Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:33, лекция

Краткое описание

Характеристика рыночных механизмов в нефтяной отрасли: спрос, предложение, рыночное равновесие. Воздействие спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения, ее значение для управления компанией.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

     Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но не достаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

     Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

     Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное значение при планировании стратегии деятельности фирмы на конкретном рынке. Для фирмы важно иметь ввиду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадает. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на изменение фирмой цены.

     Если  фирма при принятии решения о  цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

     Другим  примером практического использования  теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

     Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичным спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рисунке 1.13 показано как изменяется цена и объем продаж после введения налога.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.13 –  Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D – спрос; S0, S1 – предложение до и после введения налога 

     График  спроса D на рисунке 1.13 (а) показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рисунке 1.13 (б) – относительно неэластичен. График предложения S0 – предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 – равновесные цены и объем производства до введения налога. Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1, т.е. цена товара будет повышена производителем.

     Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму  налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать – это поднять цену до равновесного уровня.

     В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рисунке 1.13 (а) выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии – потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

     В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на который неэластичен (табачные изделия, алкогольные напитки, продукты нефтепереработки и т.д.).

     Заштрихованные  треугольники на рисунке 1.13 (б) очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог, т.е. потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

     На  рисунке 1.14 представлена зависимость распределения налоговой нагрузки от эластичности предложения (эластичность спроса принята постоянной).

     При эластичном предложении налоговое  бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будет значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества – выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

     

Рисунок 1.14 – Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D – спрос; S0, S1 – предложение до и после введения налога 

     Эластичность  спроса и предложения влияет на функционирование фирмы и формирование ее стратегии  поведения на рынке, с учетом его  характера и типа.

     Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступность информации о ценах, нововведениях и т.д.

     В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно  существуют рынки монополистической конкуренции. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирм, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция – явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

     Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного  предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции.

     Отсюда  можно сделать вывод, что спрос  на продукцию отдельной фирмы  в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным.

     Поскольку цена продукции конкурентной фирмы  задана извне и не зависит от объема продаж (производства), общий (валовой) доход фирмы TR (англ. Total revenue) будет равен произведению цены на количество проданной продукции . При этом предельный доход MR (англ. Marginal revenue) – прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции – будет равен цене продукции. Средний доход (валовой  доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене.

     Какой объем производства должен быть достигнут, чтобы обеспечить фирме максимальную прибыль при ограничениях в принятии решений, наложенных динамикой издержек и спросом на продукцию?

     Отвечая на этот вопрос, прежде всего следует  провести различия в рассматриваемых временных интервалах. Краткосрочным назовем период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее. Долгосрочный период, напротив, является достаточным для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.

     Как фирма определяет объем производства в краткосрочном временном интервале? Для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма  сравнивает полученный ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, иными словами, будет достигнут максимальный объем прибыли (рисунок 1.15).

 

Рис. 1.15 – Выбор объема производства фирмой путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) доходов и издержек: TC – валовые издержки; TR – валовой доход; MC – предельные издержки; MR – предельный доход 

     Однако  на практике, когда фирма уже занимается производством, перед ней встает вопрос: что ей даст производство еще  одной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки до тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (1.15, б).

     Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.

     Используя либо первый подход (сравнение валовых  дохода и издержек), либо второй (сравнение  предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства , который обеспечит ей максимальную прибыль.

     Любой объем производства от до принесет фирме прибыль (см. рис.1.15, а), однако лишь в точке эта прибыль будет максимальной. Именно при предельной доход будет равен предельным издержкам (см. рис.1.15, б). На участке фирма будет недополучать возможную прибыль, а на участке предельные издержки превысят предельный доход и прибыль снизится.

     Выше  мы предположили, что фирма работает успешно, получая прибыль, и решает вопрос, сколько продукции надо произвести, чтобы эта прибыль была максимальной. Однако в краткосрочном периоде, как уже отмечалось ранее, фирма может столкнуться с ситуацией убытков, например при снижении рыночной цены. В этих условиях поведение фирмы может быть двояким: либо она продолжит производство, несмотря на убытки, либо прекратит свою деятельность и закроется.

     Мы  исходим из того, что фирма предпочтет производить продукцию даже в  случае возникновения временных  убытков, при этом ее задачей станет их минимизация. Закрытие – крайне нежелательный вариант. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции. Производя продукцию в количестве , при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена превышает минимальные средние валовые издержки (рисунок 1.16). 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.16 – Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной

 конкуренции 

     Предположим, что по каким-то причинам рыночная цена продукции снизилась до уровня и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, однако выше минимума средних переменных издержек. В этом случае фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки (затраты на аренду помещения, оборудование и т.п.) (рисунок 1.17).

       

Рисунок 1.17 – Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной

конкуренции 

     Что произойдет, если рыночная цена снизится до уровня и окажется ниже минимальных средних переменных издержек? В этом случае фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным выходом для нее станет прекращение производства. Подобная ситуация отражена на рисунок 1.18. 
 

            

Рисунок 1.18 – Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является прекращение деятельности 

     Из  вышеизложенного можно сделать  выводы:

  1. Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).
  2. В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получить прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.

     Следует обратить внимание, что на рисунках 1.16 и 1.17 при более высокой рыночной цене равенство предельного дохода (цены) и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства данной фирмы. Учитывая это обстоятельство, можно построить график предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен (рисунок 1.19).

Информация о работе Микроэкономика