Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
10 развитие
разнообразной торговой
Многообразные
и сложные поставленные задачи требуют
своего решения на таком уровне управления,
которое в состоянии их реализовать.
Только при условии рационального
разделения прав и обязанностей между
верхними и нижними этажами
Важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. Органы контроля осуществляют свою деятельность по искоренению негативных проявлений в этой сфере.
Исходя
из специфики торговых предприятий,
деятельность которых в основном
осуществляется на конкретной территории
для удовлетворения потребностей ее
населения, государственное регулирование
торговли ориентировано на четкое разграничение
компетенции федеральных и
В настоящее
время продолжается формирование правовой
базы для осуществления торговой
деятельности самостоятельно работающих
хозяйствующих субъектов в
Правовое
обеспечение деятельности торговли
в настоящее время не имеет
единого нормативно-правового
Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической среде, что в свою очередь предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.
Таким образом,
муниципальное управление – это
управление социальными общностями
на основе территориального принципа.
Целью муниципального управления является
обеспечение оптимальных
Главной целью управления потребительским рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных предпринимательских структур и муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами.
2. Оценка системы управления по обеспечению сельского
населения услугами торговли и общественного питания
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и
общественного питания в РФ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 года №443 было утверждено положение о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации [20].
Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере анализа
и прогнозирования социально-
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации осуществляет
свою деятельность непосредственно
и через свои территориальные
органы во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными
Министерство торговли и внешнеэкономических связей осуществляет:
– мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;
– разработку
государственных прогнозов
– подготовку
заключений по проектам нормативных
актов, регулирующих отношения субъектов
предпринимательской
– регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи, а также в установленном порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;
– координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;
– формирование мобилизационных планов экономики, разработку принципов управления экономикой в условиях военного времени;
– формирование проекта государственного оборонного заказа;
– подготовку
в установленном порядке
– проведение
расследований, предшествующих введению
специальных защитных, антидемпинговых
или компенсационных мер в
отношении импорта товаров, подготовку
и представление в
– государственное
бронирование важнейших видов материально-
– руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах и др. [21].
Министерство торговли и внешнеэкономических связей:
– вносит предложения о распределении объема государственных капитальных вложений по государственным заказчикам в соответствии с основными параметрами федерального бюджета на очередной год, одобренными Правительством Российской Федерации;
– проводит
в установленном порядке
– обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
– осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций и др.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
– запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
– учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
– осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Министерства;
– привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
– создавать
координационные и
Приведем анализ развития розничной торговли и общественного питания по Российской Федерации за 2001-2005 года [22].
Таблица 3. – Оборот розничной торговли и общественного питания
Годы |
Розничная торговля |
Общественное питание | ||
Миллионов руб. |
В процентах к предыдущему году |
Миллионов руб. |
В процентах к предыдущему году | |
2001 |
2352274 |
109,0 |
81329 |
109,1 |
2002 |
3070014 |
111,0 |
113717 |
108,6 |
2003 |
3765364 |
109,3 |
148355 |
106,3 |
2004 |
4529293 |
108,8 |
187295 |
106,3 |
2005 |
5597703 |
112,5 |
236960 |
110,1 |
Данные
таблицы 3 говорят о том, что в
Российской Федерации ежегодно увеличивается
розничный товарооборот и оборот
предприятий общественного
Рисунок 5. – Динамика роста розничного товарооборота и оборота
общественного питания
Проанализируем оборот розничной торговли по регионам Российской Федерации [22].
Таблица 4. – Оборот розничной торговли по регионам Российской
Федерации (миллионов рублей)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Российская Федерация |
2352274 |
3070014 |
3765364 |
4529293 |
5597703 |
Центральный Федеральный округ |
995587 |
1282054 |
1520701 |
1774813 |
2162416 |
Северо-Западный Федеральный округ |
21612 |
283980 |
349209 |
411327 |
502974 |
Южный Федеральный округ |
231208 |
304795 |
391606 |
486520 |
618685 |
Приволжский Федеральный округ |
387424 |
502358 |
620259 |
755327 |
940792 |
Уральский Федеральный округ |
170163 |
231655 |
298638 |
381196 |
487826 |
Сибирский Федеральный округ |
257688 |
339771 |
429810 |
528961 |
653429 |
Дальневосточный Федеральный округ |
97588 |
125402 |
155140 |
191149 |
231580 |
Как видно из
таблицы, все регионы Российской
Федерации развиваются
Проанализируем
динамику оборота розничной торговли
на душу населения, в том числе
продовольственных и
Таблица 5. – Оборот розничной торговли на душу населения
Годы |
Рублей |
В процентах к предыдущему году | |||||
Всего |
Продовольствен-ные товары |
Непродовольс-твенные товары |
Всего |
Продовольствен-ные товары |
Непродовольст-венные товары | ||
2001 |
16162 |
7511 |
8651 |
109,4 |
107,9 |
110,9 | |
2002 |
21181 |
9775 |
11406 |
111,4 |
108,1 |
114,4 | |
2003 |
26109 |
12162 |
13947 |
109,9 |
110,7 |
109,2 | |
2004 |
31573 |
14581 |
16992 |
109,3 |
108,3 |
110,3 | |
2005 |
39230 |
17916 |
21314 |
113,1 |
111,0 |
115,0 |