Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
2. проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
3. осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
4. разработать рекомендации по увеличению объема оборота.
Введение.
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия.
1.1. Оборот розничной торговли: состав, значение, виды и их классификация.
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях.
1.3. Методика анализа оборота розничной торговли.
2. Анализ оборота розничной торговли исследуемого торгового предприятия.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого торгового предприятия.
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия.
2.3. Факторный анализ оборота розничной реализации торгового предприятия.
2.4. Анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия.
3. Экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли предприятия.
3.1. Пути повышения объема оборота розничной торговли и оптимизации его состава и структуры.
3.2. Пути улучшения товарных ресурсов торгового предприятия.
Заключение.
Библиографический список.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации.
Среднее квадратичное отклонение
определяет диапазон колебания реализации
товаров, т.е. максимальный и минимальный
объем товарооборота
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица 2.6:
Таблица 2.6 – Расчет равномерности развития оборота розничной торговли в отчетном году
Кварталы |
Темп роста в % к прошлому году |
(Х- |
(Х- |
А |
1 |
2 |
3 |
1 |
122,36 |
-17,03 |
290,02 |
2 |
138,99 |
-0,4 |
0.16 |
3 |
149,31 |
9,92 |
98,41 |
4 |
146,92 |
7,53 |
56,7 |
Итого год |
445,29 |
Средне квадратичное отклонение фактического объема поставок от среднего уровня поставок 10,55%. Выполнение плана оборота розничной торговли за отчетный год было равномерным на 90,52%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется оборот розничной торговли.
На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется оборот розничной торговли данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Проанализируем оборот розничной торговли ООО «Сибирский Глянец» по кварталам в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Оборот розничной торговли по кварталам анализируемого периода в тыс. руб.
Кварталы |
Оборот розничной торговли |
SРТОi |
РТОi |
Yc, % | ||
I |
II |
III | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2128 |
3580 |
4380,39 |
10088,39 |
3362,79 |
0,85 |
2 |
3056 |
4115 |
5719,61 |
12890,61 |
4296,87 |
1,09 |
3 |
3350 |
4013 |
5991,67 |
13354,67 |
4451,56 |
1,12 |
4 |
2806 |
3402 |
4998,33 |
11206.33 |
3735.44 |
0,94 |
Итого год |
11340 |
15110 |
21090 |
47540 |
15846,66 |
|
В среднем за год |
2835 |
3777,5 |
5272,5 |
11885 |
3961,67 |
Индекс сезонности = РТОi / средне квартальный
По данным таблицы 2.7 можно сделать вывод, что наибольший спрос в 2006 и 2008 году был на продукцию в III квартале, а наименьший в 2006 и 2008 году был на продукцию в I квартале. В 2007 году наибольший спрос был в II квартале, а наименьший в IV квартале. Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2009 года.
Далее рассчитаем коэффициент структурных сдвигов в обороте розничной торговли, таблица 2.8.:
Таблица 2.8 – Расчет коэффициента структурных сдвигов в обороте розничной торговли предприятия в отчетном периоде, в %
Товарные группы |
Структура оборота розничной торговли |
( | ||
предшествующий год, |
отчетный год, | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
крепежные изделия |
9 |
6 |
-3 |
9 |
сантехника |
26 |
28 |
2 |
4 |
электротехническое оборудование |
24 |
25 |
1 |
1 |
замочно-скобяные изделия |
8 |
7 |
-1 |
1 |
котельное оборудование |
33 |
34 |
1 |
1 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
х |
20 |
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи сантехники в структуре оборота розничной торговли. Также выросли продажи в структуре оборота розничной торговли по электротехническому оборудованию и котельному оборудованию. Данные анализа показали, что более высокими темпами снизились продажи крепежных изделий в структуре оборота розничной торговли. По данным таблицы снизились продажи в структуре оборота розничной торговли замочно-скобяных изделий.
К абсолютных структурных сдвигов = корень 20/5 = 0.89
Данный показатель отражает тот средний относительный прирост удельного веса (в процентах), который наблюдается за рассматриваемый период.
Главный фактор успешного развития оборота розничной торговли – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов (табл.2.9).
Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оборота розничной торговли, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оборот розничной торговли зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = Р + В + Зк ,
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – оборот розничной торговли; В – прочее выбытие товаров; Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.
Таблица 2.9 – Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли предприятия за анализируемый период в тыс. руб.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оборот розничной торговли по ценам закупки |
11408.05 |
15606.6 |
4198,55 |
136,8 |
Запасы на начало периода |
1230 |
3634.15 |
2404.15 |
295,46 |
Поступление |
13812,2 |
16456,1 |
2643.9 |
119.14 |
Выбытие |
- |
- |
- |
- |
Запасы на конец периода |
3634,15 |
4483,65 |
849,5 |
123,38 |
Оборот розничной торговли предприятия возрос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 5980 тыс. руб. Это произошло не за счет товарных запасов, а за счет роста поступления товаров в магазин. Поступления увеличились по сравнению с прошлым годом на 2643.9 тыс. руб. Возможности роста оборота розничной торговли в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года, что следует оценивать отрицательно (произошло увеличение на 849,5 тыс. руб.). Положительным моментом является отсутствие выбытий товаров. Также положительным моментом является увеличение запасов на начало периода в отчетном году на 2404,15 тыс. руб.
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли
Для полного анализа необходимо рассчитать влияния на изменение оборота розничной торговли предприятия изменения цен и физического объема продаж в отчетном периоде. Для этого составлена следующая таблица 2.10:
Таблица 2.10 - Анализ влияния на изменение оборота розничной торговли предприятия изменения цен и физического объема продаж в отчетном периоде в тыс. руб.
Годы |
Оборот розничной торговли |
Индекс цен |
Абсолютное изменение |
Темп изменения, % | ||||
в действующих. ценах |
в сопоставимых ценах |
всего |
в т.ч. числе за счет |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах | |||
цен |
физиче-ского объема про-даж | |||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Прошлый |
15110 |
15110 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Отчетный |
21090 |
19971,6 |
1,056 |
5980 |
1118,4 |
4861,6 |
139,58 |
132.18 |
Из таблицы 2.10 видно, что на оборот розничной торговли повлияло два фактора: рост цен и физический объем. На увеличение оборота розничной торговли сыграл фактор роста цен 1118,4 тыс. руб. как и увеличение физического объема продаж 4861,6 тыс. руб.
Учитывая все можно сделать вывод, что увеличение оборота розничной торговли могло произойти за счет увеличения производительности труда и увеличения конкурентоспособности данного магазина по отношению к другим.
Проанализируем влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема оборота розничной торговли предприятия таблица 2.11:
Из таблицы 2.11 видно, что на оборот розничной торговли повлияло такие факторы как изменение численности работников и изменение производительности труда работников. На оборот розничной торговли не повлиял такой фактор как численность торгово-оперативного персонала, так как их численность в отчетном году не изменилась.
Таблица 2.11 – Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема оборота розничной торговли предприятия
Наименование трудовых факторов |
Прошлый год |
Фактически за отчетный год |
Повлияли на динамику физического объема оборота розничной торговли | ||
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
методика расчета |
размер влияния | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
15110 |
21090 |
19971,6 |
19971,6-15110 |
4861.6 |
Численность работников всего, чел. |
8 |
9 |
9 |
(9-8)х1888,8 |
1888,8 |
В т.ч. работников торгово-оперативного персонала, чел. |
5 |
5 |
5 |
(5-5)х3022 |
0 |
Производительность труда, тыс. руб./чел |
1888,8 |
2343,3 |
2219,1 |
(2219,1-1888,8)х9 |
2972,7 |
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел. |
3022 |
4218 |
3994,3 |
(3994,3-3022)х5 |
4861,5 |
Положительным фактором на оборот розничной торговли сыграло увеличение численности работников всего по сравнению с прошлым годом. Также положительными факторами повлиявших на оборот розничной торговли является увеличение производительности труда работников всего и увеличение производительности труда работников торгово-оперативного персонала по сравнению с прошлым годом.
Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста