Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
Потребительский
рынок Республики Татарстан характеризуется
стабильностью и высокой
Около 30% зарегистрированных хозяйствующих субъектов в республике Татарстан приходится на сферу торговли, общественного питания и потребительских услуг. По состоянию на 1 января 2005 года в отраслевом реестре числится 22667 хозяйствующих субъектов, занятых в торговле и общественном питании, и 2322 субъекта в сфере бытового обслуживания. За 2004 год их количество увеличилось на 9,7% в общественном питании и торговле и на 3,4% в сфере бытового обслуживания. Удельный вес розничной торговли и общественного питания составляет около 13% совокупного внутреннего регионального продукта республики [26, с. 30].
В течение последних пяти лет Татарстан занимает второе место после Республики Башкортостан среди регионов Приволжского Федерального округа по темпам роста оборота розничной торговли, которая является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики республики. Сумма реализации потребительских товаров жителям республики в 2004 году составила 118,1 миллиардов рублей, что на 13,3% превышает аналогичный показатель предыдущего года в сопоставимой оценке. Такая положительная динамика наблюдается практически во всех городах и районах республики. По сравнению с другими регионами Приволжского Федерального округа Татарстан находится на третьем месте по уровню денежных доходов на душу населения, уступая Самарским и Пермским областям.
На протяжении последнего десятилетия в структуре оборота розничной торговли преимущественную долю занимают продовольственные товары. В то же время, начиная с 2001 года, в структуре продаж наметилась устойчивая тенденция увеличения доли непродовольственной группы товаров. По итогам 2004 года удельный вес продовольственных товаров в общем объеме реализации составил 52,4%, непродовольственных – 47,6%. Увеличение доли последних обусловлено ростом доходов населения и может свидетельствовать о повышения качества жизни.
Необходимо заметить, что в обороте розничной торговли непродовольственными товарами отмечается ежегодное увеличение удельного веса продажи товаров в кредит. Наиболее успешное развитие потребительского кредитования наблюдается в городах республики, на долю которых приходится 96% всех выданных кредитов. Что касается районов республики, то здесь пока не наблюдается бурного роста популярности потребительского кредитования. Вместе с тем в настоящее время наметилась тенденция продвижения в районы таких торговых сетей, как «Эльдорадо», «Домо», «Александр ЛТД» и других представителей торговли непродовольственными товарами, в частности бытовой техники. Позитивное развитие инфраструктуры потребительского рынка Республики Татарстан оказало положительное влияние на успешное выполнение программ развития отрасли в городах и районах республики. Существенно изменился и рейтинг инвестиционной привлекательности республики. В настоящее время РТ входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России. Интерес инвесторов к значительным вложениям в торговлю республики объясняется динамичностью ее развития, стабильностью ее экономической политики и соблюдением обязательств перед инвесторами [26, с. 35].
Министерством торговли и внешнеэкономического развития Республики Татарстан проводится большая работа по привлечению в сферу торговли иностранных компаний. Результатом этого явилась инвестиции таких крупных зарубежных и российских торговых операторов, как «Рамстор», ООО «Раменка» (Турция), «Икеа» (Швеция), центр оптовой торговли «Метро Кеш энд керри» (Германия), «Перекресток». Проводимая ими политика в регионе способствует развитию местных товаропроизводителей и реализации через сеть конкурентоспособных республиканских товаров.
Анализ развития инфраструктуры потребительского рынка показывает, что с приходом зарубежных и крупных российских торговых операторов произошли существенные изменения в сфере организации торговли. Конкуренция в торговле позволила намного улучшить уровень обслуживания клиентов, предоставив покупателю право выбора не только товаров, но и услуг в торговых предприятиях различного формата.
Однако,
несмотря на позитивные тенденции развития,
серьезной проблемой
Такая ситуация обусловлена двумя основными причинами – низкой платежеспособностью населения и удовлетворением значительной части их потребностей в продуктах питания за счет личных подсобных хозяйств. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на то, что торговая инфраструктура развивается на селе более низкими темпами, чем в городах. В связи с этим, важным направлением развития потребительского рынка должно стать улучшение торгового обслуживания жителей сельской местности, преимущественно за счет привлечения частного капитала. Источниками формирования товарных ресурсов являются поставки предприятий промышленности Республики Татарстан, Российской Федерации, а так же импорт. С целью выявления соотношения на рынке собственной и завозной продукции министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ проводились мониторинги по основным группам товаров. Для стимулирования деятельности республиканских предприятий в плане повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг организуются ежегодные конкурсы «Лучшие товары Республики Татарстан».
Все это, в определенной степени, позволило довести долю республиканских товаров на потребительском рынке до 60%. Товары производства предприятий Российской Федерации составляют 28%, импортируемые – 12%.
По непродовольственным товарам ситуация несколько иная. Продукция республиканского производителя занимает менее 20%, Российской Федерации – около 50% и импортируемая – порядка 30%.
В целом, Республика Татарстан за счет местного производства обеспечивает себя основными видами продовольствия. В основном предприятия торговли завозят те товары, которые не производятся или производятся в недостаточном объеме собственными предприятиями.
Среди непродовольственных товаров это традиционно ткани, телевидеоаппаратура, телефонные аппараты, электролампочки и другие. Из продуктов питания и других продовольственных товаров завозят мясопродукты, рис, чай, кондитерские и макаронные изделия, масло растительное, а также вино и коньяк.
Как известно,
существует несколько основных каналов
розничных продаж товаров. Среди
них супермаркеты, магазины, павильоны,
продовольственные и
В республике довольно успешно развивается отрасль общественного питания. По объему оборота общественного питания Республика Татарстан занимает первое место среди регионов Приволжского Федерального округа.
Для столицы республики наметилась положительная тенденция по открытию концептуальных ресторанов и кафе. Сегодня потребители республики имеют возможность выбора кафе, ресторанов, баров, специализирующиеся на русской, татарской, европейской, китайской, японской, итальянской, французской, грузинской и кухнях других народов мира. Проблемой является отсутствие компаний организующих выездное обслуживание населения на качественном новом уровне. Очень популярными на сегодняшний день являются летние кафе, которые создают дополнительные рабочие места.
Как и
в любом регионе России, так
и в Татарстан испытывает дефицит
профессионального персонала. Данная
проблема особенно остро стоит в
связи с празднованием
Одним из направлений решения данной проблемы является усиление практической полготовки специалистов, освоение в процессе обучения специфики будущего места работы, что позволит сократить срок адаптации работы молодых специалистов после окончания учебного заведения. Ориентация на конкретное производство к месту будущей работы позволит усилить заинтересованность студентов. Отрабатываемая в вузе система управления качеством подготовки специалистов с учетом требований работодателей – потребителей «продукции» университета – позволяет оперативно реагировать на изменение требований специалистов, в том числе для малого и среднего бизнеса.
В экономическом развитии Республики Татарстан последних лет прослеживаются устойчивые положительные тенденции. Так, с 1998 по 2004 год среднегодовые темпы прироста объемов товарной продукции составляли 6,1%.
Доля Республики Татарстан в промышленном производстве Российской Федерации в 2004 г. составила, по оценкам, 3,1%.
По объему произведенной промышленной продукции в 2004 году Республика Татарстан заняла восьмое место в Российской Федерации после Тюменской области, г. Москвы, Свердловской, Самарской, Московской, Челябинской областей и Республики Башкортостан [27].
На потребительском рынке республики сохранялись стабильность, высокие темпы роста оборота розничной торговли и общественного питания, торговая инфраструктура продолжала развиваться.
Динамичное развитие торговой инфраструктуры на фоне роста денежных доходов населения нашло отражение в высоких темпах роста оборота розничной торговли и общественного питания.
Таблица 9. – Основные показатели торговли (миллионов рублей)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Оборот розничной торговли |
44815 |
61218 |
74577 |
96970 |
121737 |
Оборот общественного питания |
2367 |
4231 |
5351 |
6549 |
7838 |
Анализируя основные показатели торговли Республики Татарстан, можно увидеть следующую картину – в республике ежегодно растет оборот розничной торговли с 44815 миллиона рублей в 2001 году до 121737 миллиона рублей в 2005 году, или произошел рост на 171,65%; также 231,14% увеличился оборот предприятий общественного питания.
Более наглядно
рост оборота розничной торговли
и общественного питания
Согласно
графику видна следующая
Рисунок 7. – Динамика роста розничного оборота и оборота
общественного питания
Таблица 10. – Распределение оборота розничной торговли по формам
собственности
Годы |
Негосударственная собственность |
Государственная собственность |
Миллионов рублей | ||
2001 |
41803,5 |
3011,3 |
2002 |
57428,6 |
3789,8 |
2003 |
71396,6 |
3180,2 |
2004 |
94148,9 |
2820,9 |
2005 |
118878,9 |
2857,7 |
В процентах | ||
2001 |
93 |
7 |
2002 |
94 |
6 |
2003 |
96 |
4 |
2004 |
97 |
3 |
2005 |
98 |
2 |
Проводя
анализ распределения оборота
Рисунок 8. – График роста товарооборота розничной торговли
Республики Татарстан по формам собственности за 2001-2005 года
Проанализируем товарную структуру оборота розничной торговли Республики Татарстан за 2001-2005 года
Таблица 11. – Товарная структура оборота розничной торговли
(миллионов рублей)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Все товары |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольственные |
56 |
57 |
55 |
55 |
52 |
Непродовольственные |
44 |
43 |
45 |
45 |
48 |
Проводя
анализ товарной структуры розничной
торговли Республики Татарстан за 2001-2005
года можно сказать, что в структуре
оборота преобладают
Проводя анализ предприятий розничной торговли можно сделать вывод, что за период с 2003 по 2005 года в республике ежегодно уменьшается количество предприятий и объектов розничной торговли с 5150 до 4010, это связано с укрупнением предприятий торговли. В тоже за анализируемый период произошел рост числа предприятий общественного питания с 853 в 2003 году до 892 в 2005 году, за этот период также возросло число посадочных мест на 10000 населения с 161 до 196 мест.