Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:49, курс лекций
Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное обновление товаров и технологии производства, иными словами – создание, разработка, испытание в рыночных условиях и освоение производства новой продукции. Новая продукция, создаваемая на базе новых идей, исследований и технических достижений, обеспечивает конкретный успех на рынках сбыта. Понятие "цикл наука – производство" подразумевает тесную взаимосвязь научных исследований с их промышленным освоением. Полный комплекс работ по созданию и освоению новых товаров приведен в таблице..
Кроме энергии на производственные цели, учитывается ее расход на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери в заводских сетях.
Потребность в технологической
энергии рассчитывается из норм расхода
по операциям или видам
Расход энергоносителей –
, (11.1)
где nр.эн– норма расхода энергоносителей на один час работы оборудования (метр кубический);
Fд– действительный фонд времени работы оборудования за этот период времени; Kз– коэффициент загрузки оборудования по времени; Kпс– коэффициент потерь в сетях.
Потребность в электрической энергии (квт. ч.):
, (11.2)
где åM– суммарная мощность действующих электроустановок (в квт.); Kс– коэффициент спроса, учитывающий недогрузку по мощности;
Годовая потребность
в топливе на производственно-
, (11.3)
где Vтепл– расход тепла в год (кал); g– калорийность топлива (кал/кг, кал/метр кубический);
Kкпд– коэффициент полезного действия котельной установки.
Энергетический баланс предприятия составляется в виде таблицы:
Вид энергии |
Потребность в год |
Источники получения | |
Собственное производство |
Сторонние источники | ||
Электроэнергия |
100 млн. квт. ч. |
- |
100 млн. квт. ч |
Тепловая энергия |
32 Г кал |
12 Г кал |
20 Г кал |
Вода питьевая |
100 000 м3 |
80 000 м3 |
20 000 м3 |
и т.д. |
25. Энергообеспечение предприятия и направления экономии энергоресурсов
Энергообеспечение предприятия имеет специфические особенности, обусловленные особенностями производства и потребления энергии:
Энергообеспечение большинства промышленных предприятий построено на централизованной системе, когда они получают энергоносители со стороны. Потребляемые предприятием энергоресурсы могут производиться и на самом предприятии: электроэнергия – на заводской электрической станции пар и горячая вода – в котельных, генераторный газ – на газогенераторной станции.
Распространен и комбинированный
вариант обеспечения
Работа энергетического
Общие резервы экономии энергоресурсов подразделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы определяются путем сравнения фактического энергобаланса объекта с его энергобалансом, составленным на базе технически обоснованных отдельных потерь. Перспективные резервы определяются сравнением нормализованного, перспективного, экономически обоснованного энергобаланса с учетом его качественных изменений и нормализованного энергобаланса, учитывающего проведение мероприятий, направленных на снижение потерь.
Путями совершенствования энергетического хозяйства являются: организация работы по экономии топлива и энергии, выбор и использование наиболее экономичных энергоносителей (газ, вторичные ресурсы), создание базы стандартизации энергосбережения и совершенствование тарифной политики в энергетике.
26. Задачи, структура и функции транспортного хозяйства
Задачи транспортного хозяйства – осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Классификация транспортных средств
предприятия приведена в
Признак |
Характеристика |
1. Зона применения |
1.1. Внешний транспорт (для связи предприятия с внешними транспортными системами): - железными дорогами; - аэропортами; - речными и морскими портами др. предприятиями. 1.2. Внутризаводской — для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами. Он состоит: - из межцехового транспорта; - внутрицехового транспорта (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); - межоперационного транспорта (для перемещения грузов между рабочими местами). |
2. Вид транспортного средства |
2.1. Колесный транспорт Железнодорожный Автомобильный Автопогрузчики Электротранспорт (электрокары, вильчатые погрузчики, электротягачи) 2.2. Транспортные конвейеры 2.3. Монорельсовые дороги (в т.
ч. с автоматическим 2.4. Трубопроводный транспорт 2.5. Пневмотранспорт 2.6. Роботы и роботрейлеры |
Структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на риссунке
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
- планирование потребностей
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности
- оперативное планирование и
диспетчирование обеспечения
- обеспечение производственных
процессов транспортными
- организация осмотров и
- организация безопасности
- организация обслуживания
- организация приобретения
27 Грузооборот, грузопоток и система маршрутов транспортных перевозок
Для эффективного планирования потребности
транспортных перевозок определяются
грузооборот предприятия и
Грузооборот – это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток – количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам, которые бывают следующих типов (рис. 12.2):
- маятниковая система;
- кольцевая система.
Маятниковая система маршрутов – это связь между двумя пунктами, которая может иметь два варианта:
- вариант двустороннего
- вариант одностороннего
Применяется также система лучевых маятниковых маршрутов, когда пункт (склад, цех) связан двусторонними перевозками с несколькими пунктами.
Рис. 12.2 - Системы маршрутов транспортных перевозок
О – пункт отправления груза; П – пункт приемки груза;
- à - холостой пробег;
Кольцевая система – система обслуживания нескольких постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому.
28. Организация межцеховых перевозок
На практике используется децентрализованная, централизованная и смешанная системы управления транспортными средствами.
Децентрализованная система предусматривает рассредоточение транспортных средств между цехами и обслуживание ими только тех цехов, в ведении которых они находятся.
Централизованная система основана на сосредоточении всех транспортных средств в ведении соответствующей транспортной службы предприятия, осуществляющей межцеховые перевозки по графику (расписанию) согласно заранее разработанным маршрутам. Децентрализованные перевозки не способствуют повышению эффективности межцехового транспорта. Несогласованность в работе транспорта различных цехов приводит к скоплению машин в грузовых пунктах и, как следствие, к их простою в ожидании погрузки — разгрузки. При этой системе неизбежны низкий коэффициент использования пробега машин, низкий коэффициент технической готовности машин.
При централизованной системе простои
транспортных средств в пунктах
погрузки-разгрузки благодаря
На крупных предприятиях с большим грузооборотом используется специальный транспорт.
При смешанной системе часть внутрицеховых перевозок осуществляется децентрализовано, когда в распоряжение начальника цеха выделяется необходимое количество транспортных средств и на него возлагается ответственность за их эффективное использование.
29 Расчет потребности транспортных средств
Потребное количество транспортных средств
для внутризаводских перевозок
зависит от грузооборота и принятой
системы внутризаводских
Грузооборот – суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период.
Грузопоток – количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами.
Число транспортных единиц прерывного
действия (автомобилей, авто- и электрокаров
и т.д.), необходимых для внешних
и межцеховых перевозок, определяется
путем отношения суточного
,
где А – количество транспортных средств, ед.; Qc – суточный грузооборот, т; qгр.с. – суточная производительность транспортного средства, т.
В свою очередь суточный грузооборот определяется по формуле:
,
где Q – грузооборот в плановом периоде, т; К – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления грузов (грузооборота) (1,1 ¸3); Ф – число рабочих дней в плановом периоде.
Суточная производительность транспортного средства определяется по формуле:
,
где q – грузоподъемность транспортного средства, т; Кгр – коэффициент использования грузоподъемности; Т – суточный фонд времени транспорта, мин; Ки – коэффициент использования транспортного средства во времени; t –транспортный цикл, мин.
Транспортный цикл – это время
одного рейса в часах (минутах). Оно
зависит от маршрута перевозок. При
маятниковых односторонних
где l – расстояние между двумя пунктами, м; v, v1 – скорость движения транспортного средства с грузом и без груза соответственно, м/мин; tп, tр – время на одну погрузочную и разгрузочную операцию соответственно, мин.
Для кольцевых перевозок:
а) с равномерным грузопотоком:
б) с нарастающим грузопотоком:
в) с затухающим грузопотоком
(
где L — длина всего кольцевого маршрута, м; vср – средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; Кпр – количество погрузочно-разгрузочных пунктов.
Количество средств