Оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рекомендаций, которые будут способствовать росту финансовой устойчивости и надежности предприятия ООО «Ставрополькартон». Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым решение следующего круга задач: – осуществить выбор объекта исследования и дать его краткую характеристику; – изучить методологию проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов. – выполнить общую оценку финансового состояния и анализ финансовой устойчивости предприятия, выбранного в качестве объекта исследования; – разработать ряд практических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия; – показать финансово-экономический эффект предлагаемых мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия


1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Ставрополькартон»


2.1 Характеристика организационной формы и направлений деятельности ООО «Ставрополькартон»


2.2 Анализ структуры и динамики активов


2.3 Анализ структуры и динамики пассивов


2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности


2.5 Анализ финансовой устойчивости


2.6 Анализ выручки, прибыли и рентабельности


2.7 Анализ деловой активности

3
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ООО «Ставрополькартон»


3.1 Оценка запаса финансовой устойчивости с помощью операционного левериджа


3.2. Применение факторинговых схем реструктуризации дебиторской задолженности


3.3 Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 505.34 Кб (Скачать файл)

Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной деятельности, то можно сказать, что  финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем.

Эффективность финансового состояния проявляется  в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять  платежные требования поставщиков  техники, материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату  рабочим и служащим, вносить платежи  в бюджет.

Финансовое  состояние предприятий характеризует  состояние и размещение их средств, что отражается в бухгалтерских  балансах. Основными показателями анализа  финансового состояния предприятия  является: обеспеченность собственными оборотными средствами; соответствие фактических запасов материальных средств нормативу (финансово-эксплуатационной потребности); обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств; иммобилизация оборотных средств; платежеспособность предприятия [11, С. 133].

Результаты  анализа финансового состояния  необходимы следующим группам потребителей:

1) Менеджеры  предприятий и в первую очередь  финансовые менеджеры. Невозможно  руководить, принимать хозяйственные  решения, не зная его финансового  состояния. Для них важна оценка  эффективности принимаемых ими  решений и полученных финансовых  результатов.

2) Собственники. Им важно знать отдачу от  вложенных в предприятие средств,  прибыльность предприятия, а также  уровень экономического риска  и вероятность потери своих  капиталов.

3) Кредиторы  и инвесторы. Их интересует  оценка возможности возврата  выданных кредитов и возможности  предприятия по реализации инвестиционной  программы.

4) Поставщики. Для них важна оценка оплаты  поставленной продукции, выполненных  работ, оказанных услуг.

Методика  анализа финансового состояния  – это совокупность аналитических  процедур используемых для определения  финансового состояния предприятия.

Детализация процедурной стороны методики анализа  финансового состояния зависит  от поставленных целей и различных  факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения. Таким образом, не существует общепринятой методики анализа финансового состояния  предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.

Анализ финансового  состояния предприятия преследует несколько целей:

– определение финансового положения;

– выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

– выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

– прогноз основных тенденций финансового состояния.

Анализ финансового  состояния базируется на определенных принципах. При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству. Анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.

Анализ требует  всестороннего изучения причинных  зависимостей в экономике предприятия. Анализ должен базироваться на понимании  объекта исследования как сложной  динамической системы со структурой элементов. Информация, использующаяся для анализа должна быть достоверна и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами. Анализ должен быть действенным, т. е. активно воздействовать на ход производства и его результаты.

Оценка финансового  состояния проводится:

  • руководителями и соответствующими службами предприятия. Объектом финансового состояния будут являться все стороны деятельности предприятия;
  • его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности использования ресурсов. Объектом финансового состояния будут финансовые результаты и финансовая устойчивость;
  • банками для оценки условий кредитования и определения степени риска. Объектом финансового состояния является кредитоспособность;
  • поставщиками для получения платежей. Объектом финансового состояния является платежеспособность;
  • налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет. Объектом финансового анализа будут финансовые результаты предприятия.

Для эффективности  аналитических мероприятий анализ должен проводиться систематически. Эффективность анализа сильно возрастает, если он проводится оперативно и аналитическая  информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров. Анализ должен быть эффективным, то есть затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Ввиду многогранности, анализ деятельности предприятия необходимо дифференцировать на виды.

Анализ финансового  состояния классифицируется: [20, С. 105].

– по отраслевому признаку:

отраслевой, специфика которого учитывает особенности  отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);

межотраслевой, который учитывает взаимосвязи  и структуру отраслей экономики  и является методологической основой  общего анализа финансового состояния  предприятия;

– по признаку времени:

предварительный (перспективный), – проводится до осуществления финансовых операций для обоснования управленческих решений;

оперативный, проводится сразу после совершения финансовых операций для оперативного выявления недостатков процесса финансовой деятельности его целью  является обеспечение функции управления – регулирования;

последующий (ретроспективный, итоговый), проводится после совершения финансовых операций. Он используется для контроля за финансовой деятельностью предприятия.

– по объектам управления:

технико–экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических  процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово–экономический анализ, который особое место уделяет  финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, – выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.;

социально–экономический анализ, который изучает взаимосвязь  социальных и экономических процессов  для повышения эффективности  использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.;

экономико–статистический  анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических  явлений;

экономико–экологический анализ исследует взаимодействие экологических  и экономических процессов для  более рационального и бережного  использования ресурсов окружающей среды;

маркетинговый анализ, который применяется для  изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта  и т. п.

– по методике изучения объектов:

сравнительный анализ, использует метод сравнения  результатов финансовой деятельности;

факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и  уровень результативных показателей;

диагностический, направлен на выявление нарушения  в механизме функционирования организации  путем анализа типичных признаков, характерных только для данного  нарушения;

маржинальный  анализ, – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью;

экономико–математический  анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения  экономической задачи с помощью  математического моделирования;

стохастический  анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями  и процессами финансовой деятельности предприятия;

функционально–стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию  выполнения функций, которые выполняются  на различных этапах жизненного цикла  продукции.

– по субъектам анализа:

внутренний  анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия  для нужд управления;

вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами  на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

– по содержанию программы:

комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне;

тематический  анализ, при котором изучаются  отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес  в данный момент времени.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия  является важной частью, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствования. Основные направления анализа: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата — к выводам о том, как такой результат, достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.

 

1.2 Методические  подходы к анализу финансового  состояния предприятия

Для решения  конкретных задач финансового анализа  применяется целый ряд специальных  методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия. В финансовой практике в зависимости от используемых методов  различают следующие системы  финансового анализа, проводимого  на предприятии: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов. Системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения,используемые в отечественной практике приведены  в нижеприведенной схеме (Рисунок 3).

1. Трендовый  (горизонтальный) финансовый анализ  базируется на изучении динамики  отдельных финансовых показателей  во времени. В процессе осуществления  этого анализа рассчитываются  темпы роста (прироста) отдельных  показателей и определяются общие  тенденции их изменения (или  тренд). Наибольшее распространение  получили следующие формы трендового (горизонтального) анализа: 

1) сравнение  финансовых показателей отчетного  периода с показателями предшествующего  периода (например, с показателями  предшествующей декады, месяца, квартала);

2) сравнение  финансовых показателей отчетного  периода с показателями аналогичного  периода прошлого года (например, показателей второго квартала  отчетного года с аналогичными  показателями второго квартала  предшествующего года). Эта форма  анализа применяется на предприятиях  с ярко выраженными сезонными  особенностями хозяйственной деятельности;

3) сравнение  финансовых показателей за ряд  предшествующих периодов. Целью  такого анализа является выявление  тенденции изменения отдельных  показателей, характеризующих результаты  финансовой деятельности предприятия.  Результаты такого анализа обычно  оформляются графически в виде  линейных графиков или столбиковой  диаграммы изменения показателя  в динамике.

Рисунок 3 – Системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения [39].

 

2. Структурный  (вертикальный) финансовый анализ  базируется на структурном разложении  отдельных показателей. В процессе  осуществления этого анализа  рассчитываются удельные веса  отдельных структурных составляющих  финансовых показателей. Наибольшее  распространение получили следующие формы структурного (вертикального) анализа: анализ активов, капитала, денежных потоков.

1) структурный  анализ активов. В процессе  этого анализа определяются соотношение  (удельные веса) оборотных и внеоборотных  активов, состав используемых  оборотных активов, состав используемых  внеоборотных активов, состав  активов предприятия по степени  их ликвидности, состав инвестиционного  портфеля и другие;

2) структурный  анализ капитала. В процессе этого  анализа определяются удельный  вес собственного и заемного  капиталов, состав используемого  собственного капитала, состав используемого  заемного капитала по видам,  состав используемого заемного  капитала по срочности обязательств (возврату) и другие;

3) структурный  анализ денежных потоков. В  процессе этого анализа в составе  общего денежного потока выделяют  денежные потоки по оперативной  (производственной) деятельности, по  финансовой и по инвестиционной  деятельности. Каждый из этих  видов денежных потоков в свою  очередь может быть глубоко  структурирован по отдельным  составляющим его элементам. 

Результаты  структурного (вертикального) анализа  также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной  диаграммы структуры показателя.

3. Сравнительный  финансовый анализ базируется  на сопоставлении значений отдельных  групп аналогичных финансовых  показателей между собой В  процессе осуществления этого  анализа рассчитываются размеры  абсолютных и относительных отклонений  сравниваемых показателей. Наибольшее  распространение получили следующие  формы сравнительного анализа:  анализ финансовых показателей  предприятия и среднеотраслевых  показателей, анализ финансовых  показателей данного предприятия  и предприятий-конкурентов, анализ  финансовых показателей отдельных  структурных единиц и подразделений данного предприятия, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия