Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

– осуществление  процесса купли- продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;

– обеспечение  устойчивых конкурентных позиций при  решении коммерческих задач.

Предприятие плодотворно сотрудничает с местными производителями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Татарстан.

Основные  поставщики ООО ГТС «Фактория» представлены в таблице 16.

 

Таблица 16. – Поставщики продукции ООО ГТС «Фактория»

Поставщики продукции

Товарная группа

ООО «Молочные продукты»

Молочные товары

ООО «Фактор Плюс»

Кондитерские изделия 

ООО «Интерхолод- Т»

Мясные товары, рыбные товары

ОАО «Челны- Холод»

Мясные товары, рыбные товары

ООО «Счастливые времена»

Кондитерские изделия

ОАО «Татарское республиканское объединение  «Холод»

Мясные товары, рыбные товары

ООО «Химокам – Агро»

Колбасные изделия, сыры

ИП Парамонов В.Н.

Свежие овощи

ИП Фархутдинова М.Ш.

Быстрозамороженные товары

ООО «Торговый дом «Верта»

Товары бытовой химии 

ООО «Альянс»

Безалкогольные напитки

ООО «Милк- Трейд»

Молочные товары

ООО «Темле +»

Кондитерские изделия

ИП Сизов А.П.

Быстрозамороженные товары

ИП Шайдуллин М.Р.

Свежие плоды 

ООО «Молочный двор»

Молочные товары

ИП Иващенко В.И.

Картофель

ООО «Аир»

Плодоовощные товары

ООО «Раиф-1»

Безалкогольные напитки

ИП Семачева Л.В.

Быстрозамороженные продукты

ИП Султангареева А.Ф.

Мясные товары


 

Торговая  наценка в торговом предприятии не превышает 20-25%, в редких случаях 40-45%. Цены формируются под влиянием цен поставщиков, расходов на транспортные услуги, коммунальные услуги, а также в ходе анализа цен, действующих на рынке по продаже аналогичных товаров.

Ассортимент товаров, реализуемый торговыми  предприятиями ООО ГТС «Фактория» включает сотни наименований, среди которых товары первой необходимости, которые пользуются постоянным спросом у покупателей в сельской местности, согласно данным проведенного анкетирования.

Таким образом, ООО ГТС «Фактория» является оптимальным  торговым предприятием по возможности  организации розничной торговли в сельской местности. Для этой цели торговому предприятию ООО ГТС  «Фактория» рекомендуется организовать в сельской местности мелкорозничную торговую сеть, которая будет осуществлять свою деятельность через киоски, павильоны, передвижные трейлеры, автомагазины.

Третьим направлением по созданию условий для  лучшего обеспечения сельского  населения услугами в сфере общественного  питания является заключение договора по организации сети недорогих кафе и столовых с индивидуальным предпринимателем А.П. Сизовым, который занимается производством продуктов питания и организацией кафе в городе Нижнекамске и рабочем поселке Камские Поляны.

Торговому отделу Нижнекамского муниципального образования рекомендуется создать  условия для организации предприятий  общественного питания в сельской местности предпринимателем Сизовым А.П., к которым можно отнести низкую арендную плату торговых помещений, льготу при уплате за коммунальные платежи.

Одним из направлений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услуга в сфере розничной торговли является организация электронной коммерции. Электронная коммерция обозначает электронный способ ведения деловой активности с использованием информационных технологий и телекоммуникационных технологий. Но чаще всего под электронной коммерцией понимают процесс купли-продажи через Интернет товаров, услуг и информации, которые потом доставляются в основном традиционным способом.

Инфраструктура  электронной коммерции представляет собой, прежде всего компьютерную сеть, которая соединяет несколько компьютеров и другие электронные устройства с помощью средств телекоммуникаций. Это предоставляет пользователям возможность пользования информацией, хранящейся в различных местах, общение и сотрудничество друг с другом, не отходя от собственных компьютеров [47, с. 554].

Рассматривать электронную коммерцию можно  с точки зрения:

– осуществления  связей: электронная коммерция –  это способ доставки информации, товаров, услуг и платежей с помощью  телефонных линий, компьютерных сетей  или любых других электронных  средств;

– процесса бизнеса: электронная коммерция  – это технология, позволяющая  автоматизировать операции в бизнесе;

– услуг: электронная коммерция – инструмент, который позволяет компании, покупателям  и менеджерам уменьшить издержки, улучшить качество товаров и услуг  и ускорить доставку;

– времени: электронная коммерция позволяет  продавать и покупатель товары, услуги информацию в Интернет в режиме реального  времени (совершение сделок в течение 24 часов) онлайн.

Использование электронной коммерции на селе позволит заказывать необходимые покупателям  товары на сайте торговой компании ООО ГТС «Фактория», на котором будет размещен прайс-лист фирмы. В администрациях муниципальных образований имеется сеть Интернет, через которую жители данного населенного пункта могут заказывать себе товары. Можно это сделать также и через почтовые отделения связи или почтальонов, которые будут принимать заявки. Электронная коммерция является одним из самых перспективных способов развития торговли в сельской местности в настоящее время, особенно на товары, не пользующиеся постоянным спросом [48, с. 213].

Нами  было предложено четыре направления  по созданию условий для лучшего  обеспечения сельского населения  услугами в сфере торговли и общественного  питания – это:

– возрождение  на селе потребительской кооперации;

– развитие сети розничной торговли через сотрудничество с предприятием ООО ГТС «Фактория»;

– развитие сети предприятий общественного  питания через сотрудничество с  индивидуальным предпринимателем А.П. Сизовым;

– развитие электронной коммерции на селе.

Все эти  направления не будут развиваться  в сельской местности, пока администрация  муниципальных образований не будет  уделять должного внимания росту  заработной платы своих работников [49, с. 93]. При проведении анализа роста заработной платы мы видим следующую картину, представленную в таблице 17.

 

Таблица 17. – Среднемесячная заработная плата работников отраслей

народного хозяйства по Нижнекамскому муниципальному

образованию, рублей

 

2004

2005

2006

Промышленность

7264,1

9302,9

9400

Сельское хозяйство

2684,7

3373,0

4328,0


 

Из таблицы  видно, что ежегодно растет среднемесячная заработная плата работников сельского  хозяйства, но все же она остается намного ниже, чем заработная плата  работников промышленных предприятий. Так в 2006 году заработная плата работников сельского хозяйства была на 5072 рубля  или на 54% была меньше среднемесячной заработной платы работников промышленности. Пока будет такая большая разница  в заработной плате работников промышленных предприятий и сельского хозяйства, покупательская способность сельского  населения будет очень низкая и по этой причине предприниматели не будут заинтересованы в развитии сферы торговли и общественного питания.

Таким образом, одним из важных направлений создания условий для лучшего обеспечения  сельского населения услугами в  сфере торговли и общественного  питания является достойная заработная плата работников сельского хозяйства  и над решением этой задачи должны работать руководители муниципальных  образований в сельской местности.

 

Заключение

 

Местное самоуправление – конституционно закрепленная форма самостоятельного решения  населением и его выборными органами экономический вопросов местного значения, осуществляемая в городских и  сельских поселениях; управление муниципальной  собственностью, местным бюджетом, местными налогами и сборами; охраной  общественного порядка.

Сельское  самоуправление занимает особое место  в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение представляет собой  сложную социально-экономическую  структуру. Основными задачами муниципального управления в сельской местности показаны являются:

– поддержка  сельскохозяйственного потребителя;

– регулирование  землепользования;

– содержание и развитие инженерной инфраструктуры и сферы обслуживания;

– содержание и развитие социальной сферы;

– развитие экономической и финансовой базы сельских поселений;

– улучшение  обеспечения населения соответствующими услугами и т.д.

Проводившееся в последнее десятилетие в  России рыночные реформы и преобразования привели к хронической запущенности и усугублению социальных проблем. Изменения последнего десятилетия  в уровне и качестве жизни населения  переросли в острейшие социально-экономические  и демографические проблемы. Среди них в первую очередь можно назвать следующие:

– деформацию репродуктивных процессов в стране: снижение рождаемости при смертности населения, негативные изменения в  младенческой и детской смертности, катастрофическое снижение ожидаемой  продолжительности жизни, высокая  смертность мужчин и т.д.:

– значительные масштабы безработицы при чрезвычайно  высоких значениях продолжительности  поиска работы;

– беспрецедентную  дифференциацию условий жизни различных  социальных слоев и групп населения;

– деградацию системы социального обеспечения и разрушение социальной сферы;

– ухудшение  качественных характеристик человеческого  потенциала.

Особенно  эти изменения касаются сельской местности.

Для решения  этих проблем органам местного самоуправления муниципальных районов и частично сельских поселений отведена роль инструмента  реализации федеральных и региональных программ развития агропромышленного  комплекса. Муниципальные сельские программы разрабатываются с  учетом положений федеральных и  региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию  агропромышленного комплекса. При  разработке и реализации программ муниципальное  образование взаимодействует с  предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные  и обслуживающие процессы в единой системе производству сельскохозяйственных товаров.

Государственное регулирование деятельности торговых предприятий является составным  элементом рыночной системы хозяйствования. Целями государственного регулирования  является создание условий для укрепления и развития бизнеса в торговле. Необходимость государственного регулирования  обусловливается ролью отрасли в системе хозяйственных связей. Торговля не только обеспечивает удовлетворение потребности населения в товарах и услугах, но и является важным источником формирования доходной части бюджета страны, способствует реализации рыночного механизма хозяйствования.

В работе проведен анализ деятельности Министерства торговли и внешнеэкономических  связей Российской Федерации. Изучены  его функции, полномочия и структура управления. В ходе анализа было выявлено, что за период с 2001 по 2005 год в России ежегодно растет розничный товарооборот и оборот предприятий общественного питания. Так за анализируемый период он розничный товарооборот возрос на 238%, а оборот предприятий общественного питания на 291%. Ежегодно растет оборот на душу населения, развивается частная торговля, предприятия торговли в основном реализуют товары отечественного производства. Все это положительно сказывается на уровне жизни населения страны.

В проведен анализа деятельности Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, изучены его  функции и задачи. В ходе анализа  было выявлено, что за анализируемый  период в Республике Татарстан ежегодно растет оборот розничной торговли с 44815 миллионов рублей в 2001 году до 121737 миллионов рублей в 2005 году, или произошел  рост на 171,65%; также 231,14% увеличился оборот предприятий общественного питания. В республике в структуре оборота  увеличивается доля продовольственных  товаров, также быстрыми темпами  развивается негосударственная  торговля.

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания