Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
Актуальность
вопросов данной проблемы диктуется
запросами практики, обусловленные
усилившимся в наши дни коллективным
характером человеческой деятельности
и актуальными проблемами эффективности
управления органов местного самоуправления,
регуляции развертывающихся отношений
между населением и чиновниками,
использования нравственных и воспитательных
действий. Учитывая возросшую активность
муниципальных образований в
самостоятельном регулировании
торгово-хозяйственной
Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Поэтому создание условий для обеспечения жителей г. Нижнекамска и Нижнекамского района услугами торговли является важной задачей в муниципальном управлении.
Проведем
социологический опрос
– определение
влияние материальных условий на
возникновение проблем у
– исследование
социально-экономическую
– выявление основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных образований и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных образований;
– рассмотрение
возможность улучшения
Целью исследования являлось на основе данных социологического исследования выработать рекомендации по созданию благоприятных социально – экономических условий, правовых гарантий, способных улучшить координацию деятельности предприятий, учреждений и иных организаций и обеспечить население потребительскими услугами и услугами в сфере торговли.
3. Предложение и рекомендации по улучшению организации
торговли и общественного
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
торговля общественное питание сельская местность
Сегодня, в двадцать первом веке, розничная торговля становится все более динамичной и высококонкурентной бизнес – зоной. В мировой практике розничной торговли постоянно происходят изменения и делаются все новые шаги, нацеленные на сохранение постоянных клиентов и приобретение новых. Главной задачей розничного торгового бизнеса в настоящее время является формирование лояльных клиентов. Действия в этой области разнообразны – нет единственного верного пути «ведения» торгового бизнеса, как нет предписаний или свода правил, гарантирующих успех. Есть только философия и концепция, определенный тип мышления и нацеленность на деятельность, направленную на потребителей и рынок. Для претворения этой цели необходимо выработать стратегию развития розничного торгового предприятия. Стратегия – это процесс, согласно которому организация осуществляет свои бизнес – задачи и реализует бизнес – стратегию. Данная стратегия будет осуществимой, если будет отвечать трем ключевым, решающим элементам всех рыночных ситуаций:
– конкурентной рыночной среде, в которой развивается деятельность;
– клиентам, на которых нацелена торговая деятельность;
– возможностям и способностям торгового предпринимателя заниматься этой деятельностью [36, с. 89].
Конкурентная рыночная среда включает в себя внешние неконтролируемые факторы, влияющие на розничного продавца в принятии торговых решений и ведении дел. Рыночная среда может быть разделена на «макросреду» и «микросреду».
Макросреда состоит из крупных социальных сил, влияющих на весь рынок – политических, экономических, социальных, культурных, этических и технологических.
Микросреда состоит из сил, которые влияют на способность компании соответствовать нуждам и потребностям потребителей – это товары/ рынок, выбранные компанией, ее клиенты, поставщики, конкуренты, контактные аудитории и прочее. Для розничного продавца анализ факторов микросреды необходим для решения задач, связанных с тем, насколько крупной должна быть компания, чтобы извлечь выгоду из увеличения масштабов бизнеса и преуспеть на фоне общего числа конкурентов, в то же время, оставаясь чуткой к нуждам потребителей.
Макросреда. Одним из традиционных способов определения внешней среды является изучение четырех основных составляющих компонентов:
– политических и юридических факторов;
– экономических факторов;
– социальных и культурных факторов;
– технологических факторов.
Каждой организации розничной торговли крайне важно вести постоянный контроль за факторами макросреды, постоянно отслеживая и оценивая потенциальный эффект изменений. При этом крайне важно научиться предвидеть возможные изменения тех или иных факторов макросреды с тем, чтобы заранее предпринять необходимые меры.
Политическая
среда включает все действия правительства,
влияющие на розничный бизнес, что
может происходить как
Экономическая среда. Экономические аспекты влияют на бизнес вообще и на розничную торговлю в частности по двум направлениям. Во-первых, посредством влияния валового дохода и темпов инфляции на расходы потребителей; во-вторых, через налоги, арендные ставки, затраты на заработную плату работников и прочие расходы, связанные с ведением розничного бизнеса.
Экономические
аспекты не сводятся только к местной
экономической среде, в которой
существует магазин розничной торговли.
Глобализация розничного бизнеса посредством
системы электронной коммерции
привела к тому, что международная
конкуренция, в основном основанная
на ценовой политике, сегодня присуща
большинству рынков. Для некоторых
розничных предприятий
Социокультура. Одной из важнейших тенденций общемирового масштаба является «старение» населения, и этот демографический сдвиг создает новые возможности для одних розничных предприятий и угрожает другим. Увеличение многоэтничности привело к потреблению большого числа экзотических продуктов. Компании не успевшие предугадать изменения во вкусах и пожеланиях потребителей, остаются позади. Это прекрасно понимают продавцы модной одежды, делающие все, чтобы предвидеть моду на цвета и стили, и старающиеся скорее формировать тенденции, чем следовать запросам потребителей.
В качестве
яркой иллюстрации
– рост самоуважения россиян и осознания собственного достоинства;
– россияне все больше заботятся об общем качестве жизни;
– увеличение
темпа жизни привело к
– улучшение жилищных условий обеспечивает появление специальных мест для хранения запасов;
– распространение
западного стиля жизни и
Система
вышеперечисленных социально-
Технологическая
среда. Развитие технологии часто приводит
к «революционным»
В то время
как появление электронной
Появление
пластиковых карточек положительно
повлияло на стратегическом развитии
торгового маркетинга. Значительный
прогресс в технологиях производства
быстрозамороженных продуктов питания
сделал возможным расширить
Микросреда.
Микросреда включает в себя силы, ближайшие
к компании, которые определяют ее
способность соответствовать
На розничного предпринимателя воздействует огромное количество факторов внешнего влияния, начиная с прямой или косвенной конкуренции и заканчивая финансовыми учреждениями и акционерами, которые могут, используя свою силу, ограничивать деятельность компании.
Рисунок 10. – Модель пяти движущих сил конкуренции М. Портера
Наиболее
разумной стратегией для сегодняшних
розничных предпринимателей является
мирное сосуществование с
Наиболее
разумной стратегией для сегодняшних
розничных предпринимателей является
мирное сосуществование с
Розничные предприниматели строят свои бизнес – стратегии на новых способах завоевания и, что самое главное, удерживании клиентов – необходимо непрерывно развивать постоянный контингент своих клиентов и поощрять покупателей к как можно более частому общению с ним.
Имидж законопослушного гражданина положительно сказывается на торговом бизнесе. Финансовая помощь местным благотворительным организациям или предоставление средств на проведение благотворительных мероприятий способствуют созданию хорошей репутации компании и формированию позитивных связей с общественностью при весьма небольших затратах.
Поставщики
являются инициаторами нововведений,
несмотря на то, что именно розничным
предпринимателям, более близким
к конечному потребителю, наилучшим
образом удается выявить
Особую
роль в достижении рыночных целей
в торговой деятельности отводится
персоналу предприятия. Сегодня
необходим внутрифирменный
– применение маркетинговых технологий при построении необходимых для успешной работы розничного предприятия отношений с работниками;
– использование технологий, обеспечивающих необходимое знакомство с персоналом, а также средств связи и стимулировании в целях быстрого и своевременного донесения до своего персонала компании корпоративных целей, стратегией, планов и другой необходимой информации;
– распространение концепции частично занятого работника и формирование его лояльности к компании [38, с. 84].
Влияние покупателей на розничный бизнес очевидно: нет покупателя – нет бизнеса. Покупателя необходимо привлечь в магазин, а затем побудить его к покупке. Если клиенты будут довольны, они придут за покупкой и в следующий раз, а также расскажут своим друзьям и знакомым об этом магазине: хорошая слава гораздо дороже оплаченной рекламы. Если клиент остался недоволен – в этом случае он непременно расскажет об этом друзьям или даже свяжется с одной из программ по защите прав потребителей или журналом. Было подсчитано, что недовольный покупателей рассказывает от 10 до 20 людям о своем неудачном опыте. Такая антиреклама крайне губительна, поэтому необходимо идти навстречу клиенту до того, как негативная информация распространится. Для успешной торговли требуется значительное количество постоянных клиентов и розничный маркетинг должен ориентироваться на достижение этой цели.