Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
Проводя анализ розничной торговли на душу населения, мы видим, что в Российской Федерации ежегодно увеличивается потребление товаров с 16162 рубля в 2001 году до 39230 рублей в 2005 году. Фактический рост составил 23098 рублей или 41,2%.
Далее изучим распределение оборота розничной торговли по формам собственности [23].
Таблица 6. – Распределение оборота розничной торговли по формам
собственности
Годы |
Государственная и муниципальная собственность |
Частная собственность |
Другие формы собственности |
Миллионов рублей | |||
2001 |
98689 |
1949848 |
303737 |
2002 |
116945 |
2593700 |
359369 |
2003 |
132176 |
3236956 |
396232 |
2004 |
140904 |
3911350 |
474889 |
2005 |
149529 |
4835459 |
612715 |
В процентах от общего оборота розничной торговли | |||
2001 |
4,2 |
82,9 |
12,9 |
2002 |
3,8 |
84,5 |
11,7 |
2003 |
3,5 |
86,0 |
10,5 |
2004 |
3,1 |
86,4 |
10,5 |
2005 |
2,7 |
86,4 |
10,9 |
Проводя анализ
распределения оборота
Так в 2001 году на
нее приходится 1949848 миллионов рублей,
а в 2005 году уже 4835459 миллионов рублей,
произошел рост на 148%. В 2005 году на частную
собственность приходится 86,4% всего
оборота розничной торговли, на другие
формы собственности – 10,9%, а на
государственную и
Развитие частной торговли является положительным моментом в развитии экономики, так как увеличиваются рабочие места, сокращается расходы на аппарат управления, а связи с этим издержки обращения, что положительно сказывается на ценовой политике торгового предприятия [23].
На рисунке 6 показан график роста товарооборота розничной торговли Российской Федерации по формам собственности за 2001-2005 года.
Рисунок 6. – График роста товарооборота розничной торговли
Российской Федерации по формам собственности за 2001-2005 года
Таблица 7. – Структура товарных ресурсов для обеспечения оборота
розничной торговли
Годы |
Товарные ресурсы оборота розничной торговли – всего |
В том числе за счет | |
Собственного производства |
Поступлений по импорту | ||
2001 |
100 |
60 |
40 |
2002 |
100 |
59 |
41 |
2003 |
100 |
59 |
41 |
2004 |
100 |
57 |
43 |
2005 |
100 |
57 |
43 |
Проводя
анализ структуры товарных ресурсов
для обеспечения розничной
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного
питания в РТ
Министерство торговли и
внешнеэкономического сотрудничества
Республики Татарстан (далее – Министерство)
является республиканским исполнительным
органом государственной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим
управление в сфере международных и внешнеэкономических
связей с субъектами иностранных федеративных
государств, административно-
Министерство
в пределах своей компетенции
осуществляет взаимодействие с предприятиями,
учреждениями и организациями независимо
от их организационно-правовой формы
и ведомственной принадлежности
в установленных видах
Министерство
руководствуется в своей
На Министерство возлагаются следующие основные задачи:
– совершенствование и развитие внешнеэкономических связей Республики Татарстан, улучшение их количественных и качественных параметров, обеспечение условий для эффективного вовлечения экономического комплекса республики в систему мирового разделения труда, оптимизация структуры внешнеторгового оборота;
– продвижение
продукции предприятий
– привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан.
Министерство несет
1 Управление
внешнеэкономической
– координация деятельности представительств и торговых домов Республики Татарстан;
– поддержка экономических, информационных и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
2 Управление
взаимодействием органов
3 Регулирование
обеспеченности внутреннего
4 Управление
взаимодействием органов
Министерство в пределах своей компетенции взаимодействует с:
– Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан при осуществлении следующих функций:
1 социально-экономическое программирование;
2 управление
развитием инвестиционной
– Министерством информатизации и связи Республики Татарстан при осуществлении функции управления информатизацией;
– Министерством финансов Республики Татарстан при осуществлении функции управления бюджетным процессом (бюджет Республики Татарстан и государственных внебюджетных фондов.
Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
– реализует основные принципы
государственной политики в области
международных, внешнеэкономических
и межрегиональных связей, в том
числе реализует
– реализует государственную политику привлечения иностранных инвестиций, их размещения на территории Республики Татарстан, организует разработку мер по стимулированию инвестиционной активности, осуществляет изучение спроса на инвестиции, в том числе:
– разрабатывает
совместно с заинтересованными
исполнительными органами государственной
власти государственные прогнозы развития
внешнеэкономической
– разрабатывает
проекты республиканских
– обеспечивает заключение
соглашений Республики Татарстан об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей с субъектами
иностранных федеративных государств,
административно-
– осуществляет экономический анализ деятельности торговых домов, представительств Республики Татарстан в странах дальнего и ближнего зарубежья, субъектах Российской Федерации;
– осуществляет обеспечение
представительской деятельности Республики
Татарстан в иностранных
– обеспечивает
взаимодействие с уполномоченными
федеральными органами по осуществлению
поддержки республиканских
– обеспечивает заключение межведомственных соглашений и договоров о внешнеторговом сотрудничестве;
– взаимодействует с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам участия предприятий Республики Татарстан в госзакупках и оказывает содействие предприятиям, в том числе малым и средним, в участии в конкурсных закупках в регионах Российской Федерации;
– осуществляет согласование открытия представительств с соответствующими федеральными органами;
– оказывает
поддержку республиканским
– разрабатывает
с участием других республиканских
органов исполнительной власти предложения
о поддержке промышленного
– организует работу по созданию благоприятных условий для доступа республиканских товаров и услуг на внешний и внутренний рынки;
– разрабатывает
меры государственной поддержки
продвижения продукции
– оказывает содействие продвижению республиканской продукции на рынки российских регионов, разрабатывает комплекс мер по защите и государственной поддержке республиканских производителей на российских рынках, разрабатывает программы товарообменных операций для предприятий малого предпринимательства;
– участвует
в организации международных
торгово-промышленных выставок, ярмарок,
семинаров в Республике Татарстан,
а также республиканских
– производит
анализ товарных балансов внутреннего
рынка и организует работу по продвижению
продукции республиканских
– осуществляет
мониторинг насыщения внутреннего
республиканского рынка товарами и
услугами, оказывает содействие в
организации оптимальных
Министерство для выполнения своих функций имеет право:
– запрашивать в порядке, установленном нормативными актами Республики Татарстан, у органов исполнительной власти Республики Татарстан, учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц и получать бесплатную информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления функций, возложенных на Министерство;
– осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами, учреждениями обязательств Республики Татарстан по межправительственным соглашениям о торгово-экономическом сотрудничестве;
– представлять в установленном порядке особо отличившихся работников отрасли к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Татарстан;
– участвовать по поручению Кабинета Министров Республики Татарстан в работе российских частей межправительственных комиссий, межрегиональных ассоциаций, международных экономических организаций и др.
Полномочия Министерства при выполнении функций контроля регламентируются действующим законодательством.
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан.
Министр
– осуществляет общее руководство
деятельностью Министерства на основе
единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных
на Министерство функций; утверждает положения
о структурных подразделениях Министерства,
назначает на должность, освобождает
от должности работников Министерства,
распределяет обязанности между
заместителями министра; представляет
в Правительство Республики Татарстан
для утверждения кандидатуры
торгово-экономических