Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
2. проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
3. осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
4. разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Содержание

Введение.
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия.
1.1. Оборот розничной торговли: состав, значение, виды и их классификация.
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях.
1.3. Методика анализа оборота розничной торговли.
2. Анализ оборота розничной торговли исследуемого торгового предприятия.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого торгового предприятия.
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия.
2.3. Факторный анализ оборота розничной реализации торгового предприятия.
2.4. Анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия.
3. Экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли предприятия.
3.1. Пути повышения объема оборота розничной торговли и оптимизации его состава и структуры.
3.2. Пути улучшения товарных ресурсов торгового предприятия.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Оборот розничной торговли анализ и определение резервов роста.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

Особое внимание следует  обратить и на такой важный признак классификации оборота розничной торговли, как деление оборота в зависимости от учета влияния цен.

Значение розничного товарооборота следует рассматривать  в двух аспектах: экономическом и социальном (рисунок 1.2) [5,С.74].








 



 

 

 

 

Рисунок 1.2.Значение оборота розничной торговли

Объектами оборота розничной торговли являются потребительские товары, а  субъектами выступают продавцы и  покупатели этих товаров (рис.1.3).

Важное значение в классификации  видов оборота розничной торговли имеет разделение его в зависимости от формы собственности.

С развитием рыночных отношений  в нашей стране происходят существенные изменения в динамике оборота  государственной и негосударственной  торговли. [5,С.70].





 





 


 

 


 

 



 

Рисунок 1.3.Объекты и субъекты оборота розничной торговли

В заключение вопроса  можно сделать следующие выводы:

-оборот розничной  торговли - это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

-розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды;

-социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения;

-розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы;

-состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;

-ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой;

-розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат.

1.2 Тенденции развития  оборота розничной торговли в современных условиях.

Для развития бизнеса  в России сегодня характерно:

1. Наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России;

 

 2. Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на мировом рынке);

3. Постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю;

4. Расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала;

5. Создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны;

6. Рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями;

7. Расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики.

 В современной торгово-экономической  среде роль розничной торговли  стала существенно выше, чем была  ещё несколько лет назад. Всё  дело в развитии новых маркетинговых технологий: теперь розничная торговля – это не просто деятельность по обеспечению транспортировки и непосредственно продаже товара или продукции.

 По данным Росстата оборот розничной торговли в России в сентябре 2013г. составил 2 трлн 11,6 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). По сравнению с августом 2013г. этот показатель снизился на 1,4%.

За январь-сентябрь 2013г. оборот розничной торговли вырос на 3,8% и составил 16 трлн 946 млрд руб.

В сентябре 2013г. оборот розничной  торговли на 90,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими  деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,5% (в сентябре 2012г. - 89,4% и 10,6% соответственно).

 

В сентябре 2013г. в структуре  оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая  напитки, и табачных изделий составил 46,3%, непродовольственных товаров - 53,7% (в сентябре 2012г. - 45,9% и 54,1% соответственно).

Как ранее сообщалось, оборот розничной торговли в России в августе 2013г. составил 2 трлн 31,6 млрд руб., что в сопоставимых ценах  на 4% больше, чем в соответствующем  периоде предыдущего года. По сравнению с июлем 2013г. этот показатель увеличился на 2,4%. За январь-август 2013г. оборот розничной торговли вырос на 3,9% и составил 14 трлн 934,4 млрд руб.

Современные форматы  торговли набирают обороты, вытесняя устаревшие форматы, такие как киоски, традиционные магазины «возле дома» и т.д. Ожидается, что их доля в ближайшее время быстро возрастет, так как сети розничной торговли активно продвигаются в регионы.

Гипермаркеты.

 Хотя гипермаркеты  впервые появились на российском  рынке достаточно давно («Рамстор» открыл свой первый гипермаркет в 1997 году), быстрый рост в этом сегменте наблюдается только в последние пять-шесть лет. Сейчас благодаря своей агрессивной ценовой политике этот сегмент возглавляет «ОКей». Еще один участник рынка в этом сегменте представлен относительно новой сетью «Аллея. Некоторые сети, традиционно работавшие в формате супермаркетов и магазинов «возле дома», открывают магазины формата гипермаркета. Считается, что гипермаркет в силу своих особенностей, низких цен, большого ассортимента и крупных объемов продаж, будет определять развитие сетевой торговли в регионах и лидировать по оборотам в следующие несколько лет.

Супермаркеты.

 Помимо прочно закрепившихся  на этом рынке участников, таких  как «Командор», «Красный Яр», «Каравай», «Патерсон» и «Азбука вкуса», на сцене сегодня присутствует новый сильный игрок – холдинг «Марта», развивающий одновременно две сети. Одна из них – с немецкой группой Rewe под торговой маркой Billa. Кроме того, «Марта» развивает свою собственную сеть супермаркетов «Гроссмарт.

 

Дискаунтеры

 

 Дискаунтеры заняли  свою нишу среди российских  покупателей, небезразличных к  ценам. Почти треть жителей  двух столиц тратят треть семейного  бюджета в дискаунтерах. В России  отмечен самый высокий процент  покупателей, рассматривающих возможность совершения покупок в дискаунтерах: 79% от опрошенного населения не возражали бы против совершения покупок в таком магазине, а также низкий процент (21%) не рассматривающих такую возможность. Дискаунтер продолжает оставаться самым популярным форматом в России. Пока это определяется ненасыщенностью страны организованной торговлей и сравнительно невысокими доходами населения. На этом рынке полностью доминируют российские компании. Список лидеров возглавляет «Пятерочка». После «Пятерочки» идет сеть «Магнит», сочетающая формат дискаунтера и магазина «возле дома» и широко представленная во многих регионах. Важными участниками рынка являются также сети «Дикси» («Дисконтцентр») и «Копейка», магазины которых сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

 

 Достаточно успешно  в России сейчас развивается  дистанционная и интернет-торговля. История дистанционной торговли (или торговли по каталогам)  в России насчитывает около  130 лет. По данным переписи 1913 г., в России регулярно приобретали товары по почте более 9 млн семей, то есть каждая третья семья в стране. После революции ситуация в экономике резко изменилась, по сути в советское время торговлю сменило распределение. Дистанционная торговля вернулась в начале 1990-х, как только был утолен первичный товарный голод и необходимо было снова придумывать более эффективные приемы продаж.

 

 Пионерами стали  компании «Книга сервис», каталог  «Мир книги» и «Ридерз Дайджест».  Пережив кризис 1998 г., рынок дистанционной  торговли каждый год удваивается. В 2005 г. его оборот достиг почти 1 млрд долларов. Около 70% оборота обеспечили бумажные каталоги или прямые письма-оферты, 20% - интернет-торговля, 10% - телемагазины и SMS-продажи.

 

 В ближайшие годы  ожидается опережающее развитие  интернет-торговли. До 50% продаж приходится на книги. Лидеры продаж – «Мир книги», «Ридерз Дайджест», IMP, Ozon. Примерно по 13% рынка делят косметика и одежда. Среди продавцов одежды крупнейшие – Mail Order Service (дочерняя компания фирмы Quelle), Lemonti, Provea, OTTO. Косметика – Ив Роше, Креома и «Баттега Верде». Продавцы семян занимают четвертое место. Всего на рынке насчитывается около 80 компаний, занимающихся дистанционной торговлей.

 

Магазины «возле дома» 

 

 Прогнозируется, что  самым быстроразвивающимся сегментом станут магазины «возле дома», их доля к 2010 году почти удвоится.

 

Магазины Кеш энд  Кери

 

 На этом рынке  доминируют два крупных участника:  магазины Кеш энд Кери «Метро»  и «Лента». Половина магазинов  «Метро» расположены в Москве, остальные – в крупных региональных центрах. До недавнего времени деятельность второго крупного участника этого сегмента – «Ленты» – была сосредоточена в основном на рынке Санкт-Петербурга. Сейчас компания рассматривает другие города, в том числе Красноярск;  идет  строительство первого магазина сети. Особенность российского сегмента магазинов Кеш энд Кери заключается в том, что они пользуются популярностью как у розничных, так и у оптовых потребителей.

 

 В то же время  можно отметить, что при нынешнем  уровне развития розницы рост “популярности” среди потребителей современных форматов торговли сдерживается и ценовым фактором: в регионах, где уровень развития “новых форматов” невысок, цены в них по сравнению с другими торговыми точками заметно выше. То есть очевидно, что при освоении новых для себя регионов операторы, развивающие современные форматы, склонны в первую очередь ориентироваться на потребителей с высоким уровнем доходов).

 

 В то же время  в регионах, где уровень развития  “новых” форматов более высок,  наблюдается совсем иная картина: цены в них ниже, чем в обычных магазинах, а в мегаполисах даже ниже, чем на рынках. Таким образом, можно предполагать, что в дальнейшем с развитием современной розницы в других регионах, а также связанным с этим ростом конкуренции разрыв в ценах также будет сокращаться. На диаграмме 5 различия в ценах по форматам показаны на примере данных о продажах соков, однако те же тенденции отмечаются и в реализации других продуктов (пива, шоколада, растительного масла и т. д.).

 

 

 

^ Диаграмма 5.Сравнение средних розничных цен на соки – цены по 10 сопоставимым маркам по форматам (100% - цены на рынках)7.

 

 Немаловажным аспектом, сдерживающим развитие современных  форматов, на сегодняшний день  является их географическая доступность,  точнее сказать, недоступность для конечного потребителя, вынужденного тратить много времени на дорогу. Опросы потребителей в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что, если бы время на дорогу было не столь значительным, более 80% покупателей предпочли бы делать покупки в торговых точках “новых” форматов. Причем уровень доходов не имеет здесь решающего значения: потенциально на покупки в современной рознице ориентированы потребители всех доходных групп.

 

 

 

Диаграмма 6. Распределение  общего товарооборота по каналам (продовольствие и смешанный ассортимент) в городах с населением более 100 тыс. жителей8.

 

 В то же время  на данном этапе развитие современной  розницы в регионах сдерживают  в первую очередь факторы предложения:  невозможность и неготовность  основных операторов рынка инвестировать в развитие и новое строительство, ограниченность управленческих, временных и прочих ресурсов.

 

 О пределах же  роста современных форматов на  данный момент говорить пока  не приходится. Даже в Москве, которая по показателям доходов  населения и розничного товарооборота не только достигает, но и опережает большинство стран Восточной Европы, на сегодняшний день доля современных форматов значительно ниже.

 

 Еще одна тенденция  в современном российском ритейле  – это развитие противоположностей: дискаунтеры и торговля предметами роскоши. В России, где среднему классу еще только предстоит стать основой общества и где он составляет лишь малую часть населения, наиболее активно развиваются форматы, находящиеся либо на самом верху, либо в самом низу ценовой пирамиды. Дискаунтеры, например, являются крайне многообещающим форматом в России. Именно дискаунтеры и магазины «возле дома» постепенно вытеснят открытые рынки, киоски и другие архаичные форматы. На противоположном конце ценовой пирамиды – сегмент торговли предметами роскоши, быстрое развитие которого особенно заметно в Москве. На российском рынке уже присутствует огромное количество международных торговых марок косметической и парфюмерной продукции, одежды, ювелирных изделий и автомобилей. Розничная торговля предметами роскоши также находится на подъеме; основными участниками рынка в этом сегменте являются Bosco di Ciliegi и Mercury. Еще одной новой тенденцией является развитие продовольственных магазинов класса «люкс». Например, «Перекресток» открыл сеть «Глобус Гурмэ», которая, как ожидается, разрастется к 2008 году до 12–15 магазинов; Fauchon и Hediard тоже недавно открыли свои гастрономические бутики.

Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста