Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка
Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.
При планировании внеоборотных активов проводится их оценка по восстановительной (или остаточной) стоимости, которая рассчитывается на основе индексов, амортизационных отчислений и фиксируются в активе баланса. При этом следует соблюдать определенные правила горизонтальной и вертикальной структуризации баланса. Основными правилами формирования планового баланса являются:
- оборотные активы должны быть больше внеоборотных;
- оборотные активы должны быть больше заемного капитала;
- собственный капитал должен быть больше заемного;
- собственный капитал должен быть больше внеоборотных активов.
44. Планирование
конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия - это комплекс конкурентных преимуществ, обеспечивающих предприятию стабильное получение прибыли не ниже среднеотраслевого уровня независимо от изменений внешних условий деятельности предприятия.
Первый подход - "от достигнутого", т. е. разработка плановых мероприятий по повышению конкурентоспособности базируется на оценке отдельных показателей конкурентных позиций, уровне их управляемости и изменчивости, а также с учетом ресурсных возможностей их изменения. Эти мероприятия носят точечный характер и предусматривают улучшение позиций в основном в краткосрочном периоде с небольшими изменениями в деятельности предприятия.
Второй подход базируется на принципиально новых долговременных устойчивых конкурентных преимуществах. Этот подход использует концепцию управления конкурентоспособностью предприятия на основе инновационной модели. При этом вначале определяется идеально скомпонованное будущее состояние предприятия с высоким потенциалом конкурентоспособности за счет маневренности и инновационности, а затем "от будущего" формируется траектория развития. В отличие от первого подхода при таком планировании необходимо обеспечить комплексность мероприятий, их взаимоувязку, взаимоподдержку, а также систему управленческих мер по формированию и поддержанию высокой конкурентоспособности предприятия на всей траектории его развития.
В соответствии с позициями
на рынке и конкурентоспособности
формируется план мероприятий по
совершенствованию
Такая практика оценки и
планирования конкурентоспособности
предприятий должна осуществляться
не реже одного раза в год. При этом
наиболее важные с точки зрения реализации
концепции и достижения поставленных
целей мероприятия плана
Для обеспечения обоснованности
и реализуемости мероприятий
по повышению
- по направлениям деятельности;
- показателям, обеспечивающим
повышение
- объему ресурсов, необходимых
для выполнения намеченных
- временному эффекту проводимых мероприятий.
В комплекс мероприятий целесообразно
включить задания, направленные на создание
условий формирования конкурентных
преимуществ, к которым относятся:
устойчиво высокий уровень
В рамках планирования конкурентоспособности
предприятия целесообразно
Конкурентное преимущество услуги или товара следует выбирать, если оно отвечает следующим требованиям:
- важности - выбранное конкурентное преимущество приносит больше выгод и пользу клиентам;
- неповторимости - конкуренты не предлагают данное отличие;
- доступности - товар или услуга территориально достижимы и доступны для реализации достаточно большому кругу потенциальных потребителей;
- неподражаемости - конкурентам трудно перенять это преимущество;
- доступности по цене - покупатели могут заплатить за данное преимущество;
- прибыльности - это преимущество может обеспечить прибыльность предприятия.
Формирование комплекса
мер по обеспечению
45. Технология планирования: этапы и последовательность обоснования планов.
Технология планирования
- это совокупность методов, приемов,
способов в их взаимосвязи и
- организацию планирования
как совокупность мер и
- координацию плановых
работ между подразделениями
и структурами предприятия (
- последовательность и
этапы проведения плановых
Технология разработки планов для предприятий включает следующие этапы:
Первый этап
Анализ исходного состояния объекта планирования.
Анализ в планировании предполагает осуществление следующих процедур:
- оценка ресурсного потенциала предприятия и эффективности его использования;
- оценка внешней среды
и возможностей развития
- выявление тенденций
и закономерностей развития
- определение факторов
и условий, оказывающих
- выявление реальных
- определение наиболее
важных проблем в развитии
предприятия и внешних и
- выявление резервов развития
и характеристика источников
пополнения ресурсного
Этот этап завершается
подготовкой аналитической
Второй этап
Определение и формализация
реальной цели развития исходя из ресурсных
возможностей предприятия и внешних
условий его деятельности. Цели могут
быть: материальные (производственные
цели выпуска принципиально новых
товаров и услуг на основе инновационных
технологий и т. д.); социальные, охватывающие
развитие внутреннего человеческого
ресурса предприятия или
При формировании целей для предприятий необходимо учитывать:
- социальную значимость
предприятий (особенно это
- высокую степень зависимости
количества и качества
- возможность
- влияние объективных
и субъективных факторов в
перспективном развитии
- формирование спроса
на продукцию и услуги под
определенным воздействием
Обоснование цели находит свое воплощение в развернутом описании миссии предприятия в перспективе.
Третий этап
Обоснование концепции развития предприятий на основе цели и миссии предприятия.
Концепция предприятия должна отражать:
- описание услуг (продукта),
предлагаемого предприятием в
перспективе с учетом
- характеристику рынка
(сегмента рынка), на который ориентирована
деятельность предприятия (
- задачи предприятия (
- технологии, применяемые
в производстве, реализации товаров
и услуг, управлении
- базовые взгляды и
ценности предприятия (
- внутреннее представление
о степени
- внешний образ предприятия (организации), ее имидж, доля на рынке.
В концепции помимо описательных положений приводятся основные прогнозные параметры развития в долгосрочной перспективе, которые сопровождаются обоснованием условий их достижения и возможными рисками в реализации намеченных направлений развития.
Четвертый этап
Обоснование стратегии с учетом миссии и концепции развития предприятия (организации).
Стратегия - это совокупность
главных идей и основных способов
достижения заданных параметров развития
и эффективности. Перспективные
структурные изменения в
Признаки стратегического планирования:
- предполагает долгосрочную
ориентацию развития
- базируется на будущих возможностях, рисках, условиях развития, инновационности;
- опирается на ресурсный потенциал будущего (технологии, технику, персонал и т. д.).
Разработка стратегии
завершается подготовкой
Пятый этап
Тактическое планирование предполагает выработку решения об оптимальном распределении ресурсов предприятия (организации) для достижения стратегических целей (параметров развития, определенных в стратегическом плане).
Тактическое планирование носит в основном объективный характер, и его задача - это определение необходимого объема ресурсов, их оптимальное распределение для достижения запланированного результата.
Таким образом, в тактическом планировании (на 1-3 года) реализуется стратегия развития предприятия. Поэтому этот план является очень важным в системе планирования, так как в нем достаточно подробно, конкретно и обоснованно определяются не только параметры развития, но и необходимый объем ресурсов для их реализации (по количеству и качеству), источники формирования и модернизации ресурсной базы, а также способы организации производства, приемы стимулирования продаж и мотивация персонала по реализации планов.
Шестой этап
Разработка оперативных планов (краткосрочных, от 10 дней до 1 года).
Основной задачей оперативного планирования является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержкой менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности предприятия в краткосрочном периоде. В оперативных планах конкретизируются тактические планы и показатели носят адресный характер по структурам и видам деятельности.
Признаки оперативного планирования: