Оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рекомендаций, которые будут способствовать росту финансовой устойчивости и надежности предприятия ООО «Ставрополькартон». Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым решение следующего круга задач: – осуществить выбор объекта исследования и дать его краткую характеристику; – изучить методологию проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов. – выполнить общую оценку финансового состояния и анализ финансовой устойчивости предприятия, выбранного в качестве объекта исследования; – разработать ряд практических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия; – показать финансово-экономический эффект предлагаемых мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия


1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Ставрополькартон»


2.1 Характеристика организационной формы и направлений деятельности ООО «Ставрополькартон»


2.2 Анализ структуры и динамики активов


2.3 Анализ структуры и динамики пассивов


2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности


2.5 Анализ финансовой устойчивости


2.6 Анализ выручки, прибыли и рентабельности


2.7 Анализ деловой активности

3
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ООО «Ставрополькартон»


3.1 Оценка запаса финансовой устойчивости с помощью операционного левериджа


3.2. Применение факторинговых схем реструктуризации дебиторской задолженности


3.3 Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 505.34 Кб (Скачать файл)

В соответствии с конвенцией о международном  факторинге, операция считается факторингом  в том случае, если она удовлетворяет  какому-либо из следующих четырех  признаков:

– наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

– ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

– инкассирование его задолженности;

– страхование поставщика от кредитного риска.

Классический  факторинг в той форме, в которой  он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита  в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Открытый счет, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита способны осуществить именно факторинговые компании в силу предполагаемых ими услуг.

В настоящее  время выделяют несколько видов  факторинговых операций:

  1. Внутренние факторинговые операции (если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также фактор-фирма находятся в одной и той же стране) или международные факторинговые операции.
  2. Открытые факторинговые операции (если должник уведомлен об участии в сделке фактор-фирмы) или закрытые факторинговые операции (конфиденциальные). Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирма и что платежи должны осуществляться в ее пользу. При конфиденциальном факторинге никто из контрагентов клиента не осведомлен о кредитовании его продаж фактор-фирмой.
  3. Факторинговые операции с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без права регресса. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении факторингового соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактор-фирме. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается в случае, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков. Однако гарантированный для поставщика своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным, фактор-фирма в любом случае имеет право регресса к поставщику.
  4. Факторинговые операции с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований), или оплаты требований к определенной дате. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таки образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объемов своих продаж. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного срока.

В современных  условиях наиболее универсальной системой финансового обслуживания клиентов является конвенционный (открытый) факторинг. За клиентом практически сохраняются  только производственные функции. Поскольку  в этом случае клиенты фактор-фирм могут отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые принимает на себя фактор-фирма, то возникает достаточно существенная экономия средств. Эта экономия в  сочетании с выгодами от «дисконтирования фактур» компенсирует высокую стоимость обслуживания (0,75-3% годового оборота в зависимости от размера капитала, финансового положения и кредитоспособности клиента).

Применение  факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних  предприятий, имеющих перспективы  увеличения объемов производства и  сталкивающихся с проблемой временной  нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом.

Поставщик должен производить товары или оказывать  услуги высокого качество, иметь перспективы  быстрого расширения производства и  увеличения прибыли, и сугубо временные  причины нехватки денежных средств  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов  и трудностей, связанных с производственным процессом, в значительной мере усложняют  его хозяйственную деятельность.

Согласно  современному законодательству Российской Федерации, факторинговому обслуживанию не подлежат:

– предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

– предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

– строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

– предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки;

– предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Схема факторинговых  услуг коммерческого банка «ВТБ – 24» представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Схема факторинговых услуг коммерческого банка «ВТБ – 24»

 

 

 

Динамика  дебиторской задолженности предприятия  ООО «Ставрополькартон» представлена в таблице 14.

 

Таблица 14 – Динамика дебиторской задолженности предприятия ООО «Ставрополькартон»

Дата

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

01.01. 10

12 748

01.02. 10

14 023

01.03. 10

18 909

01.04. 10

16 572

01.05. 10

11 983

01.06. 10

13 531

01.07. 10

13 601

01.08. 10

12 241

01.09. 10

11 728

01.10. 10

13 385

01.11. 10

10 438

01.12. 10

21 746

01.01. 11

16 587


 

Структура дебиторской  задолженности предприятия ООО  «Ставрополькартон» представлена в таблице 15.

 

Таблица 15 – Структура дебиторской задолженности предприятия ООО «Ставрополькартон»

Дебитор

Сумма задолженности дебиторов на начало периода, тыс.руб.

Сумма задолженности дебиторов на конец периода, тыс.руб.

Средневзвешенное относительно общей суммы дебиторской задолженности, %

ООО «СМ Тройка»

6 262

3 076

49,12

ОАО ТД «Славяновский»

2 281

408

17,89

ОАО «Двор»

1 474

170

11,56

ООО «Вента»

658

34

5,16

ОАО «Космос»

715

40

5,61

ООО «Техносила»

576

26

4,52

ЧП Воропаев

386

12

3,03

Прочие дебиторы

396

12

3,11

Итого:

12 748

16 587

100,00


 

Исходя из анализа показателей структуры  и качества дебиторской задолженности  предприятия ООО «Ставрополькартон» можно сделать следующие выводы:

  1. Значительно повысилось время просрочки в уплате задолженности предприятия ООО «Ставрополькартон» и увеличился риск ее непогашения. Длительный период погашения дебиторской задолженности считается оправданным только при освоении нового рынка старых товаров или при выходе на рынок с новой продукцией, чего исследуемое предприятие не производило.
  2. Увеличение дебиторской задолженности по отношению к общей сумме активов свидетельствует об отвлечения денежных средств предприятия ООО «Ставрополькартон» из оборота и оценивается негативно, при этом увеличение остатка долгов дебиторов по сравнению с предыдущими периодами свидетельствует об определенных трудностях со сбытом продукции и товаров.
  3. Таким образом, совершенно очевидно, что дебиторская задолженность ООО «Ставрополькартон» нуждается в реструктуризации. Поскольку применить факторинговые схемы ко всем дебиторам ООО «Ставрополькартон» в рамках данной работы не представляется возможным, в дальнейшем будем проводить реструктуризацию дебиторской задолженности только главного дебитора: предприятия ЗАО «СМ Тройка».

При заключении факторингового договора между коммерческим банком «ВТБ – 24» и предприятием ООО «Ставрополькартон» определяются сроки и обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел должен осуществить платеж в пользу поставщика, но не больше предельной суммы. В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм.

  1. Определение общего лимита. Плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого фактор-фирма автоматически оплачивает переуступаемые платежные требования. В случае превышения суммы задолженности над суммой лимита все платежи в счет погашения долга будут поступать факторинговому отделу до тех пор, пока он не компенсирует сумму платежей, осуществленных в пользу поставщика, и только потом – поставщику.
  2. Устанавливается сумма, на которую в течение какого-либо срока может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает лимит, то он застрахован от появления сомнительных долгов.
  3. Страхование по отдельным сделкам используется в случае, когда специфика производственной деятельности поставщика предполагает ряд отдельных сделок на крупные суммы, а не серию поставок товаров одним и тем же покупателям. Предельная сумма в этом случае представляет собой всю сумму каждого заказа, с поставкой товара в течение определенного периода времени.

Основной  целью предприятия ООО «Ставрополькартон», прибегающего к услугам коммерческого банка «ВТБ – 24», выполняющего помимо своих основных функций и функции цессионария, является получение дополнительных средств, так как по факторинговому договору незамедлительно оплачивается часть (в данном случае: 80%) суммы акцептованных покупателем платежных требований. Уплата остальной части (14%) за вычетом комиссионного вознаграждения, осуществляется отдельным платежным поручением после поступления средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Комиссионное вознаграждение коммерческому банку «ВТБ – 24» складывается из двух элементов: платы за обслуживание (1,0%) и платы за предоставленные в кредит средства (5,0%).

Таким образом, применив данную схему к главному дебитору предприятия ООО «Ставрополькартон», получим следующие результаты, представленные в таблице 16.

 

 

 

Таблица 16 – Результаты факторингорых операций ООО «Ставрополькартон»

Дата

Дебиторская задолженность главного дебитора, тыс.руб.

Дебиторская задолженность общая  при использовании факторинга, тыс.руб.

Комиссионные платежи коммерческому  банку, тыс.руб.

01.01.11

6 262

7 739

376

01.02.11

6 888

8 512

413

01.03.11

3 506

16 104

210

01.04.11

8 140

10 060

488

01.05.11

5 886

7 274

353

01.06.11

2 904

11 208

174

01.07.11

2 522

11 584

151

01.08.11

2 270

10 425

136

01.09.11

5 761

7 119

346

01.10.11

6 575

8 125

394

01.11.11

5 127

6 336

308

01.12.11

4 032

18 520

242

01.01.12

3 076

14 126

185


 

На основании  написанного в настоящей главе  сделаем ряд выводов. В России в настоящее время факторинг  не достиг того уровня, который имеется  в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Развитие факторинга в  нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, неплатежи предприятий, вызванные продолжающимся экономическим  кризисом.

Успех распространения  этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей  экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.

Преимущества  факторинга для продавца состоят  прежде всего в высокой степени  гарантии по своевременной оплате поставленных товаров, так как в роли непосредственного  плательщика выступает банк. Одновременно факторинг способствует ускорению  оборачиваемости оборотного капитала, сокращению затрат, связанных с взиманием  задолженности, упрощению взаимоотношений  с банками по взиманию долгов. Недостатком  является необходимость перечисления комиссионного вознаграждения банку.

Сфера применения факторинга существенно сужается в  периоды кризиса платежей и высоких  темпов инфляции. Тем не менее, устойчивые контакты с банками, совершенствование  документооборота позволяет его  применять в кризисных условиях.

 

3.3 Расчет  экономического эффекта от внедрения  предлагаемых мероприятий

 

Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий  для предприятия ООО «Ставрополькартон» представлен в таблице 17.

Таблица 17 – Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий

Дата

Высвобождено средств из дебиторской  задолженности, тыс.руб.

Комиссионные платежи коммерческому  банку, тыс.руб.

Итоговый экономический эффект, тыс.руб.

01.01. 10

939

376

564

01.02. 10

1 033

413

620

01.03. 10

526

210

316

01.04. 10

1 221

488

733

01.05. 10

883

353

530

01.06. 10

436

174

261

01.07. 10

378

151

227

01.08. 10

340

136

204

01.09. 10

864

346

518

01.10. 10

986

394

592

01.11. 10

769

308

461

01.12. 10

605

242

363

01.01. 11

461

185

277

ВСЕГО:

9 442

3 777

5 665

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия