Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
2. проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
3. осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
4. разработать рекомендации по увеличению объема оборота.
Введение.
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия.
1.1. Оборот розничной торговли: состав, значение, виды и их классификация.
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях.
1.3. Методика анализа оборота розничной торговли.
2. Анализ оборота розничной торговли исследуемого торгового предприятия.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого торгового предприятия.
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия.
2.3. Факторный анализ оборота розничной реализации торгового предприятия.
2.4. Анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия.
3. Экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли предприятия.
3.1. Пути повышения объема оборота розничной торговли и оптимизации его состава и структуры.
3.2. Пути улучшения товарных ресурсов торгового предприятия.
Заключение.
Библиографический список.
,
,
где X - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; - процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; n - число месяцев (кварталов) изучаемого периода [18, с.17].
Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:
Кравн = 100-v, (8)
[23, С.17].
Для оценки распределения оборота розничной торговли по отдельным месяцам и кварталам отчетного года целесообразно также осуществлять расчет индексов сезонности(Ic), которые рассчитываются по следующей формуле:
Ic=Pi/P,
где Рi – средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.; Р – среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.
Р= Рi/4 или 12,
[40, С.15].
Следующим направлением является анализ динамики оборота розничной торговли в ассортиментном разрезе.
Для анализа розничного товарооборота по ассортиментной структуре целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте (Кстр.сдв.) по следующей формуле
Кстр.сдв.= √∑(
)2
/n,
где - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %; - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %; n- количество товарных групп [40, С.16-17].
Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в товарной структуре оборота и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота.
Важным направлением
основного этапа анализа
Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на объем оборота розничной торговли, является ценовой фактор, т.е. изменение индекса розничных цен за исследуемый период времени. Для расчета влияния данного фактора на изменение оборота розничной торговли первоначально определяется объем оборота розничной торговли в сопоставимом виде по формуле и затем рассчитывается взаимосвязанное влияние двух факторов:
-влияние изменения розничных цен рассчитывается по формуле
∆Р(∆Iц)= Р1д.ц. – Рс.ц., (12)
[40, С.17].
где ∆Р(∆Iц) – изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения индекса розничных цен, тыс. руб.; Р1д.ц. – объем оборота розничной торговли отчетного периода в действующих ценах, тыс.руб.; Рс.ц. – объем оборот розничной торговли отчетного периода в сопоставимых ценах, тыс.руб.;
- влияние изменения объема физического оборота рассчитывается по формуле:
∆Р(∆Оф)= Р1с.ц. – Р0д.ц.,
где ∆Р(∆Оф) – изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения размера физического оборота, тыс.руб.; Р0д.ц. – объем оборота розничной торговли предшествующего отчетному периоду времени в действующих ценах, тыс. руб.
Вторая группа факторов, влияющих на оборот розничной торговли, связана с основными ресурсами торгового предприятия (основными фондами, оборотными средствами и трудовыми ресурсами).
На изменение объема оборота розничной торговли оказывают влияние факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: численность работников и их производительность труда. Влияние данных факторов можно измерить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:
Р=ЧхПТ,
где Р – объем оборота розничной торговли, тыс.руб.; Ч – среднесписочная численность работников, чел.; ПТ – производительность труда работника, тыс.руб./чел.
При использовании метода разниц для определения влияния трудовых факторов на изменение оборота розничной торговли применяется следующая методика:
1) определяется влияние изменения численности работников (∆Ч) на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия (∆Р(∆ч)) по следующей формуле:
∆Р(∆ч)= ∆Ч*ПТ0=(Ч1-Ч0)*ПТ0,
где Ч1 – среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.; Ч0 - среднесписочная численность работников предприятия в предыдущем периоде, чел.; ПТ0 – производительность труда одного работника в предыдущем периоде, тыс./чел.;
2) определяется влияние изменения производительности труда работников (∆ПТ) на изменение оборота розничной торговли (∆Р(∆пт)) по следующей формуле:
∆Р(∆пт)= ∆ПТ*Ч1=(ПТ1-ПТ0)*Ч1,
где ПТ1- производительность труда одного работника в отчетном году, тыс. руб./чел.
Совокупное влияние данных двух факторов трудовых ресурсов равно изменению оборота розничной торговли:
∆Р(∆ч)+ ∆Р(∆пт)=∆Р,
При применении в факторном
анализе оборота розничной
Р0=Ч0*ПТ0, (18)
Р’ =Ч1*ПТ0, (19)
Р1=Ч1*ПТ1, (20)
∆Р(∆ч)=Р’–Р0,
∆Р(∆пт)=Р1-Р’,
∆Р(∆ч)+ ∆Р(∆пт)=∆Р,
Результаты расчетов влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на динамику оборота розничной торговли целесообразно осуществлять как в действующих, так и в сопоставимых ценах [40, С.19-21].
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оборот розничной торговли зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.
Взаимосвязь поступления и реализации товаров можно установить по балансовой увязке показателей оборот розничной торговли по следующей формуле:
П = Р + Зк - Зн + Пв.
где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода; П - поступление товаров; Р - розничный товарооборот; Пв - прочее выбытие товаров; Зк - запасы товаров на конец отчетного периода [27, С.247].
Исходя из данной формулы, объем оборота розничной торговли рассчитывается:
Р = Зн + П - Пв - Зк. (25)
Используя вышеуказанную формулу, можно определить с помощью метода цепных подстановок влияние факторов, связанных с товарными ресурсами, на объем оборота розничной торговли по следующей формуле:
Р0 = Зн0 + П0 – Пв0 – Зк0. (26)
Р’ = Зн1 + П0 – Пв0 – Зк0. (27)
Р’’ = Зн1 + П1 – Пв0 – Зк0. (28)
Р’’’ = Зн1 + П1 – Пв1 – Зк0. (29)
Р1= Зн1 + П1 – Пв1 – Зк1. (30)
Далее рассчитывают влияние вышеперечисленных факторов на динамику оборота розничной торговли по следующим формулам:
∆Р(∆Зн)=Р-Р0.
∆Р(∆П)=Р’’-Р0.
∆Р(∆В)=Р’’’-Р’’.
∆Р(∆Зк)=Р1-Р’’’.
Для расчета влияния на оборот розничной торговли наличия и эффективности использования оборотных средств и их составного элемента – товарных запасов - используют следующие формулы:
Р=ОС*Ос.
где ОС – средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.; Ос- скорость обращения оборотных средств, обороты;
или Р=ТЗ*Ос.
где ТЗ – средняя стоимость товарных запасов, тыс. руб.; Ос- товарооборачиваемость, обороты[40, С.22-23].
Расчеты проводятся методом цепных подстановок или методом разниц.
Р0=ОС0*Осo. (37)
Р’=ОС1*Осo.
∆Р(∆ос)=Р’-Ро.
∆Р(∆ос)=P1-P’o.
- изменение оборота
розничной торговли за счет
изменения среднего размера
∆Р(∆ос)=(ОС1-ОС0)*Осо=∆ОС*Осо.
-изменение оборота розничной торговли за счет изменения скорости обращения оборотных средств (или товарных запасов):
∆Р(∆ос)=(Ос1-Ос0)*ОС1=∆Ос*ОС1.
Существенное влияние
на динамику оборота розничной торговли
оказывает наличие и
1) количество условных рабочих мест, коэффициент сменности работы, количество рабочих дней в периоде, выработка на условное место в смену;
2) средняя стоимость основных фондов, фондоотдача;
3) наличие торговых площадей.
Группа факторов, оказывающих влияние на изменение объема оборота розничной торговли розничного торгового предприятия, включает в себя факторы. Которые связаны с состоянием и эффективностью использованием материально-технической базы:
- количество условных рабочих мест на предприятии (Рм);
- коэффициент сменности работы предприятия (Ксм);
- количество рабочих дней
- выработка на одно условное рабочее место в смену (Вр).
Влияние на изменение объема оборота розничной торговли размера торговой площади предприятия и розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади можно определить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:
Р=S*Ps.
При применении метода разниц в данном случае расчеты ведутся по следующим формулам:
1)изменение
товарооборота за счет
∆Р(∆s) = (S1-S0)*Pso.
где S1 – размер торговой площади в отчетном периоде, м2; S0 – размер торговой площади в предыдущем периоде, м2; Pso – оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади в предыдущем периоде, тыс. руб./ м2;
2) изменение товарооборота за счет изменения нагрузки на 1 м2 торговой площади (∆Р∆Рs):
∆Р(∆Рs) = (РS1-РS0)*S1.
где РS1 – нагрузка на 1 м2 торговой площади в отчетном периоде, тыс.руб./ м2.
Совокупное влияние рассмотренных двух факторов определяет общее изменение объема оборота розничной торговли:
∆Р(∆Рs) + ∆Р(∆s) = ∆Р.
Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста