Планирование на предприятии на АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – совершенствование процесса социально-экономического планирования ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром».
Методы исследования: экономико-статистические методы: табличный, группировок, сравнительный, абсолютных разниц, относительных величин.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 114.27 Кб (Скачать файл)

Говоря о контроле бюджетных  отклонений, следует решить вопрос о том, кто будет устанавливать  стандарты, заложенные в бюджетах. С  одной стороны, это должен делать руководитель, ответственный за те сферы деятельности компании, которые  имеют отношение к этим стандартам, поскольку он лучше других разбирается  в особенностях данного участка  производства. С другой стороны, если стандарты устанавливаются менеджером, который сам отвечает за их выполнение, то возникает опасность, что норматив будет установлен таким образом, что в совокупных отклонениях  ошибка планирования (не поддающаяся  контролю) станет максимальной, а ошибка производства (контролируемая этим руководителем) окажется минимальной. В этом случае анализ бюджетных отклонений покажет, что подразделение, управляемое  этим руководителем, блестяще работает, хотя на самом деле это может быть не совсем так.

Есть у данного метода анализа  и недостатки. Главный из них состоит  в том, что вычисление и анализ детальных отклонений может создать  у аналитиков и руководства предприятия  ложное впечатление, что все важные факторы тщательно контролируются ими. Однако такой анализ никак не отражает, например, качество производимой продукции и услуг.

Анализ отклонений содержит в себе потенциальную опасность дезориентации  руководства и иным способом. Будучи по своей природе ориентированным  в прошлое, он может стать в  буквальном смысле вредным при разработке новых товаров и услуг, поскольку  создает впечатление, что ошибки, допущенные при подготовке проекта, не так уж страшны, поскольку большинство  возникших из-за них отклонений при  анализе все равно компенсируется. Особенно важно не поддаваться таким  заблуждениям предприятиям, работающим в высокотехнологичных отраслях, для которых в качестве основного  стандарта выступает лишь технологическая  спецификация.

Внезапные и непредвиденные изменения  условий, в которых функционирует  компания, могут вызвать неблагоприятные  бюджетные отклонения. Предположим, например, что спрос на продукцию  предприятия неожиданно увеличился. В подобной ситуации было бы логично  увеличить объемы выпуска интересующей потребителя продукции. Удовлетворение возросшего спроса будет выгодно  компании в долгосрочной перспективе, однако немедленно потребует привлечения  дополнительных ресурсов: персонал будет  вынужден работать некоторое время  сверхурочно или понадобится  срочно разместить заказы на сырье  и материалы у поставщиков. Весьма вероятно, что срочность повлечет за собой увеличение покупной цены на материалы и увеличение почасовой  ставки оплаты сверхурочного труда. Иначе говоря, необходимость срочного реагирования на изменения условий  ведения бизнеса может привести к увеличению неблагоприятных отклонений, несмотря на очевидные преимущества такой ситуации для средне- и долгосрочных перспектив предприятия.

Если существует опасность, что  детальный анализ отклонений может  замедлить реакцию руководителей  на изменение рыночной ситуации, следует  использовать более гибкие подходы  и более радикальные решения, такие, как пересмотр методологии  планирования и анализа выполнения бюджетов или даже полный отказ от этого анализа до тех пор, пока ситуация стабилизируется.

Финансовый отдел обеспечивает своевременные и полные расчеты  с поставщиками товарно-материальных ценностей и оборудования. При  оформлении платежных документов осуществляется контроль за целесообразностью тех или иных поставок, соблюдением заключенных с поставщиками договоров и движением соответствующих запасов сырья, материалов и топлива на складе предприятия. Контроль за соблюдением договорных условий поставок необходим для определения источников оплаты счетов поставщиков, а также для предупреждения образования сверхнормативных запасов. При досрочных поставках отдельных материалов следует определять их экономическую эффективность как разницу между экономией на величину возможного повышения цен и убытками, связанными с созданием сверхнормативных запасов. Финансовый отдел контролирует и сопоставляет все поставки товарно-материальных ценностей с установленными нормативами оборотных средств и наличием данных ресурсов на складах предприятия.

 

 

 

Заключение

Развитие экономики – абсолютное и относительное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны во времени в течение продолжительного периода. Используемые для оценки уровня, степени развития экономики показатели называются макроэкономическими показателями социально-экономического развития [1].

Социально-экономическое  развитие (СЭР) территории в основном смысле — это процесс повышения уровня жизни населения.

Это увеличение количества и качества общественных и частных  благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых  населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими  территориями.

Кроме того, СЭР может  предполагать увеличение количества и  качества благ, предоставляемых этой территорией для целей более  высоких уровней территориальной  организации власти (на безвозмездной  основе). Например, перераспределение  финансовых средств между территориями при межбюджетных отношениях.

То есть, СЭР может предполагать конфликт между интересами территории и более высоких уровней власти.

Основные методологические проблемы разработки программ СЭР территории заключается в сочетании следующих  принципов:

- самодостаточности (автономии) территории и развития связей между ними,

- развития потенциала территории и увеличения уровня потребления,

- внутреннее использование ресурсов территории и перераспределение ресурсов в пользу других территорий и уровней административно-территориальной системы.

Между экономическими и социальными  компонентами развития должно поддерживаться динамичное равновесие. С одной стороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности. С другой - в силу сложившихся  обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитие социальных факторов должно носить в целом опережающий  характер (что не исключает в отдельные  периоды приоритета экономических  факторов)

План социального развития коллектива представляет собой составную часть организационного раздела бизнес-плана и, помимо всего прочего, является ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности фирмы (при условии, что планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).

По состоянию на 01.01.2012 г. на Слуцком хлебозаводе списочная численность работающих составила 353 человека, из них 52 человека - руководители и специалисты, обеспеченность и укомплектованность на заводе полная.

По возрастному составу  общая численность работающих составляет:

  • работники до 30 лет - 78 чел.;
  • от 30 лет до 40 лет - 132 чел.;
  • свыше 40 лет - 143 чел.

Образовательная структура  кадров представлена следующим образом:

- с высшим образованием - 48 чел. (13,6 %);

- со средним специальным образованием - 79 чел. (22,4 %);

- с профессионально-техническим - 127 чел. (36,0%);

- со средним и неполным средним образованием - 99 чел. (28%).

Средний разряд работающих 3,76.

Развитие персонала является одним из важнейших направлений  деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем  инвестирование в развитие и улучшение  производственных мощностей. Под развитием  персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение  квалификации и совершенствование  психологических характеристик  работников. Это охватывает прежде всего:

—        обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;

—        повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;

—        переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование.

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений  предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия  и членов их семей.

Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного  питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные  жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и  культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п. 

Анализ развития социальной инфраструктуры Солигорского хлебозавода говорит о необходимости ее дальнейшего развития. Для этих целей при составлении плана социального развития будут учтены выявленные в ходе анализа недостатки и запланированы мероприятия по доведению социальных ориентиров до единицы для 100%-й обеспеченности персонала завода всеми необходимыми объектами инфраструктуры.

 

Список  использованных источников

  1. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  2. Бородушко, И. В., Васильева, Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева. – М.: Питер, 2006. – 192 с.
  3. Гилев, С.Е. Распределенные системы принятия решений в управлении региональным развитием / С.Е. Гилев. — М.: ИПУ РАН, 2010. — С.52.
  4. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие — проблема выживания человека / В.И. Данилов-Данильян // Человек. — 2003. — №5. — С.11.
  5. Дорохов, А.В. К вопросу о сущности эффективной региональной политики / А.В. Дорохов // Вопросы теории и практики управления. — 2010. — №7. — С.22.
  6. Львов, Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. — М.: Экзамен, 2002. — С.11.
  7. Ляско, В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. - М.: Экзамен, 2005. – 288 с.
  8. Методические рекомендации по порядку формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 30.04.2009 г. № 79 // Консультант-Плюс – Беларусь [Электроный  ресурс] – Минск, 2012.
  1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года // Консультант-Плюс – Беларусь [Электроный  ресурс] – Минск, 2012.

  1.  О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Консультант-Плюс – Беларусь [Электроный  ресурс] – Минск, 2012.
  2. Положение о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. №404 // Консультант-Плюс – Беларусь [Электроный  ресурс] – Минск, 2012.
  3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 // Консультант-Плюс – Беларусь [Электроный  ресурс] – Минск, 2012.
  4. Прокопчук, Л.О., Козырев, А.А. Стратегическое планирование / Л.О. Прокопчук, А.А. Козырев. - Санкт-Петербург: Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
  5. Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендации по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год: Постановление Министерства экономики                                              Республики Беларусь, 30.10.2006, № 186 // Консультанк Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 20.12.2012
  6. Управление персоналом: энциклопедия / А.Я. Кибанов [и др.]; под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  7. Якимов А.В. Современные проблемы развития территорий // Бизнес-газета. — 2009. — №3. — С.15. 

Приложение  А

Таблица А.1 – Основные показатели развития ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром» на пять лет

                                                         (процентов)

N    
п/п

Наименование            
показателей

2011

2012

Прогноз по годам

Индекс     
изменения  
(2015 год 
к 2012   
году)

2011

2012

2013

2014

2015

Индекс объема           
производства продукции

114

110

108

108

110

110

112

135

Индекс выручки от       
реализации продукции  

115

112

110

110

110

112

115

141

Индекс себестоимости    
реализованной продукции

114

109

110

110

109

109

108

128

Степень износа активной 
части основных          
производственных        
средств на конец года 

5

5

5

5

5

5

5

115

Индекс снижения         
энергоемкости           
производства          

102

108

105

105

107

109

109

125

Уровень рентабельности  
продаж                

4,3

2,7

4

3

5

5,5

5,5

-

Уровень рентабельности  
реализованной продукции

5,6

3,6

4

4

5

5,5

5,5

-

Индекс роста реальной   
заработной платы      

121,3

124,5

120

120

120

120

120

173

Доля новой продукции    
в общем объеме          
произведенной продукции

10

12

10

10

10

10

10

-

Информация о работе Планирование на предприятии на АПК