Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
Большинство
сельскохозяйственных угодий России находятся
в зоне рискованного землевладения
с относительно низкими среднегодовыми
температурами и недостаточной
увлажненностью почвы. Это предполагает
соблюдение особых требований к культуре
хозяйствования в агропромышленном
комплексе для формирования его
конкурентных преимуществ. В условиях
плановой экономики в основном были
задействованы только экстенсивные
факторы роста: вовлечение в оборот
новых земель, увеличение выпуска
сельскохозяйственной техники, привлечение
трудовых ресурсов из других отраслей
народного хозяйства для
В 1990-х годах сельскохозяйственное производство в России пережило жесточайший экономический кризис, связанный со сменой форм собственности, распадом колхозов и совхозов и заменой их на акционерные общества и другие формы хозяйствования, в т.ч. фермерского. Этому процессу сопутствовали резкое сокращение государственное финансирования и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им ресурсов (техника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и др.). Аграрная экономика во все большей степени стала превращаться в биполярную структуру, на одном полюсе которой сосредоточились предприятия, обеспечивающие экономический рост и прибыль, а на другом – деградирующие, убыточные. Большинство сельских товаропроизводителей продолжают накапливать долги и не имеют ресурсов не только для технологического обновления производства, но и для приостановки его дальнейшего деградации.
После дефолта
1998 года в агропромышленном комплексе
начался экономический рост. Девальвация
рубля позволила на время ослабить
давление импорта продовольствия на
отечественных
Главные
задачи государственного регулирования
Агропромышленного комплекса (АПК)
– совершенствование
Структурная
политика государства в аграрной
сфере предусматривает переход
земли и имущества к
– вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель;
– обеспечение прав владельцев земельных угодий;
– создание общих институциональных условий развития сельского хозяйства, в частности правил реорганизации и функционирования сельскохозяйственных предприятий и семейных хозяйств;
– увеличение государственной поддержки аграрного сектора;
– устранение диспаритета цен в обмене сельского хозяйства с промышленностью;
– осуществление программ реорганизации, реструктуризации, реконструкции и модернизации в целях повышения конкурентоспособности АПК;
– рост занятости сельского населения, повышение уровня оплаты труда и профессиональной подготовки управленческого и производственного персонала;
– стимулирование эффективной работы в низовых производственных единицах интегрированных агропромышленных формирований;
– развитие механизма взаимодействия агрофирмы и агрохолдингов с региональными и муниципальными органами управления АПК;
– повышение уровня социальной ответственности интегрированных агропромышленных структур в решении проблем сельской социальной инфраструктуры;
– стимулирование участия инвесторов в реструктуризации долгов и выводу из банкротства сельскохозяйственных предприятий [12].
Органами местного самоуправления муниципальных районов и частично сельских поселений отведена роль инструмента реализации федеральных и региональных программ развития АПК. Муниципальные сельские программы разрабатываются с учетом положений федеральных и региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию агропромышленного комплекса. При разработке и реализации программ муниципальное образование взаимодействует с предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные и обслуживающие процессы в единой системе производству сельскохозяйственных товаров.
Для формирования
конкурентоспособных
В связи
с вступлением в силу Федерального
закона 2003 года перед сельскими муниципальными
образованиями в сфере
1 Формирование
имущественной базы новых
Требуется
принять от административных районов
в собственность сельских поселений
земельные участки и недвижимое
имущество, организовать учет и эффективное
использование муниципальное
2 Формирование
финансовой базы сельских
Требуется
определить налоговый потенциал
сельских поселений, организовать бюджетный
процесс, казначейское исполнение бюджетов,
обеспечить взаимодействие с финансовыми
органами федерального казначейства,
банками и другими финансового-
3 Реформирование финансовой системы административных районов, преобразуемых в муниципальные районы.
Объем финансовых ресурсов муниципальных районов существенно сократился в связи с направлением этих ресурсов в бюджеты поселений.
4 Реформирование
межбюджетных отношений в
Одной из
важных задач муниципального управления
в сельской местности является регулирование
планировки и застройки сельских
поселений, содержание инженерной инфраструктуры,
обеспечивающей жизнедеятельность
поселений. Основные решения в этой
сфере принимаются
– организует подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
– организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекает в установленном порядке к дорожному строительству сельскохозяйственные и другие предприятий и организации;
– выступает заказчиком по строительству муниципальных объектов; назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
– контролирует работу транспортных предприятий и организаций на территории муниципального образования, согласовывает маршруты и графики движения транспорта;
– организует работу предприятий связи, развитие радио- и телевещание;
– организует эксплуатацию муниципального жилого фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящихся в муниципальной собственности;
– принимает
меры по обеспечению населения
– координирует планы розничного товарооборота организаций торговли в сельских поселениях, организует рынки и ярмарки;
– устанавливает правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли;
– устанавливает удобный для население режим работы предприятий коммунального хозяйства. Торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения т.д.
Как отмечалось
выше, в соответствии с Федеральным
законом 2003 года большинство вопросов
жизнеобеспечения населения в сельской
местности, включаются вопросы планирования
застройки поселений, жилищно-коммунального
хозяйства, строительства торговли,
общественного питания, бытового обслуживания,
связи и т.д., отнесены к вопросам
местного значения поселений, а не муниципальных
районов. Соответственно, финансирование
решения этих вопросов будет осуществляться
из бюджетов поселений. Основание новых
функций органами местного самоуправления
поселений является задачей большой
сложности. Для обеспечения жилыми
помещениями малоимущих граждан, проживающих
в сельском поселении и нуждающихся
в улучшении жилищных условий, потребуется
активная работа органов местного самоуправления
поселений по выявлению и учету
таких граждан и по включению
строительства жилья на территории
конкретного поселения в состав
мероприятий федеральной
Муниципальная социальная политика в сельской местности ориентирована на достижение следующих целей:
– развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;
– создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
– расширение рынка труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;
– создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления [15, с. 108].
Потребительский рынок – важнейшее звено в механизме функционирования и воспроизводства территории муниципального образования. Сфера распространения этого института охватывает, как область насыщения территории региона продукцией иди услугами, так и структуру сложившегося регионального рынка труда.
Главной целью управления потребительским рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных предпринимательских структур и муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами. К перечню ключевых задач управления потребительским рынком в муниципальном образовании следует отнести:
– максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;
– обеспечение условий для развития предпринимательской деятельности хозяйственных субъектов, действующих на рынке муниципальных услуг;
– равномерное распределение на территории муниципалитета за счет объектов торговой инфраструктуры;
– максимизация
получения доходов
Таким образом, комплекс проводимых муниципалитетом мероприятий по выполнению предложенных выше задач должен воплотиться в программе, основанной на разработке способов регулирования потребительского спроса на территории муниципального образования.
1.3 Нормативно-правовые основы
деятельности
Государственное
регулирование современной