Планирование на предприятии на АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – совершенствование процесса социально-экономического планирования ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром».
Методы исследования: экономико-статистические методы: табличный, группировок, сравнительный, абсолютных разниц, относительных величин.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 114.27 Кб (Скачать файл)

Объективная оценка достигнутого страной уровня экономического развития и происшедших в связи с  этим количественных и качественных изменений в процессе производства, обмена, распределения и потребления, условий и результатов общественного  производства имеет особую практическую значимость для государства как  субъекта хозяйствования. Последнее  и в рыночной экономике призвано находить наиболее эффективные решения, направленные на обновление хозяйственного механизма и согласование системы  экономических интересов всех хозяйствующих  субъектов.

Уровень экономического развития, таким образом, является не только следствием, но и предварительным условием для  определения направлений и выработки  средств дальнейшего развития страны.

Не случайно в США и  других странах с развитой рыночной экономикой в конце каждого года группе экспертов из числа наиболее известных экономистов поручается представлять правительству доклады  с результатами объективного анализа  социально-экономического состояния  страны и рекомендациями, направленными  на усиление прогрессивных тенденций  в развитии общества.

Понятие «уровень экономического развития» относится к числу  наиболее сложных. Оно охватывает все стороны воспроизводственного процесса страны, а также определяет ее место в мировом экономическом сообществе.

В экономической литературе сложилось признанное специалистами  многих стран определение понятия  «уровень экономического развития». Под  ним понимается степень развития производительных сил страны и мера потребления ее населением материальных благ и социальных услуг.

При анализе рассматриваемой  проблемы наукой выделяются понятия  «экономическая мощь» и «экономический потенциал», отличные по содержанию от понятия «уровень экономического развития».

Понятия экономической мощи и экономического потенциала — тождественны и призваны характеризовать хозяйство  страны с количественной стороны. Эти  понятия отражаются в абсолютных величинах, в числе которых такие  макроэкономические показатели, как  объем валового общественного продукта и национального дохода, территория, численность населения и трудовых ресурсов, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции и т.д.

В межстрановых показателях среднедушевого производства национального дохода имеют место различия в уровнях производительности труда и эффективности общественного производства, доходах и потреблении населения, квалификации кадров и организации труда, развитии сферы социальных услуг и т.д.

Исключительно быстрое в 70-е годы обогащение восточных стран  на экспорте нефти способствовало образованию  разрыва между показателями среднедушевого национального дохода и понятием уровня экономического развития, характеризующего страну с качественных позиций. С  учетом этого ООН было принято  решение при определении уровня экономического развития страны дополнять  среднедушевое производство национального  дохода показателями доли промышленности в национальном доходе страны, грамотности  населения и численности квалифицированных  кадров.

Маленькая по территории и  численности населения страна может  занимать в таблице стран мира по уровню экономического развития первые строки, если она достигает высоких  показателей среднедушевого производства продукции и услуг.

Одновременно огромные страны, обладая большой экономической  мощью, из-за экономической отсталости занимают последние строки в таблице  стран мира по уровню экономического развития и образуют особую группу слаборазвитых стран, нуждающихся  в экономической помощи мирового сообщества.

Высокие темпы естественного  прироста населения в странах  Азии и Африки при отсутствии средств для создания новых рабочих мест — одна из главных причин, препятствующих экономическому росту и повышению уровня экономического развития этих стран.

Как уже упоминалось выше, социально-экономическое развитие - увеличение нравственного, интеллектуального, генетического, экологического и демографического потенциала страны. Если происходит увеличение этих составляющих - значит, страна развивается; если происходит снижение, то не развивается, даже при росте ВВП.

Из этого определения  следует необходимость социальной ориентации экономического развития. Речь идет не просто о создании условий для реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных отношений, а о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. По существу, должна быть разработана качественно новая модель, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и мировым тенденциям. В новой модели социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований.

Принципиально важной частью этой модели является сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. При этом необходимо принципы рыночной свободы увязать с принципами социальной справедливости, обеспечить баланс рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования, развитие социального партнерства и т.д.

Учет мирового опыта при  разработке качественно новой стратегии даст возможность привести в действие, накопленное невещественное богатство страны и продолжить его формирование в тес ной увязке с экономическими факторами. Речь практически идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера. Главное - мобилизация факторов долговременного действия (уже накопленных и будущих), их "встроенность" в развивающуюся рыночную систему. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает:

- обеспечение приоритета  социальных факторов роста: образования,  науки, здравоохранения, культуры  в целом;

- социальную поддержку  экономически активного населения;

- формирование рынка с  минимальными социальными рисками;

- социальную защиту малообеспеченных  слоев населения;

- дальнейший рост социального  потенциала.

Между экономическими и социальными  компонентами развития должно поддерживаться динамичное равновесие. С одной стороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности. С другой - в силу сложившихся  обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитие социальных факторов должно носить в целом опережающий  характер (что не исключает в отдельные  периоды приоритета экономических  факторов)

1.2 Перечень форм бизнес-плана по социальному развитию коллектива

Социальное развитие коллектива (форма №20 бизнес-плана) включает следующие  разделы:

- улучшение жилищных условий;

- развитие социальной  инфраструктуры (подъездные пути  к населенным пунктам, освещение  улиц, наличие сетей водо- и газопровода);

- содержание и строительство  учреждений просвещения и культуры (клубы, библиотеки, школы и т.д.);

- наличие предприятий  торговли и общественного питания;

- предприятия бытового  обслуживания;

- объекты физической культуры  и спорта;

- учреждения здравоохранения;

- расходы на подготовку  кадров;

- повышение квалификации  работников;

- развитие личного подсобного хозяйства.

В соответствии с действующим  законодательством, предприятиями  и организациями уплачивается сбор на содержание дошкольных учреждений (относится на себестоимость продукции  и включается в состав материальных затрат), сбор на содержание ведомственного жилого фонда во внебюджетные фонды  местных Советов народных депутатов. Установлен следующий порядок уплаты:

Фактические затраты по содержанию детских дошкольных учреждений финансируются  частично за счет сбора на содержание ведомственных дошкольных учреждений, оставшиеся затраты компенсируются из внебюджетного фонда местного Совета на указанные цели. Так же производятся расчеты по содержанию ведомственного жилого фонда. Ставки целевых  сборов во внебюджетные фонды устанавливаются  местными Советами народных депутатов (например, ставка сбора на содержание дошкольных учреждений 5% от начисленного фонда заработной платы, на содержание ведомственного жилья – 0,5% от прибыли  предприятия).

Расходы на подготовку кадров не могут превышать 2% расходов на оплату труда работников за год, относимых  на себестоимость продукции. Сумма  расходов на подготовку кадров в учебных  заведениях, превышающая установленный  норматив, относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Развитие личного подсобного хозяйства происходит путем выделения  земель для садово-огородных участков, сельхозугодий для сенокошения  и выпаса скота, продажи населению  по доступным ценам животных и  птицы, кормов и топлива, а также  прием от населения произведенной  продукции.

Содержание и строительство  клубов, столовых, библиотек и др. производится за счет средств предприятия, а также частично может финансироваться из бюджета и внебюджетных фондов.

План социального развития коллектива представляет собой составную часть организационного раздела бизнес-плана и, помимо всего прочего, является ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности фирмы (при условии, что планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).

План социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованную и материально  обеспеченную систему мероприятий, направленных на всестороннее и гармоничное  развитие всех членов коллектива на основе прогрессивных изменений структуры, условий жизни трудового коллектива, усиление социальной однородности труда, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива.

В план социального развития предприятия включаются следующие  основные разделы.

1. Совершенствование социальной  структуры трудового коллектива. В этом разделе плана отражается  обобщенная социальная характеристика  коллектива, его специфические особенности.  В данном разделе предусматриваются  мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной  структуры работника, сокращению  численности работников ручного,  тяжелого физического и монотонного  труда, а также занятых на  работах с вредными условиями  труда, по улучшению соотношения  между неквалифицированным и  квалифицированным трудом, что приводит  к повышению социальной однородности  труда. Здесь разрабатываются  мероприятия по сокращению текучести  кадров и их планомерному перемещению  внутри предприятия, в том числе  обусловленному внутрипрофессиональным или квалификационным, межпрофессиональным и другими видами перемещений.

Планирование изменений  социальной структуры основано прежде всего на планировании труда и персонала как базового социального процесса. Предпосылкой изменений в содержании и характере труда выступает научно-технический прогресс, внедрение мероприятий которого в социальном аспекте направлено на повышение содержательности труда, улучшение его социальной структуры, стирание различий между социальными группами работников и, таким образом, ведет к совершенствованию социальной структуры коллектива.

2. Улучшение условий труда  и охраны здоровья работников  предприятия. В этом разделе  особое внимание уделяется мероприятиям  по совершенствованию производственной  среды, которая оказывает непосредственное  влияние на здоровье, работоспособность,  продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический  климат в коллективе.

3. Совершенствование оплаты  труда, улучшение жилищных и  культурно-бытовых условий работников  предприятия. Здесь предусматривается  не только общий рост уровня  оплаты труда работников, но и  установление правильных пропорций  в уровне заработной платы  различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты  труда внутри категорий работников  в зависимости от уровня сложности  и конечных результатов труда.  Большое внимание уделяется усилению  стимулирующей роли форм и  систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества  нормирования труда.

4. Воспитание личности, повышение  трудовой и общественной активности  работников и расширение их  участия в управлении производством.  Многообразие рычагов воздействия  на формирование личности работника  определяет и разнообразие направлений  этой работы. Это прежде всего мероприятия направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизацию; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой. Кроме того, выделяются эстетическое воспитание и культурно-массовая работа, физическая культура и спорт, физическое воспитание.

Главной задачей данного  раздела плана является определение  перспектив совершенствования воспитательной работы, создание условий для ее высокой эффективности.

В данном разделе бизнес-плана  также можно привести информацию о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительных  документах, форме собственности, законодательных  ограничениях, особенностях налогообложения, патентной защиты и т. д. Указываются  правительственные или местные  нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим  в запретных зонах, требования регистрации  в органах власти и т. д.

Информация о работе Планирование на предприятии на АПК