Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка

Краткое описание

Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie_otvety_k_ekzamenu.docx

— 257.40 Кб (Скачать файл)

При планировании внеоборотных активов проводится их оценка по восстановительной (или остаточной) стоимости, которая рассчитывается на основе индексов, амортизационных отчислений и фиксируются в активе баланса. При этом следует соблюдать определенные правила горизонтальной и вертикальной структуризации баланса. Основными правилами формирования планового баланса являются:

- оборотные активы должны быть  больше внеоборотных;

- оборотные активы должны быть  больше заемного капитала;

- собственный капитал должен  быть больше заемного;

- собственный капитал должен  быть больше внеоборотных активов.

44. Планирование  конкурентоспособности предприятий  с учетом конкурентных позиций  и резервов роста. 

Конкурентоспособность предприятия - это комплекс конкурентных преимуществ, обеспечивающих предприятию стабильное получение прибыли не ниже среднеотраслевого  уровня независимо от изменений внешних  условий деятельности предприятия. 

Первый подход - "от достигнутого", т. е. разработка плановых мероприятий по повышению конкурентоспособности базируется на оценке отдельных показателей конкурентных позиций, уровне их управляемости и изменчивости, а также с учетом ресурсных возможностей их изменения. Эти мероприятия носят точечный характер и предусматривают улучшение позиций в основном в краткосрочном периоде с небольшими изменениями в деятельности предприятия.

Второй подход базируется на принципиально новых долговременных устойчивых конкурентных преимуществах. Этот подход использует концепцию управления конкурентоспособностью предприятия на основе инновационной модели. При этом вначале определяется идеально скомпонованное будущее состояние предприятия с высоким потенциалом конкурентоспособности за счет маневренности и инновационности, а затем "от будущего" формируется траектория развития. В отличие от первого подхода при таком планировании необходимо обеспечить комплексность мероприятий, их взаимоувязку, взаимоподдержку, а также систему управленческих мер по формированию и поддержанию высокой конкурентоспособности предприятия на всей траектории его развития.

В соответствии с позициями  на рынке и конкурентоспособности  формируется план мероприятий по совершенствованию хозяйственной  деятельности предприятия, основные результаты которого или включаются в бизнес-план, или в текущие планы хозяйственной  деятельности по соответствующим разделам. Эти меры обсуждаются с персоналом, так как от их действий зависит  реализуемость плановых заданий  по повышению конкурентоспособности  предприятия.

Такая практика оценки и  планирования конкурентоспособности  предприятий должна осуществляться не реже одного раза в год. При этом наиболее важные с точки зрения реализации концепции и достижения поставленных целей мероприятия плана конкурентоспособности  включаются в целевые программы, имеющие приоритетные позиции по финансированию и реализуемости.

Для обеспечения обоснованности и реализуемости мероприятий  по повышению конкурентоспособности, а также для включения показателей  этих планов в сводные планы предприятия  их целесообразно дифференцировать:

- по направлениям деятельности;

- показателям, обеспечивающим  повышение конкурентоспособности;

- объему ресурсов, необходимых  для выполнения намеченных мероприятий;

- временному эффекту проводимых  мероприятий.

В комплекс мероприятий целесообразно  включить задания, направленные на создание условий формирования конкурентных преимуществ, к которым относятся: устойчиво высокий уровень профессиональной подготовленности и компетентности работников предприятия, своевременная  модернизация технологий производства и реализации товаров и услуг, совершенствование системы управления и мотивации персонала.

В рамках планирования конкурентоспособности  предприятия целесообразно выделить наиболее значимые для его эффективного развития конкурентные преимущества его  товаров (услуг) и сконцентрировать на них усилия и плановые мероприятия.

Конкурентное преимущество услуги или товара следует выбирать, если оно отвечает следующим требованиям:

- важности - выбранное конкурентное преимущество приносит больше выгод и пользу клиентам;

- неповторимости - конкуренты не предлагают данное отличие;

- доступности - товар или услуга территориально достижимы и доступны для реализации достаточно большому кругу потенциальных потребителей;

- неподражаемости - конкурентам трудно перенять это преимущество;

- доступности по цене - покупатели могут заплатить за данное преимущество;

- прибыльности - это преимущество может обеспечить прибыльность предприятия.

Формирование комплекса  мер по обеспечению конкурентоспособности  предприятия целесообразно дифференцировать по срокам выполнения, объему необходимых  ресурсов, степени достижения конкурентных преимуществ. И здесь наиболее адекватным является программно-целевой метод, включающий разработку комплексных  целевых программ и механизм их реализации.

 

45. Технология  планирования: этапы и последовательность  обоснования планов.

Технология планирования - это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи и взаимообусловленности  по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия (организации) с минимальными затратами ресурса. Технология планирования включает:

- организацию планирования  как совокупность мер и действий  всех участников процесса планирования;

- координацию плановых  работ между подразделениями  и структурами предприятия (организации), а также во времени с целью  обеспечения оптимальных сроков  разработки системы планов и  каждого плана в отдельности;

- последовательность и  этапы проведения плановых расчетов  с учетом их методического  обеспечения, преемственности и  взаимоувязки отдельных видов планов и их скоординированности, оптимальности использования ресурсной базы.

Технология разработки планов для предприятий включает следующие  этапы:

Первый этап

Анализ исходного состояния  объекта планирования.

Анализ в планировании предполагает осуществление следующих  процедур:

- оценка ресурсного потенциала  предприятия и эффективности  его использования;

- оценка внешней среды  и возможностей развития предприятия;

- выявление тенденций  и закономерностей развития предприятия,  возможностей их сохранения в  перспективе;

- определение факторов  и условий, оказывающих наиболее  существенное влияние на развитие  предприятия и эффективность  его деятельности;

- выявление реальных возможностей  развития (расширения деятельности) предприятия (ресурсных, рыночных, в том числе связанных с  жизненным циклом товара или  услуг);

- определение наиболее  важных проблем в развитии  предприятия и внешних и внутренних  угроз;

- выявление резервов развития  и характеристика источников  пополнения ресурсного потенциала, обеспечивающего это развитие.

Этот этап завершается  подготовкой аналитической записки, в которой последовательно дается оценка уровня и перспектив развития предприятия в разрезе вышеназванных  процедурных вопросов анализа.

Второй этап

Определение и формализация реальной цели развития исходя из ресурсных  возможностей предприятия и внешних  условий его деятельности. Цели могут  быть: материальные (производственные цели выпуска принципиально новых  товаров и услуг на основе инновационных  технологий и т. д.); социальные, охватывающие развитие внутреннего человеческого  ресурса предприятия или направленные на решение социальных проблем развития общества (создание сети социально-доступных  предприятий сферы услуги т. д.); финансовые, предусматривающие оптимизацию  получения прибыли, рентабельности или повышение капитализации  предприятия; экономические - по увеличению объемов продаж, повышению доли предприятия  на рынке и др.

При формировании целей для  предприятий необходимо учитывать:

- социальную значимость  предприятий (особенно это актуально  для сферы услуг) как для  общества в целом, так и для  работников этого предприятия;

- высокую степень зависимости  количества и качества реализуемых  продукции и услуг (на 2/3) от  профессионализма и мотивации  персонала;

- возможность диверсифицированного  роста при ограничениях на  привлекаемый капитал;

- влияние объективных  и субъективных факторов в  перспективном развитии предприятия;

- формирование спроса  на продукцию и услуги под  определенным воздействием эмоционального  восприятия товара или услуги.

Обоснование цели находит  свое воплощение в развернутом описании миссии предприятия в перспективе.

Третий этап

Обоснование концепции развития предприятий на основе цели и миссии предприятия.

Концепция предприятия должна отражать:

- описание услуг (продукта), предлагаемого предприятием в  перспективе с учетом современных  тенденций в инновационных изменениях  сферы производства и оказания  услуг;

- характеристику рынка  (сегмента рынка), на который ориентирована  деятельность предприятия (организации): уровень и сила конкуренции  на рынке, емкость, конъюнктура  рынка, тенденции в потребительских  предпочтениях;

- задачи предприятия (организации), четко определяющие сферу деятельности, роста, развития, доходности;

- технологии, применяемые  в производстве, реализации товаров  и услуг, управлении предприятием, уровень инновационности применяемых технологий, организации производства и управления;

- базовые взгляды и  ценности предприятия (организации), основные положения системы мотивации  персонала;

- внутреннее представление  о степени конкурентоспособности  предприятия, его продукции и  услуг, источниках и возможностях  развития;

- внешний образ предприятия  (организации), ее имидж, доля на  рынке.

В концепции помимо описательных положений приводятся основные прогнозные параметры развития в долгосрочной перспективе, которые сопровождаются обоснованием условий их достижения и возможными рисками в реализации намеченных направлений развития.

Четвертый этап

Обоснование стратегии с  учетом миссии и концепции развития предприятия (организации).

Стратегия - это совокупность главных идей и основных способов достижения заданных параметров развития и эффективности. Перспективные  структурные изменения в деятельности предприятия, инновационность направлений развития и технологий производства, реализации продукции и услуг в стратегии носят достаточно конкретный характер.

Признаки стратегического  планирования:

- предполагает долгосрочную  ориентацию развития предприятия;

- базируется на будущих  возможностях, рисках, условиях развития, инновационности;

- опирается на ресурсный  потенциал будущего (технологии, технику,  персонал и т. д.).

Разработка стратегии  завершается подготовкой стратегического (долгосрочного) плана, в котором  помимо описания будущих перспектив развития предприятия приводятся основные показатели его роста с учетом имеющихся представлений об условиях их достижения, параметры ресурсоемкости, эффективности, конкурентоспособности  продукции и услуг.

Пятый этап

Тактическое планирование предполагает выработку решения об оптимальном  распределении ресурсов предприятия (организации) для достижения стратегических целей (параметров развития, определенных в стратегическом плане). 

Тактическое планирование носит  в основном объективный характер, и его задача - это определение  необходимого объема ресурсов, их оптимальное  распределение для достижения запланированного результата.

Таким образом, в тактическом  планировании (на 1-3 года) реализуется  стратегия развития предприятия. Поэтому  этот план является очень важным в  системе планирования, так как  в нем достаточно подробно, конкретно  и обоснованно определяются не только параметры развития, но и необходимый  объем ресурсов для их реализации (по количеству и качеству), источники  формирования и модернизации ресурсной  базы, а также способы организации  производства, приемы стимулирования продаж и мотивация персонала  по реализации планов.

Шестой этап

Разработка оперативных  планов (краткосрочных, от 10 дней до 1 года).

Основной задачей оперативного планирования является обеспечение  методической, информационной и инструментальной поддержкой менеджеров предприятия  для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности  предприятия в краткосрочном  периоде. В оперативных планах конкретизируются тактические планы и показатели носят адресный характер по структурам и видам деятельности.

Признаки оперативного планирования:

Информация о работе Планирование на предприятии