Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические аспекты анализа оборота розничной торговли
1.1. Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация
1.2. Методика анализа оборота розничной торговли коммерческого предприятия
1.3. Резервы роста оборота розничной торговли в коммерческом предприятии
2. Анализ оборота коммерческого предприятия
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности коммерческого предприятия
2.2. Анализ динамики и структуры оборота розничной торговли
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли
3. Резервы роста оборота розничной торговли коммерческого предприятия
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Оборот розничнои.docx

— 104.74 Кб (Скачать файл)

-розничный  товарооборот - это количественный  показатель, характеризующий объем  продаж; он выражает экономические  отношения, возникающие на заключительной  стадии движения товаров из  сферы обращения в личное потребление  путем их обмена на денежные  доходы;

-состав  товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;

-ассортиментный  состав проданных товаров по  группам или отдельным товарным  наименованиям характеризует структуру  розничного товарооборота и является  его качественной характеристикой;

-розничный  товарооборот используется для  определения мощности торговой  организации, так как по его  величине можно судить об объеме  ее деятельности, характеристики  эффективности использования ресурсов  организации и общей суммы  расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде  показатель эффективности отражает  соотношение результата и затрат.

1.2. Методика  анализа оборота розничной торговли  коммерческого предприятия

Анализ оборота розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.

Анализ розничного товарооборота целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному.

Первоначальным этапом анализа оборота розничной торговли является подготовительный, в ходе которого определяются цели и задачи проведения исследования, осуществляется выбор предмета и объекта анализа, методов его проведения, определяются сроки, исполнители анализа и круг необходимой информации, изучаются его основные предпосылки [40, С.6].

Основные задачи анализа оборота розничной торговли:

- изучение  основных факторов, определяющих  условия деятельности розничного  предприятия и развития его  товарооборота;

- оценка  развития розничного товарооборота  предприятия в динамике по  общему объему, составу и структуре, а также во временном аспекте;

- выявление  основных факторов, определяющих  изменение величины розничного  товарооборота предприятия, и оценка  степени их влияния;

- анализ  источников закупок товаров и  выполнение договоров поставки  и продажи потребительских товаров;

- проведение SWOT-анализа и обоснование резервов  увелечения розничного оборота  и повышения рентабельности деятельности  розничного предприятия в целом.

Предметом проведения анализа является оборот розничной торговли, а объектом исследования – конкретное торговое предприятия[40, С. 8].

Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной реализации товаров. Она позволяет определить оптимальный план сбыта, дает возможность руководителям торговых предприятий избежать непредвиденных проблем, предусмотреть основные изменения на рынке продаж и внести необходимые уточнения в план оборота розничной торговли. Такой анализ оборота розничной торговли позволяет оценить эффективность работы торгового предприятия в целом и каждого отдела, секции, работника в отдельности с точки зрения выполнения поставленных задач и может быть использован в качестве основы для прогнозных расчетов [54, С.23].

Основной этап оборота розничной торговли осуществляется по ряду направлений: анализ динамики общего объема розничного товарооборота; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ оборота розничной торговли, анализ его товарного обеспечения.

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах.

Объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах (Рс.ц.) рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах (Рд.ц.) на соответствующий индекс розничных цен (Iц):

Рс.ц.=Рд.ц./Iц, (1),

Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели «темп роста» и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам:

Тр=Р1/Ро*100, (2),

где Тр – темп роста, %; Р1 - объем оборота розничной торговли текущего (отчетного) периода. Тыс. руб.; Ро – объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс.руб.

Тпр=Тр -100, (3),

где Тпр – темп прироста оборота розничной торговли, %.

При расчете среднегодового темпа роста оборота розничной торговли расчеты осуществляются по следующей формуле:

Т = n-1Рn/Р0*100, (4),

где n – количество периодов; Р0 – оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn – оборот розничной торговли последнего года в динамическом ряду, тыс.руб.

Для оценки выполнения плана оборот розничной торговли определяется процент выполнения плана (%Рпл) по формуле:

%Рпл=Рф/Рпл*100, (5),

где Рф – фактический оборот розничной торговли, тыс. руб.; Рпл – плановый оборот розничной торговли, тыс. руб. [40, С. 13].

Анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Для определения равномерности развития оборота розничной торговли целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение () и коэффициент вариации, или неравномерности (v):

, (6),

, (7),

где X - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; - процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; n - число месяцев (кварталов) изучаемого периода [18, с.17].

Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:

Кравн = 100-v, (8)

[23, С.17].

Для оценки распределения оборота розничной торговли по отдельным месяцам и кварталам отчетного года целесообразно также осуществлять расчет индексов сезонности(Ic), которые рассчитываются по следующей формуле:

Ic=Pi/P, (9)

где Рi – средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.; Р – среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.

Р= Рi/4 или 12, (10)

[40, С.15].

Следующим направлением является анализ динамики оборота розничной торговли в ассортиментном разрезе.

Для анализа розничного товарооборота по ассортиментной структуре целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте (Кстр.сдв.) по следующей формуле

Кстр.сдв.= √∑()2 /n, (11)

где - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %;- удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %; n- количество товарных групп [40, С.16-17].

Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в товарной структуре оборота и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота.

Важным направлением основного этапа анализа оборота розничной торговли является оценка влияния различных факторов на изменение оборота розничной торговли. На оборот розничной торговли оказывает количественное влияние совокупность факторов.

Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на объем оборота розничной торговли, является ценовой фактор, т.е. изменение индекса розничных цен за исследуемый период времени. Для расчета влияния данного фактора на изменение оборота розничной торговли первоначально определяется объем оборота розничной торговли в сопоставимом виде по формуле и затем рассчитывается взаимосвязанное влияние двух факторов:

-влияние  изменения розничных цен рассчитывается  по формуле

∆Р(∆Iц)= Р1д.ц. – Рс.ц., (12)

[40, С.17].

где ∆Р(∆Iц) – изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения индекса розничных цен, тыс. руб.; Р1д.ц. – объем оборота розничной торговли отчетного периода в действующих ценах, тыс.руб.; Рс.ц. – объем оборот розничной торговли отчетного периода в сопоставимых ценах, тыс.руб.;

- влияние  изменения объема физического  оборота рассчитывается по формуле:

∆Р(∆Оф)= Р1с.ц. – Р0д.ц., (13)

где ∆Р(∆Оф) – изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения размера физического оборота, тыс.руб.; Р0д.ц. – объем оборота розничной торговли предшествующего отчетному периоду времени в действующих ценах, тыс. руб.

Вторая группа факторов, влияющих на оборот розничной торговли, связана с основными ресурсами торгового предприятия (основными фондами, оборотными средствами и трудовыми ресурсами).

На изменение объема оборота розничной торговли оказывают влияние факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: численность работников и их производительность труда. Влияние данных факторов можно измерить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:

Р=ЧхПТ, (14)

где Р – объем оборота розничной торговли, тыс.руб.; Ч – среднесписочная численность работников, чел.; ПТ – производительность труда работника, тыс.руб./чел.

При использовании метода разниц для определения влияния трудовых факторов на изменение оборота розничной торговли применяется следующая методика:

1) определяется  влияние изменения численности  работников (∆Ч) на изменение оборота  розничной торговли торгового  предприятия (∆Р(∆ч)) по следующей формуле:

∆Р(∆ч)= ∆Ч*ПТ0=(Ч1-Ч0)*ПТ0, (15)

где Ч1 – среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.; Ч0 - среднесписочная численность работников предприятия в предыдущем периоде, чел.; ПТ0 – производительность труда одного работника в предыдущем периоде, тыс./чел.;

2) определяется  влияние изменения производительности  труда работников (∆ПТ) на изменение оборота розничной торговли (∆Р(∆пт)) по следующей формуле:

∆Р(∆пт)= ∆ПТ*Ч1=(ПТ1-ПТ0)*Ч1, (16)

где ПТ1- производительность труда одного работника в отчетном году, тыс. руб./чел.

Совокупное влияние данных двух факторов трудовых ресурсов равно изменению оборота розничной торговли:

∆Р(∆ч)+ ∆Р(∆пт)=∆Р, (17)

При применении в факторном анализе оборота розничной торговли метода цепных подстановок осуществляется последовательная замена в формуле показателей предыдущего периода на показатели отчетного периода. При этом сначала осуществляется замена количественных показателей, а затем производится замена качественных показателей. При расчете влияния трудовых ресурсов на изменение объема оборота розничной торговли методом цепных подстановок осуществляются следующие расчеты:

Р0=Ч0*ПТ0, (18)

Р’ =Ч1*ПТ0, (19)

Р1=Ч1*ПТ1, (20)

∆Р(∆ч)=Р’–Р0, (21)

∆Р(∆пт)=Р1-Р’, (22)

∆Р(∆ч)+ ∆Р(∆пт)=∆Р, (23)

Результаты расчетов влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на динамику оборота розничной торговли целесообразно осуществлять как в действующих, так и в сопоставимых ценах [40, С.19-21].

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оборот розничной торговли зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.

Взаимосвязь поступления и реализации товаров можно установить по балансовой увязке показателей оборот розничной торговли по следующей формуле:

П = Р + Зк - Зн + Пв. (24)

где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода; П - поступление товаров; Р - розничный товарооборот; Пв - прочее выбытие товаров; Зк - запасы товаров на конец отчетного периода [27, С.247].

Исходя из данной формулы, объем оборота розничной торговли рассчитывается:

Р = Зн + П - Пв - Зк. (25)

Используя вышеуказанную формулу, можно определить с помощью метода цепных подстановок влияние факторов, связанных с товарными ресурсами, на объем оборота розничной торговли по следующей формуле:

Р0 = Зн0 + П0 – Пв0 – Зк0. (26)

Р’ = Зн1 + П0 – Пв0 – Зк0. (27)

Р’’ = Зн1 + П1 – Пв0 – Зк0. (28)

Р’’’ = Зн1 + П1 – Пв1 – Зк0. (29)

Р1= Зн1 + П1 – Пв1 – Зк1. (30)

Далее рассчитывают влияние вышеперечисленных факторов на динамику оборота розничной торговли по следующим формулам:

∆Р(∆Зн)=Р-Р0. (31)

∆Р(∆П)=Р’’-Р0. (32)

∆Р(∆В)=Р’’’-Р’’. (33)

∆Р(∆Зк)=Р1-Р’’’. (34)

Для расчета влияния на оборот розничной торговли наличия и эффективности использования оборотных средств и их составного элемента – товарных запасов - используют следующие формулы:

Р=ОС*Ос. (35)

где ОС – средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.; Ос- скорость обращения оборотных средств, обороты;

или Р=ТЗ*Ос. (36)

где ТЗ – средняя стоимость товарных запасов, тыс. руб.; Ос- товарооборачиваемость, обороты[40, С.22-23].

Расчеты проводятся методом цепных подстановок или методом разниц.

Метод цепных подстановок:

Р0=ОС0*Осo. (37)

Р’=ОС1*Осo. (38)

∆Р(∆ос)=Р’-Ро. (39)

∆Р(∆ос)=P1-P’o. (40)

Метод разниц:

- изменение  оборота розничной торговли за  счет изменения среднего размера  оборотных средств (или товарных  запасов):

∆Р(∆ос)=(ОС1-ОС0)*Осо=∆ОС*Осо. (41)

-изменение  оборота розничной торговли за  счет изменения скорости обращения  оборотных средств (или товарных  запасов):

Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста