Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:33, лекция

Краткое описание

Характеристика рыночных механизмов в нефтяной отрасли: спрос, предложение, рыночное равновесие. Воздействие спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения, ее значение для управления компанией.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

      Для более точных исследований необходимо располагать функциональными зависимостями, общий вид которых представлен на рисунке 1.9. Максимум прибыли соответствует точке, для которой кривые суммарного дохода и суммарных затрат наиболее удалены друг от друга.

                      

Рисунок 1.9 – Общий случай использования производственной функции с

ненулевым замещением ресурсов 

        Для получения кривых предложения  используется производственная  функция Кобба–Дугласа. 

                                          (1.4)

      где QS – объем добычи;

      К, L – капитальные и трудовые затраты;

      A – параметр технического прогресса;

       – параметр капиталоемкости производства;

        – параметр трудоемкости производства.

      Для функции Кобба–Дугласа характерна постоянная зависимость производительности от масштабов производства, и, следовательно, ( ), удваивая расход производственных ресурсов, получаем удвоенный выпуск продукции.

      Теоретическая цена на нефть определяется как цена равновесия спроса и предложения для заданного диапазона изменения затрат на добычу. Зависимость между затратами на добычу нефти и объемами ее производства для мировой нефтяной промышленности на конец 80-х годов представлена на рис. 1.10. Исходные данные для построения кривой предложения нефти приведены в таблице 1.2.

      Исходя  из объемов спроса на сырую нефть, цена равновесия установилась бы на уровне около 20 долл./барр. Однако если такая  цена и позволяет уравновесить спрос и предложение путем исключения производителей с затратами свыше 20 долл./барр., то все же маловероятно, что рыночный механизм может привести к этому уровню равновесия. Действительно, налоговый механизм существенно меняет приоритетность месторождений, вводимых в разработку, установленную исходя из величины удельных затрат на добычу. Так, для нефтяных компаний получаемая чистая прибыль оказывается более высокой в районе Северного моря, чем на Ближнем Востоке, где месторождения богаче. Поэтому выбор целесообразных объемов добычи нефтяными компаниями будет осуществляться не в зависимости от уровня затрат, а исходя из средней рентабельности, рассчитанной за вычетом налогов. В конечном счете, именно действующая налоговая система определяет целесообразность ввода месторождений в разработку. Отсюда следует, что принципы управления мировой нефтяной промышленностью весьма далеки от игры спроса и предложения. 

Таблица 1.2 – Потенциальные объемы добычи для заданного уровня затрат

(в млн.  т) 

Затраты

долл./барр.

 
2
 
2,5
 
5
 
7
 
8
 
9
 
10
 
12
 
15
 
18
 
20
 
24
 
28
Рентабельные  объемы добычи
Суша 300 400 500 600 700  800  900 1000 1100 1125 1150 1200 1250
Море 100 200 350 400 500  600  625  725 825 900 950 1025 1100
Всего 400 600 850 1000 1200 1400 1525 1725 1925 2025 2100 2225 2350
 

Рисунок 1.10 – Кривые предложения нефти для мировой нефтяной

промышленности 
 
 
 
 

    1. Эластичность  спроса и предложения, ее значение для управления компанией
 

     Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. При этом важно не только выяснение причин уменьшения спроса, но и величины этого изменения.

     Мера  реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса равен:

                                ,                                                             (1.5)

где – изменение величины спроса, %;

     – изменение цены, %;

     – эластичность спроса по цене.

     Показатель  ценовой эластичности спроса является отрицательной величиной, т.к. если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности обычно используется абсолютная величина показателя.

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом, т.е. изменение цены приводит к большему количественному изменению величины спроса.

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен, т.к. изменение  цены повлечет за собой меньшее изменение  величины спроса.

     При коэффициенте эластичности равном 1, говорит  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же изменению величины спроса. На рисунке 1.11 изображены два варианта графиков спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

       

     

     

     

     

     

     

       
 

Рисунок 1.11 – Относительно эластичный (а) и относительно

неэластичный (б) спрос 

     На  рисунке 1.11 (а), снижение цены до на 100 руб. (33%), приведет к росту величины спроса с и на 20 единиц (на 200%). Коэффициент эластичности равен 6 (200/33), т.е. он больше 1 и спрос эластичен. Выручка от реализации продукции вырастет с 3000 руб. (300*10) до 6000 руб. (200*30), т.е. вырастет в 2 раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

     Рисунок 1.11 (б), иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с до ) увеличит величину спроса лишь на 2 единицы. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300*10) до 2400 руб. (200*12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

     Существует  два крайних случая. Первый –  существование только одной цены, при которой товар будет покупаться. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графики этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рисунок 1.12, а).

 

Рисунок 1.12 – Крайние случаи эластичности:

а –  спрос абсолютно эластичен,

б –  спрос абсолютно эластичен 

     Другой  крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рисунок 1.12, б) выглядит как прямая перпендикулярная горизонтальной оси.

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности может изменяться от нуля до бесконечности:

 – спрос эластичен;

 – спрос неэластичен;

 – спрос о единичной эластичностью.

     Для измерения эластичности спроса по цене необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

                                           

,                                             (1.6)

     Определение процентного изменения величины спроса ( )

                                              

,                                         (1.7) 

где – величины спроса до и после изменения цены, ед.

        Аналогично определяется процентное  изменение цены ( ) в выбранном интервале

                                                     

,                                      (1.8)

где – соответственно начальная и новая цена, руб.

     Подставив данные выражения в формуле (1.6), получим что коэффициент эластичности исчисляется

                                                      

,                                      (1.9)

     Основными факторами, влияющими на эластичности спроса являются:

  1. Наличие товаров заменителей.
  2. Наличие на рынке значительного числа конкурентов (совершенная конкуренция).
  3. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.
  4. Значимость товара для потребителя.

     Для оценки спроса может быть выбрана  не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение измерения спроса на товар к изменению доходов потребителей.

     Измерив эластичность предложения по цене, можно определить насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле 1.8, только вместо величины спроса берется величина предложения.

     Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

     Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

     Под краткосрочным понимается период, слишком  короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным.

Информация о работе Микроэкономика