Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические аспекты анализа оборота розничной торговли
1.1. Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация
1.2. Методика анализа оборота розничной торговли коммерческого предприятия
1.3. Резервы роста оборота розничной торговли в коммерческом предприятии
2. Анализ оборота коммерческого предприятия
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности коммерческого предприятия
2.2. Анализ динамики и структуры оборота розничной торговли
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли
3. Резервы роста оборота розничной торговли коммерческого предприятия
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Оборот розничнои.docx

— 104.74 Кб (Скачать файл)

По материалам проведенного факторного анализа целесообразно составление таблицы 2.13.

Таблица 2.13 – Сводная таблица влияния факторов на изменение оборота розничной торговли в ООО "Спецэлектромонтаж"

Факторы

Размер влияния, тыс. руб.

Изменение цен

1118,4

Изменение физического объема продаж

4861,6

Итого влияния на оборот розничной торговли

5980

Среднесписочная численность работников

1888,8

Производительность труда работников

2972,7

Итого влияние на физический объем оборота розничной торговли

4861,5

Среднесписочная численность торгово – оперативного персонала

0

Производительность труда торгово – оперативного персонала

4861.5

Итого влияния на физический объем оборота розничной торговли

4861.5

Товарные запасы на начало периода

2404.15

Поступление товаров

2643.9

Прочее выбытие товаров

-

Товарные запасы на конец периода

-849.5

Итого влияние на оборот розничной торговли по себестоимости

4198,55


 

В таблице 2.13 были подведены итоги всему тому, что считали ранее, наглядно отобразили размер влияния факторов на физический объем оборота розничной торговли. Из таблицы 2.13. видно, что положительное влияние оказали почти все факторы за исключением изменения размера товарных запасов на конец периода (-849.5). Наиболее положительное влияние оказал рост производительность труда торгово-оперативного персонала (4861.5) и изменение физического объема продаж (4861,6).

Рассмотрев в этой главе краткую организационно-экономическую характеристику деятельности коммерческого предприятия ООО "Спецэлектромонтаж" а, также дав анализ динамики и структуры оборота розничной торговли за два года и анализ факторов повлиявших на оборот розничной торговли, перейдем к выявлению резервов роста с целью более эффективной организации деятельности предприятия ООО "Спецэлектромонтаж" в будущем.

3. Резервы  роста оборота розничной торговли  коммерческого предприятия

Основной задачей ООО "Спецэлектромонтаж" является изучение и формирование спроса покупателей на товары. Однако предприятиями-изготовителями нередко нарушается поставка продукции, пользующейся наибольшим спросом. На предприятии постоянно ведется учет реализованного спроса по номенклатуре, ежеквартально составляются конъюнктурные обзоры, которые направляются на предприятия-изготовители. Работники в конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный товар. После этого товаровед разносит эту реализацию в компьютер — эта работа занимает много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно предложить предприятию расширить возможность локальной сети. Необходимо на кассовые аппараты установить оптические сканирующие устройства, которые позволят заложить в память ЭВМ наименование товара, производителя, номер модели. В результате, значительно уменьшиться протяженность информационных потоков, снизится вероятность ошибок при обработке данных, в любой момент можно узнать, как идет реализаций того или иного вида продукции.

Одним из фактором успешного развития предприятия являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильное установление режима труда, эффективное использование рабочего времени, рост производительности труда. Большое влияние на производительность труда оказывает улучшение условий труда и отдыха, что обеспечивает высокую культуру обслуживания покупателей. Поэтому с целью повышения эффективности труда ООО "Спецэлектромонтаж" хотелось бы пожелать следующие: изыскание возможностей разделения труда совмещения профессий, должностей, расширения зон обслуживания, что положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и ведет в конечном итоге к увеличению производительности труда и положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия.

Реальные пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия на сегодняшний день — это рост объема товарооборота, ускорение товарооборачиваемости путем грамотного составления ценовой политики в условиях повышения конкурентной борьбы за предпочтение потребителей.

Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа оборота розничной торговли. К числу таких задач на ООО "Спецэлектромонтаж" относятся следующие:

-оценка  рыночной активности в тех  сегментах рынка, где предприятие  осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;

-изучение  текущей конъюнктуры потребительского  рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся  условий на рынке;

-разработка  прогнозов конъюнктуры потребительского  рынка и коммерческой деятельности  предприятия;

-оценка  объема и структуры оборота  как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.

В соответствии с рассматриваемыми выше задачами предприятие изучает свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:

-соотношение  товарного предложения и спроса  покупателей, емкость и насыщенность  рынка, уровень конкуренции и  сегментации рынка;

-показатели  оборота розничной торговли в  текущих и сопоставимых ценах  за отчетный и прошлый периоды;

-показатели  структуры объема продаж;

-показатели  рыночных цен и тарифов (структура  рыночных цен, их динамика, ценовая  конкуренция);

-расчеты  влияния на величину объема  продаж розничной торговли основных  факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).

Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления рыночной экономики при анализе торговой деятельности число показателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и, в силу ненадобности, отдельные из них отмирают.

Выбор показателей требует от работников предприятий глубоких знаний тенденции и особенностей функционирования и развития потребительского рынка в стране и регионе, понимания главных и других целей развития деятельности предприятия, умения использовать возможности торговли в деле решения социально-экономических задач региона и повышения уровня жизни населения.

Особое внимание необходимо уделять изучению такого показателя, как удельный вес (доля) предприятия в обороте розничной торговли региона. Речь идет о роли предприятия на потребительском рынке. Каждое предприятие может оценивать свои успехи в конкурентной борьбе при устойчивой доле его в обороте розничной торговли региона или ее повышении. Этот показатель (долю предприятия на потребительском рынке региона) рассчитывают путем отношения фактического объема продаж предприятия или определенной товарной группы к соответствующему показателю в целом по региону.

На изменение объема продаж значительное влияние оказывают примененные ресурсы и показатели эффективности их использования.

Одним из определяющих факторов развития объема продаж является использование оборотных средств и величина устанавливаемых торговых наценок. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет соответственно увеличивать объем продаж или освобождать собственные оборотные средства и использовать их для развития других видов деятельности.

Значительное влияние на объем продаж оказывают такие экстенсивные факторы, как увеличение числа работников торговых залов (продавцов, кассиров и др.), увеличение торговых площадей за счет их реконструкции или пристройки помещений. Немаловажное значение имеет и использование таких интенсивных факторов, как повышение производительности труда, увеличение объема товарооборота с 1 м2 торговой площади, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Положительное влияние на объем продаж оказывает продолжительность работы магазинов (перевод их на круглосуточный график работы, без выходных, без перерывов на обед и т. д.).

В торговых предприятиях учитывают сложившуюся тенденцию изменения структуры оборота торговли. Для этого изучают характер изменения структуры объема продаж путем статистической обработки динамических рядов с использованием метода скользящей средней.

Особое внимание уделяется на ООО "Спецэлектромонтаж" изучению процесса расширения ассортимента товаров в розничной торговле. Необходимо отметить, что расширение ассортимента происходит на фоне сохраняющегося высокого уровня конкуренции.

Предприниматели, владельцы магазинов, менеджеры должны изучать также долю каждой товарной группы в общем объеме продаж или в составе агрегированной группы и тенденции ее изменения в динамике. Эти показатели отражают распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров и соотношения между объемами продажи отдельных товаров.

В магазинах примерно 20% ассортиментных групп составляют около 80% продаж. В связи с этим необходимо наиболее тщательно изучить состояние торговли этими товарами. Необходимо оценить, на какой стадии жизненного цикла они находятся. Предприятия систематически должны принимать меры по очищению ассортимента. Очень важно обеспечить замену или устранение неконкурентоспособного товара путем внедрения новых. Если решению этой проблемы не уделять необходимого внимания, то будет происходить расширение ассортимента и усиливаться давление через расходы на принятие мер по обновлению ассортимента.

Все более широкое распрастранение получают новые подходы к формированию торгового ассортимента. Так, дисконтные магазины предлагают ассортимент по низким ценам. Специализированные магазины формируют свой ассортимент по жизненным областям ("Все для дома", "Строим дом" и т. п.). В магазинах самообслуживания ассортимент включает простые товары, по которым покупателям не требуются консультации. Управление этими процессами на основе их анализа позволяет выявить резервы развития объема продаж.

Увеличение оборота розничной торговли возможно с помощью введения новой товарной группы и реализации ее населению таблица 3.1.

Таблица 3.1 - Расчет оборота розничной торговли с учетом новой товарной группы

Товарная группа

Средняя закупочная цена одной позиции

руб.

Торговая

надбавка %

Средняя цена реализации одной позиции руб.

Количество реализаций позиций товара в месяц

ОРТ по реализованным позициям за год

тыс. руб.

декоративно отделочные материалы

270

25%

337,5

847

3430,35


 

Товарная группа выбиралась на основе спроса покупателей на данную группу товаров и ее примерную реализацию в конкурирующих магазинах. Цена реализации и закупки выбиралась из средней цены одной единицы товара. В результате оборот розничной торговли увеличится на 3430,35 тыс. руб. Для ввода новой товарной группы также необходимо увеличить общую площадь магазина, что позволит в дальнейшем представить больший ассортимент и увеличить конкурентоспособность по сравнению с другими магазинами.

Ассортимент декоративно отделочных материалов, который будет представлен ООО "Спецэлектромонтаж" - краски, эмали, декоративная штукатурка, сухие смеси и др.

Показатель культуры обслуживания, по мнению покупателей, определяется отношением количества покупателей, давших отличную и хорошую оценки состояния культуры обслуживания в магазине к общему количеству покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания (Км):

, (70)

где Км – коэффициент культуры обслуживания, по мнению покупателей;

Мп – количество покупателей, давших отличную и хорошую оценки;

Мв – общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине.

Для выяснения мнения покупателей о культуре обслуживания в магазине ООО "Спецэлектромонтаж" было проведено небольшое исследование, в результате которого было опрошено 100 покупателей. Количество опрошенных, давших отличную и хорошую оценки культуре обслуживания в данном магазине, составляет 82 человек. Произведем расчет коэффициента культуры обслуживания, по мнению покупателей: 82/100 = 0,82.

Комплексный показатель оценки качества торгового обслуживания населения может определяться и по другой методике: он приравнивается к единице, а частные его показатели — к определенной доле единицы. По каждому частному показателю устанавливают максимальное и минимальное его значение. Специальная комиссия на основе результатов обследования деятельности магазина дает оценку каждому показателю качества торгового обслуживания населения, которые затем суммируются. Чем выше значимость обобщающего показателя (на основе суммирования частных коэффициентов-показателей), тем выше качество торгового обслуживания. Заканчивается анализ разработкой мер по повышению эффективности и качества обслуживания покупателей.

Сравнивая результаты торговой и другой деятельности однотипных предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 м2 торговой площади, на один рубль производственных основных средств, можно определить, насколько возрастет товарооборот торговых предприятий за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших из них. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения оборота розничной торговли за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных аналитических таблиц.

Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста