Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:47, курсовая работа
Цель работы – совершенствование процесса социально-экономического планирования ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром».
Методы исследования: экономико-статистические методы: табличный, группировок, сравнительный, абсолютных разниц, относительных величин.
Основные моменты раздела:
Потребность в кадрах планируется раздельно по группам и категориям работающих. При планировании численности персонала на предприятии различают явочный и списочный состав.
Явочный состав – число работников, которые в течение суток фактически являются на работу. В списочный состав входят все постоянные и временные работники, и том числе находящиеся в командировках, отпусках, на военных сборах.
Явочное число работников рассчитывается, а списочное их число определяется путем корректировки явочного числа с помощью коэффициента, учитывающего планируемые неявки на работу.
На практике применяют два метода определения необходимой численности рабочих:
1) по трудоемкости
2) по нормам обслуживания.
Первый метод используют при определении численности рабочих, занятых на нормируемых работах, второй – при определении численности рабочих, занятых на ненормируемых работах, в основном вспомогательных рабочих. Численность ИТР и служащих определяется по штатному расписанию.
По состоянию на 01.01.2012 г. на Слуцком хлебозаводе списочная численность работающих составила 353 человека, из них 52 человека - руководители и специалисты, обеспеченность и укомплектованность на заводе полная.
Таблица 2.1 - Анализ состава трудовых ресурсов предприятия
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Отклонение 2012 года к 2011 году, чел. |
Всего по предприятию |
353 |
339 |
-14 |
Руководители |
24 |
21 |
-3 |
Специалисты |
28 |
28 |
0 |
Рабочие |
301 |
290 |
-11 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что отклонение 2012 года к 2011 году получилось отрицательным (всего по предприятию - 14 чел), однако это не говорит об убыточности предприятия либо невозможности выплачивать зарплату такому количеству людей. При более подробном рассмотрении самой таблицы можно заметить, что более значительное отрицательное отклонение присутствует в графе рабочие и только затем руководители, а число специалистов на протяжении 2011-2012 гг. не изменилось. А так как оборудование предприятия модернизируется, вводятся более новые машины, печи и другое профессиональное оборудование, отсюда следует, что в связи с данными изменениями, предприятию пришлось сократить количество рабочих, так как новое оборудование постепенно вытесняет ручной труд.
По возрастному составу общая численность работающих составляет:
Таблица 2.2 - Анализ трудовых ресурсов по полу и возрасту
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Отклонение 2012года к 2011году, чел. |
По полу: | |||
Мужчины |
87 |
84 |
-3 |
Женщины |
266 |
255 |
-11 |
По возрасту: |
|||
18-24 |
29 |
24 |
-5 |
25-29 |
49 |
48 |
-1 |
30 |
17 |
16 |
-1 |
31 |
11 |
12 |
+1 |
32-39 |
110 |
106 |
-4 |
40-49 |
72 |
70 |
-2 |
50-54 |
33 |
29 |
-4 |
55-59 |
30 |
32 |
+2 |
60 лет и старше |
2 |
2 |
0 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что
уволено было больше женщин, чем
мужчин. Это обусловлено тем, что
на предприятии преобладающее
Образовательная структура кадров представлена следующим образом:
- с высшим образованием - 48 чел. (13,6 %);
- со средним специальным образованием - 79 чел. (22,4 %);
- с профессионально-техническим - 127 чел. (36,0%);
- со средним и неполным средним образованием - 99 чел. (28%).
Средний разряд работающих 3,76.
Таблица 2.3 - Анализ трудовых ресурсов по образованию
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Отклонение 2011года к 2010году, чел. |
Высшее образование |
48 |
47 |
-1 |
Общее среднее |
96 |
93 |
-3 |
Среднее специальное образование |
79 |
75 |
-4 |
Профессионально-техническое |
127 |
121 |
-6 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Проанализировав таблицу, заметим,
что большинство служащих предприятия
имеют профессионально-
Главная цель администрации на сегодняшний день - это сохранение подготовленных кадров, а также укомплектованность их в дальнейшем молодыми и перспективными специалистами.
В работе с персоналом ИТР и служащих большое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров, повышению их квалификации. В настоящее время заочно на разных курсах (от 2 до 5) учатся 6 человек.
Повышение квалификации специалистов осуществляется через Минский "Государственный профессионально - технический колледж хлебопечения".
Ежегодно повышают квалификацию 5-6 специалистов по заявкам предприятия.
В работе с кадрами широко используются различные формы: республиканские и областные тематические семинары; посещение организуемых выставок пищевой промышленности в Республике Беларусь, России, Украины; обмен опытом работы хлебозаводов Беларуси, Украины, России, Прибалтики; практические стажировки специалистов по замещению должностей отсутствующих работников.
Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает прежде всего:
— обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
— повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;
— переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель переквалификации состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность.
Обучение персонала — это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.
При благоприятных обстоятельствах обучение персонала выполняет важную двойную функцию наилучшего использования работника и его мотивацию.
Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.
Рассмотрим подход к обучению персонала на РУП «Борисовхлебпром» филиал Солигорский хлебозавод. Следует отметить, что развитие персонала на крупном предприятии является специфической задачей и занимает важное место среди процедур, обслуживающих бизнес-процессы функционирования предприятия.
На хлебозаводе работа по обучению, повышению квалификации, развитию персонала разделена на несколько направлений.
Профессиональное обучение вновь принятых рабочих и обучение вторым профессиям
Одной из первых встает задача:
как адаптировать вновь принятого
работника к специфике
Обучение новичков, принятых на предприятие на вакансии рабочих профессий, а также овладевающих второй профессией, проводится в следующем порядке.
За каждым стажером закрепляется опытный наставник из числа наиболее квалифицированных работников, который обучает своего подопечного безопасным методам труда и специфике профессии. После окончания срока обучения (который варьируется от двух недель до трех месяцев) стажер на рабочем месте сдает квалификационный экзамен в присутствии постоянно действующей комиссии завода (ПДК).
Состав ПДК во главе
с председателем – главным
инженером утверждается приказом генерального
директора. В состав ПДК также
входят главный механик, главный
энергетик, начальник отдела охраны
труда и техники безопасности
и, в качестве секретаря комиссии,
ведущий инженер по подготовке кадров.
На заседаниях ПДК своих работников
представляют начальники цехов, заместители
начальников цехов –