Лекции по "Организации производства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:49, курс лекций

Краткое описание

Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное обновление товаров и технологии производства, иными словами – создание, разработка, испытание в рыночных условиях и освоение производства новой продукции. Новая продукция, создаваемая на базе новых идей, исследований и технических достижений, обеспечивает конкретный успех на рынках сбыта. Понятие "цикл наука – производство" подразумевает тесную взаимосвязь научных исследований с их промышленным освоением. Полный комплекс работ по созданию и освоению новых товаров приведен в таблице..

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры ОП.docx

— 369.34 Кб (Скачать файл)

Кроме энергии на производственные цели, учитывается ее расход на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери в заводских сетях.

Потребность в технологической  энергии рассчитывается из норм расхода  по операциям или видам оборудования.

Расход энергоносителей – сжатого  воздуха, инертных газов, пара и т.д. (м3):

, (11.1)

где nр.эн– норма расхода энергоносителей на один час работы оборудования (метр кубический);

Fд– действительный фонд времени работы оборудования за этот период времени; Kз– коэффициент загрузки оборудования по времени; Kпс– коэффициент потерь в сетях.

Потребность в электрической энергии (квт. ч.):

, (11.2)

где åM– суммарная мощность действующих электроустановок (в квт.); Kс– коэффициент спроса, учитывающий недогрузку по мощности;

Годовая потребность  в топливе на производственно-технологические  нужды (кг, м3):

, (11.3)

где Vтепл– расход тепла в год (кал); g– калорийность топлива (кал/кг, кал/метр кубический);

Kкпд– коэффициент полезного действия котельной установки.

Энергетический  баланс предприятия составляется в виде таблицы:

Вид энергии

Потребность в год

Источники получения

Собственное

производство

Сторонние

источники

Электроэнергия

100 млн. квт. ч.

-

100 млн. квт. ч

Тепловая энергия

32 Г кал

12 Г кал

20 Г кал

Вода питьевая

100 000 м3

80 000 м3

20 000 м3

и т.д.

     

 

25. Энергообеспечение предприятия и направления экономии энергоресурсов

Энергообеспечение предприятия имеет специфические особенности, обусловленные особенностями производства и потребления энергии:

  • производство энергии, как правило, должно осуществляться в момент потребления;
  • энергия должна доставляться на рабочие места бесперебойно и в необходимом количестве. Перебои в снабжении энергией вызывают прекращение процесса производства, нарушение технологии;
  • энергия потребляется неравномерно в течение суток и года. Это вызвано природными условиями (летние и зимние периоды, день, ночь) и организацией производства;
  • мощность установок по производству энергии должна обеспечивать  максимум потребления.

Энергообеспечение большинства промышленных предприятий построено на централизованной системе, когда они получают энергоносители со стороны. Потребляемые предприятием энергоресурсы могут производиться и на самом предприятии: электроэнергия – на заводской электрической станции пар и горячая вода – в котельных, генераторный газ – на газогенераторной станции.

Распространен и комбинированный  вариант обеспечения энергоресурсами, когда часть энергии покрывается  за счет ее обеспечения от собственных  установок, а часть – централизованно.

Работа энергетического хозяйства  оценивается системой технико-экономических  показателей, которые объединяют в  следующие группы:

  • показатели экономичности производства и распределения энергии (удельные расходы топлива на производство электроэнергии и тепла, КПД генерирования электрической и тепловой энергии, удельный расход электрической энергии на 1000 м3 сжатого воздуха и т. д.);
  • показатели себестоимости энергии и удельной величины энергетических затрат;
  • показатели энерговооруженности (электровооруженности, вооруженности тепловой энергией).

Общие резервы экономии энергоресурсов подразделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы определяются путем сравнения фактического энергобаланса объекта с его энергобалансом, составленным на базе технически обоснованных отдельных потерь. Перспективные резервы определяются сравнением нормализованного, перспективного, экономически обоснованного энергобаланса с учетом его качественных изменений и нормализованного энергобаланса, учитывающего проведение мероприятий, направленных на снижение потерь.

Путями совершенствования  энергетического хозяйства являются: организация работы по экономии топлива и энергии, выбор и использование наиболее экономичных энергоносителей (газ, вторичные ресурсы), создание базы стандартизации энергосбережения и совершенствование тарифной политики в энергетике.

 

26. Задачи, структура и функции транспортного хозяйства

Задачи транспортного  хозяйства – осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного  хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости  от особенностей технологических процессов  и типов производств на предприятии  применяются различные транспортные средства.

Структура транспортной службы предприятия  зависит от особенностей производственного  процесса, типа производства и объемов  выпуска продукции.

Классификация транспортных средств  предприятия приведена в таблице:

Признак

Характеристика

1. Зона 

применения

1.1. Внешний транспорт (для связи предприятия с внешними транспортными системами):

- железными дорогами;

- аэропортами; 

- речными и морскими портами  др. предприятиями. 

1.2. Внутризаводской — для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами. Он состоит:

- из межцехового транспорта;

- внутрицехового транспорта (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);

- межоперационного транспорта (для перемещения грузов между рабочими местами).

2. Вид 

транспортного средства

2.1. Колесный транспорт

Железнодорожный

Автомобильный

Автопогрузчики 

Электротранспорт (электрокары, вильчатые  погрузчики, электротягачи)

2.2. Транспортные конвейеры 

2.3. Монорельсовые дороги (в т.  ч. с автоматическим адресованием  грузов)

2.4. Трубопроводный транспорт

2.5. Пневмотранспорт

2.6. Роботы и роботрейлеры


Структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия  приведена на риссунке

 

Функции транспортной службы предприятия:

- разработка нормативов, касающихся  транспортной службы;

- планирование потребностей всех  видов транспорта на основе  расчетов грузопотоков и грузооборота;

- планирование ППР транспортных  средств;

- планирование потребности приобретения  запчастей;

- оперативное планирование и  диспетчирование обеспечения предприятия  всеми видами транспорта;

- обеспечение производственных  процессов транспортными средствами;

- организация осмотров и ремонта  транспортных средств;

- организация безопасности движения;

- организация обслуживания транспортных  средств (заправка ГСМ, мойка  и т.д.);

- организация приобретения новых  транспортных средств, их регистрации  в государственных органах, получения  лицензий на перевозку грузов  и людей, списания и утилизации  транспортных средств.

 

27 Грузооборот, грузопоток и система маршрутов транспортных перевозок

Для эффективного планирования потребности  транспортных перевозок определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот – это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток – количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

- видов перемещаемых грузов;

- пунктов отправления и доставки;

- расстояний между пунктами;

- объемов перемещаемых грузов;

- частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые  и маршрутные.

Разовые перевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам, которые бывают следующих типов (рис. 12.2):

- маятниковая система; 

- кольцевая система.

Маятниковая система маршрутов – это связь между двумя пунктами, которая может иметь два варианта:

- вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного  средства с грузом;

- вариант одностороннего маятника  – возвращение транспортного  средства без груза.

Применяется также система лучевых маятниковых маршрутов, когда пункт (склад, цех) связан двусторонними перевозками с несколькими пунктами.

 

 

 

Рис. 12.2 - Системы маршрутов транспортных перевозок

О – пункт отправления груза; П – пункт приемки груза;

- à - холостой пробег;

 

Кольцевая система – система  обслуживания нескольких постоянных пунктов, связанных последовательной передачей  грузов от одного к другому.

 

28. Организация межцеховых перевозок

На практике используется  децентрализованная, централизованная и смешанная системы  управления транспортными средствами.

Децентрализованная система предусматривает рассредоточение транспортных средств между цехами и обслуживание ими только тех цехов, в ведении которых они находятся.

Централизованная система основана на сосредоточении всех транспортных средств в ведении соответствующей транспортной службы предприятия, осуществляющей межцеховые перевозки по графику (расписанию) согласно заранее разработанным маршрутам. Децентрализованные перевозки не способствуют повышению эффективности межцехового транспорта. Несогласованность в работе транспорта различных цехов приводит к скоплению машин в грузовых пунктах и, как следствие, к их простою в ожидании погрузки — разгрузки. При этой системе неизбежны низкий коэффициент использования пробега машин, низкий коэффициент технической готовности машин.

При централизованной системе простои  транспортных средств в пунктах  погрузки-разгрузки благодаря организации  его движения строго по графику исключаются, а организация перевозок по кольцевым  маршрутам обеспечивается превышение длины пробега груженого над  холостым, улучшаются условия для  ремонта и обслуживания, повышается техническая готовность транспортных средств, а общая потребность  в них уменьшается.

На крупных предприятиях с большим  грузооборотом используется специальный  транспорт.

При смешанной системе часть внутрицеховых перевозок осуществляется децентрализовано, когда в распоряжение начальника цеха выделяется необходимое количество транспортных средств и на него возлагается ответственность за их эффективное использование.

 

29 Расчет потребности транспортных средств

Потребное количество транспортных средств  для внутризаводских перевозок  зависит от грузооборота и принятой системы внутризаводских маршрутов.

Грузооборот – суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период.

Грузопоток – количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами.

Число транспортных единиц прерывного действия (автомобилей, авто- и электрокаров и т.д.), необходимых для внешних  и межцеховых перевозок, определяется путем отношения суточного грузооборота на суточную производительность транспортного средства по формуле:

,

где А – количество транспортных средств, ед.; Qc – суточный грузооборот, т; qгр.с. – суточная производительность транспортного средства, т.

В свою очередь суточный грузооборот определяется по формуле:

,

где Q – грузооборот в плановом периоде, т; К – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления грузов (грузооборота) (1,1 ¸3); Ф – число рабочих дней в плановом периоде.

Суточная производительность транспортного  средства определяется по формуле:

,

где q – грузоподъемность транспортного средства, т; Кгр – коэффициент использования грузоподъемности; Т – суточный фонд времени транспорта, мин; Ки – коэффициент использования транспортного средства во времени; t –транспортный цикл, мин.

Транспортный цикл – это  время  одного рейса в часах (минутах). Оно  зависит от маршрута перевозок. При  маятниковых односторонних перевозках транспортный цикл определяется по формуле:

где l – расстояние между двумя пунктами, м; v, v1 – скорость движения транспортного средства с грузом и без груза соответственно, м/мин; tп, tр  – время на одну погрузочную и разгрузочную операцию соответственно, мин.

Для кольцевых перевозок:

а) с равномерным грузопотоком:

б) с нарастающим грузопотоком:

в) с затухающим грузопотоком

(

где L — длина всего кольцевого маршрута, м; vср – средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; Кпр – количество погрузочно-разгрузочных пунктов.

Количество средств непрерывного транспорта или конвейеров определяется на основе часового грузооборота и  часовой производительности по формуле:

Информация о работе Лекции по "Организации производства"