добиваться экономической  и социальной защиты населения  и др.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий для их применения. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал. Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы. Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

 

 

 

 

Проблемы рыночного равновесия в аграрной сфере экономики. Циклические колебания агропродовольственного рынка в долгосрочном периоде: сущность, этапы и  критерии периодизации.

Критерии периодизации долгосрочных циклических колебаний конъюнктуры:

  • разная динамика уровня спроса и предложения, разное их соотношение,
  • разная степень насыщенности потребностей общества в продовольствии,
  • разная степень эластичности спроса на продовольствие,
  • разный уровень цен и уровень доходности сельскохозяйственного производства,
  • разный механизм регулирования агропродовольственного сектора экономики, разная степень либерализации экономки.

 

Особенности неравновесной конъюнктуры агропродовольственного рынка на первом этапе его эволюции.

I – этап высокой конъюнктуры с низким уровнем насыщения потребностей (до 20-х гг. ХХ в.). Предложение низкоэластично по ценам и отстает от роста спроса. Спрос относительно эластичен и «отзывчив» на рыночные сигналы и рыночное регулирование. Pi > P0 (образуется экономическая прибыль – основа экономической абсолютной ренты).

Особенности неравновесной конъюнктуры агропродовольственного рынка на втором этапе его эволюции. Аграрные кризисы перепроизводства. Политика государственно-рыночного регулирования.

  • Спрос на продовольствие не отзывчив на рыночные сигналы (рост доходов, изменение цен). Спрос не растет или растет очень медленно. Низкая эластичность спроса по доходам населения.
  • Предложение же формируется на высоком уровне и имеет тенденцию к быстрому опережающему спрос росту, тенденция к устойчивому, затяжному перепроизводству продукции.
  • Отсюда – тенденция к нарастанию диспаритета цен, к понижению реальных цен и доходности фермеров
  • Рынок в аграрной сфере бессилен, дает сбои. Он не может повысить спрос, не может эффективно регулировать производство.
  • Спрос должно повышать государство!!!  Отсюда прямые формы господдержки спроса, а через спрос и поддержки производства

Причины межотраслевого диспаритета цен и доходов (причины нарушения принципов  равновесия, эффективности и справедливости)

  • Основная причина: устойчиво неблагоприятная, заниженная по сравнению с другими отраслями конъюнктура на рынке сельскохозяйственной продукции (устойчивая тенденция к превышению предложения над спросом, связанная с особенностями действия законов спроса и предложения в отрасли)
  • Дополнительная причина, усугубляющая проблему диспаритета цен: формирование рыночных структур с несовершенной конкуренцией в I  и III сферах АПК
  • Конкурентный рыночный механизм не может резко нарастить потребление продовольствия и спрос в связи с его неэластичностью по доходам населения, а также не в состоянии обеспечить быстрое сокращение производства сельскохозяйственной продукции до сложившегося уровня спроса из-за неэластичности предложения по понижающимся ценам. В условиях насыщенности спроса в продовольствии и приближении его уровня к величине абсолютных потребностей, отсутствуют достаточные условия для эффективного действия межотраслевой конкуренции, для нормальной “работы” рыночного механизма.
  • Главным направлением государственного регулирования агропродовольственного рынка на втором этапе становится стимулирование эффективного совокупного спроса на сельхозпродукцию, на продовольствие. Такая направленность аграрной политики была обусловлена тем, что спрос в силу его низкой эластичности на втором этапе отставал от роста предложения продовольствия и общественных потребностей в нем. Рынок же оказался не в состоянии обеспечить быстрое подтягивание неэластичного спроса до уровня предложения.
  • В основу государственного регулирования аграрного рынка стран Западной Европы и США на рассматриваемом этапе были положены методы активизации и расширения совокупного спроса (политика экспансии), базирующиеся на теории эффективного спроса Дж. М. Кейнса. Для этого в предвоенный и особенно послевоенный периоды государство стало широко использовать политику расширения  спроса, получившую название политики поддерживаемых цен и доходов фермеров.

 

Государственная политика расширения спроса на агропродовольственном рынке.

  1. Прямая и косвенная поддержка спроса населения на продовольствие (спрос малообеспеченных слоев населения). На это расходовалось около 60% всех средств, составляющих бюджет Министерства сельского хозяйства США. Расходы на финансирование продовольственных талонов выросли с 11 млрд. долл. в 1985 г. до 40 млрд. долл. к концу 90-х гг. Кроме указанной, в США действуют программы школьных обедов, продовольственной помощи для кормящих матерей и малолетних детей и другие. Распространена практика освобождения от подоходного налога, применяется дифференцированная шкала этого налога

2. Повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию со стороны государства. Данное направление государственного регулирования аграрного рынка нацелено, главным образом, на поддержку производителей продукции (через госзакупки, механизм господдерживаемых цен и др. меры «желтой корзины»).

Госпрограмма РФ до 2012 г.: на регулир. рынка (спроса) с.-х. прод. и продовольствия  всего лишь     7 млрд рублей из 551 млрд. руб. (1,3%)

Политика расширения спроса и поддержки цен и доходов фермеров позволила решить на этапе неполного насыщения рынка в 20-м веке следующие задачи:

  • Повысить уровень совокупного спроса на продукцию.
  • Уравновесить спрос и предложение в фазе кризиса не за счет сокращения предложения продукции, а путем повышения спроса (реализация принципа равновесия и стабильности).
  • Поддержать цены на сельскохозяйственную продукцию и доходы ее производителей (частичная реализация принципа социальной справедливости). «Помочь" рынку сбалансировать спрос и предложение.

Этап полного насыщения внутреннего рынка. Смена ориентиров и направлений в агропродовольственной политике государства.

В условиях полного насыщения внутренних потребностей в продовольствии политика стимулирования спроса и предложения стала давать определенные сбои. Она обострила проблему перепроизводства вместо того, чтобы устранять или смягчать ее, как это было на предыдущем этапе развития продовольственного рынка. Объясняется это тем, что продовольственный рынок развитых стран на рубеже 70-80-х годов вступил в качественно новый этап развития – в этап полного насыщения.  На втором и третьем этапах насыщения рынка преобладает волна понижательной тенденции конъюнктуры, происходит переход от высокой, благоприятной к низкой, неблагоприятной для производителей конъюнктуре. Именно в этой части исторической эволюции агропродовольственного рынка по мере насыщения рынка продовольствия активизируются конъюнктурные циклические колебания, обостряются, углубляются аграрные экономические кризисы. В связи с этим переход к этой стадии вызывает необходимость применения активной антициклической политики государственного регулирования, направления и методы которой зависят от того, на какой фазе среднесрочного конъюнктурного цикла находится рынок продовольствия. Таким образом, сбои политики поддерживаемых цен с вступлением в этап полного насыщения проявились в следующих негативных последствиях:

Информация о работе Экономический смысл и условие рыночного равновесия. Функция равновесной цены