Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
2. проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
3. осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
4. разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Содержание

Введение.
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия.
1.1. Оборот розничной торговли: состав, значение, виды и их классификация.
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях.
1.3. Методика анализа оборота розничной торговли.
2. Анализ оборота розничной торговли исследуемого торгового предприятия.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого торгового предприятия.
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия.
2.3. Факторный анализ оборота розничной реализации торгового предприятия.
2.4. Анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия.
3. Экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли предприятия.
3.1. Пути повышения объема оборота розничной торговли и оптимизации его состава и структуры.
3.2. Пути улучшения товарных ресурсов торгового предприятия.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Оборот розничной торговли анализ и определение резервов роста.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

 

 Что касается перспектив  развития розничной торговли, то  здесь существенное развитие  в ближайшее время получит  посылочная торговля, т.к. минимизация затрат, обеспечивающая процесс доведения товаров до потребителя является решающим фактором, стимулирующим ее прогресс.

 

 Принципиально новой  формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого  распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения.

 

 Развитие электронной  техники и средств телекоммуникационной  связи создает возможность для  расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится  с ассортиментом, выбирает товары  и делает соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.

 

 В настоящее время  в мировой практике сложились  две модели развития электронной  коммерции: электронная торговая  компания с потребителями - физическими  лицами и электронная торговля  между бизнес-партнерами.

 

 В России уже  сегодня имеются некоторые предпосылки  для реализации обеих моделей  электронной торговли. Основными  из них являются развитие сети  Интернет, а так же достаточно  высокая подготовленность многих  корпоративных пользователей.

 

 В выводах следует исходить из того, что развитие электронной торговли обеспечит наиболее активное включение России в мировое информационно-экономическое пространство, способное существенно повысить прозрачность коммерческих сделок, как следствие этого, снизить объемы реально возможного вывоза капитала зарубеж, благодаря трансграничности финансовых операций.

 

 Специфической чертой  российской оптовой торговли  является очень слабая развитость  в регионах. Более 37% оборота предприятий  розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д.

 

 Развитие оптовой  торговли — это неминуемое  следствие и, одновременно, один  из главных показателей зрелости  рынка. Усложнение торгового бизнеса,  улучшение качества услуг приводит  к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.

 

 Появление крупных  торговых сетей создает потребность  в столь же крупных оптовых  поставщиках продукции. Особенно  это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

 

 Современная оптовая  торговля характеризуется усложнением  структуры, что связано и с  расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.

 

 Современное состояние  развития оптовой торговли нуждается  в решении такой проблемы, как  формирование элементов рыночной  инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.

 

 Для повышения научно-технического  уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это прежде всего льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-технической базы торговли.

 

 Кроме того, даже  при довольно высоких тенденциях  развития, основной проблемой сектора  оптовой торговли в России  остается его «столичная прописка» при более скромном развитии в регионах по сравнению с Москвой.

 Заключение

 

 Торговля является  важнейшей отраслью экономики  страны, состояние и эффективность  функционирования которой непосредственно  влияют как на уровень жизни  населения, так и на развитие производства потребительских товаров.

 

 По итогам проведенного  исследования можно сделать следующие  выводы, что в настоящее время  с развитием рыночных отношений,  с реализацией экономических  реформ, с обеспечением законодательных  норм и правил, торговля, как оптовая, так и розничная, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.

 

 Оборот как розничной,  так и оптовой торговли увеличивается  быстрыми темпами. Увеличивается  доля крупных и средних организаций розничной торговли при сокращении вещевых смешанных непродовольственных товаров.

 

 Что касается развития  розничной торговли, то главная  тенденция здесь – это развитие  новых форматов: гипермаркетов, супермаркетов,  магазинов Кеш энд Кери. Особой  популярностью пользуются дискаунтеры, что вызвано, главным образом, невысокими доходами населения. В то же время можно отметить, что при нынешнем уровне развития розницы рост “популярности” среди потребителей современных форматов торговли сдерживается ценовым фактором: в регионах цены в таких магазинах достаточно высокие. Немаловажным аспектом, сдерживающим развитие современных форматов, является их географическая недоступность. В то же время на данном этапе развитие современной розницы в регионах сдерживают в первую очередь факторы предложения: невозможность и неготовность основных операторов рынка инвестировать в развитие и новое строительство, ограниченность управленческих, временных и прочих ресурсов.

 

 Принципиально новой  формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает возможность для расширения электронной торговли. В России уже сегодня имеются некоторые предпосылки для реализации электронной торговли. Одна из главных - развитие сети Интернет. В ближайшие годы такая форма торговли будет развиваться все большими темпами.

 

 Появление крупных торговых  сетей создает потребность в  столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Оптовая торговля сейчас характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике. Однако, даже при довольно высоких тенденциях развития, основной проблемой сектора оптовой торговли в России остается его высокая концентрация в Москве.

 

 

1.3. Методика анализа оборота розничной торговли.

Анализ оборота розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.

Анализ розничного товарооборота  целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному  и заключительному.

Первоначальным этапом анализа оборота розничной торговли является подготовительный, в ходе которого определяются цели и задачи проведения исследования, осуществляется выбор предмета и объекта анализа, методов его проведения, определяются сроки, исполнители анализа и круг необходимой информации, изучаются его основные предпосылки [40, С.6].

Основные задачи анализа оборота розничной торговли:

- изучение основных факторов, определяющих  условия деятельности розничного  предприятия и развития его  товарооборота;

- оценка развития розничного товарооборота предприятия в динамике по общему объему, составу и структуре, а также во временном аспекте;

- выявление основных факторов, определяющих изменение величины  розничного товарооборота предприятия,  и оценка степени их влияния;

- анализ источников закупок товаров и выполнение договоров поставки  и продажи потребительских товаров;

- проведение SWOT-анализа и обоснование резервов увелечения розничного оборота и повышения рентабельности деятельности розничного предприятия в целом.

Предметом проведения анализа является оборот розничной торговли, а объектом исследования – конкретное торговое предприятия[40, С. 8].

Оценка достигнутых  результатов является основой планирования организации розничной реализации товаров. Она позволяет определить оптимальный план сбыта, дает возможность руководителям торговых предприятий избежать непредвиденных проблем, предусмотреть основные изменения на рынке продаж и внести необходимые уточнения в план оборота розничной торговли. Такой анализ оборота розничной торговли позволяет оценить эффективность работы торгового предприятия в целом и каждого отдела, секции, работника в отдельности с точки зрения выполнения поставленных задач и может быть использован в качестве основы для прогнозных расчетов [54, С.23].

Основной этап оборота  розничной торговли осуществляется по ряду направлений: анализ динамики общего объема розничного товарооборота; оценка его состава и структуры  по видам продаж, анализ во временном  и ассортиментном аспектах, факторный  анализ оборота розничной торговли, анализ его товарного обеспечения.

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих  и сопоставимых ценах.

Объем оборота розничной  торговли в сопоставимых ценах (Рс.ц.) рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах (Рд.ц.) на соответствующий индекс розничных цен (Iц):

Рс.ц.=Рд.ц./Iц,                                                            (1),

Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели «темп роста» и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам:

Тр=Р1/Ро*100,                                                            (2),

где Тр – темп роста, %; Р1 -  объем оборота розничной торговли текущего (отчетного) периода. Тыс. руб.; Ро – объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс.руб.

Тпр=Тр -100,                                                              (3),

где Тпр – темп прироста оборота розничной торговли, %.

 При расчете среднегодового  темпа роста оборота розничной торговли расчеты осуществляются по следующей формуле:

                      Т = n-1ÖРn0*100,                                                   (4),

где n – количество периодов; Р0 оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn оборот розничной торговли последнего года в динамическом ряду, тыс.руб.

Для оценки выполнения плана оборот розничной торговли определяется процент выполнения плана (%Рпл) по формуле:

 

%Рпл=Рф/Рпл*100,                                                 (5),

где Рф – фактический оборот розничной торговли, тыс. руб.; Рпл – плановый оборот розничной торговли, тыс. руб. [40, С. 13].

Анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Для определения равномерности  развития оборота розничной торговли целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

Для определения коэффициента равномерности  необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации, или неравномерности (v):

Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста