Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:47, курсовая работа
Цель работы – совершенствование процесса социально-экономического планирования ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром».
Методы исследования: экономико-статистические методы: табличный, группировок, сравнительный, абсолютных разниц, относительных величин.
Миссия фирмы и ее стратегические, оперативные планы должны в определенной мере отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Миссия организации, воплощенная в ее планах, должна вырабатываться с учетом следующих факторов и условий:
Существует тесная связь
между стратегией предприятия и
разрабатываемым им планом деятельности
на перспективу. Вместе с тем не существует
общепринятого понимания
Таким образом, план – это
понятие, которое непосредственно
связано со стратегией. Под планом
понимают заранее спроектированные
условия и действия, которые контролируются
в течение всего периода
Техника составления планов заключается в разработке внутренней документации, в которой представлен последовательно весь ход деятельности компании на определенный период времени. План представляет комплекс документов, включающий текстовую часть, расчетные таблицы с показателями, графики с изображением наиболее существенной информации, ряд приложений. Например, план обязательно содержит данные о выпуске продукции, в том числе новой, данные о ресурсном обеспечении и многое др. Содержание планов значительно отличается в зависимости от вида плана, вида основной деятельности предприятия и других факторов.
Вопросы составления планов
предприятия достаточно детально разработаны
в научной литературе, что не исключает
сохранения ряда дискуссионных и
нерешенных вопросов, о чем будет
сказано в последующих главах
в связи с рассмотрением
При разработке проекта плана
должны учитываться стратегия
Исходя из сущности рынка можно сделать вывод о том, что участники рынка принимают решения и действуют в условиях значительной неопределенности и разнообразных экономических и финансовых рисков. Из этого следует, что при разработке планов и прогнозов необходимо учитывать эту специфику рыночных отношений. Она заключается в вероятностном характере не только прогноза, но в известной мере и плана.
Сущность рынка как среды функционирования бизнеса наиболее полно проявляется в его функциях, которые также подтверждают наличие факторов неопределенности и риска в рыночной среде, затрудняющих обеспечение точности прогнозов и планов. Важнейшими функциями рынка являются:
Специфика внутрифирменного планирования определяется особенностью места предприятия в системе общественных отношений. Это находит выражение в следующем:
Базой планирования на предприятии является предварительно разработанный прогноз развития. Под прогнозированием деятельности организации понимается оценка перспектив ее развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Основная цель прогноза – определение наиболее вероятных тенденций развития и определение ожидаемого влияния внутренних и внешних факторов на функционирование предприятия в будущем.
Центральной проблемой планирования производства на ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром» является внедрение принципиально новых инструментов в самые разнообразные структурные элементы предпринимательской деятельности: освоение новой продукции, новых промышленных технологий, новых методов менеджмента. В частности, заслуживает внимания такой революционный путь перестройки системы управления, как реинжиниринг и реализация процессного подхода в управлении бизнес-процессом. Общественный прогресс возможен лишь в той мере, в какой продуцируются инновации в разных сферах общественной жизни, и прежде всего в управлении предпринимательской деятельностью.
Таким образом, Программа развития представлена в виде совокупности конкретных мероприятий и ожидаемых результатов, сгруппированных по системным признакам и направленных на достижение основных социально-экономических целей объекта планирования, на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала территории.
Помимо желаемых показателей выпуска, доходов и затрат, планы предприятия должны включать список лиц, ответственных за достижение того или иного результата. Кто-то должен отвечать за каждую единицу выпущенной продукции и использованных ресурсов. Вместе с тем каждый управляющий - от высших менеджеров производственных объединений до мастеров смены или участка - должен знать, за какой участок работы и какую часть общего плана он отвечает.
Важную роль в повышении эффективности деятельности предприятий играют процедуры контроля.
Оценка выполнения планов выполняется постфактум, т.е. по окончании сроков выполнения некоторых предусмотренных планом операций. Особенно важную роль в обеспечении бесперебойной деятельности предприятия играет контроль за выполнением бюджетов. Периодичность контрольных процедур определяется с самого начала, вместе с утверждением бюджета. Если бюджеты составляются в помесячной разбивке, контроль осуществляется по истечении месяца, если в понедельной - по истечении недели. В отдельных случаях на предприятиях с непрерывным или почти непрерывным производством массовой продукции (в частности, на крупных предприятиях пищевой промышленности) контроль за выполнением бюджетов ведется ежедневно. Управляющие регулярно отслеживают уровень выпуска и структуру денежных потоков предприятия, поскольку от этого зависит финансовая устойчивость бизнеса в текущем периоде и перспективы будущих успехов. Выполнение бюджетов становится критерием оценки работы самих управляющих, т.е. оценки того, как они организовали деятельность вверенного им подразделения. Выполнение плановых заданий линейными подразделениями ведется в основном в натуральных показателях, при этом определяется процент выполнения плана как отношение фактически достигнутых результатов к плановым значениям соответствующих показателей.
Для оценки деятельности ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром» в целом используют показатели прибыльности, как абсолютные, так и относительные. Для оперативного контроля за деятельностью предприятия используется анализ отклонений. Под отклонениями понимаются отступления от плановых (бюджетных) показателей, допущенные в ходе производственной деятельности.
Бюджетные отклонения анализируются с точки зрения их составляющих, при этом выявляются причины недовыполнения или перевыполнения плана, а также определяется, кто из управляющих должен нести за это ответственность.
Уровень обобщения данных выбирается исходя из конкретных условий. Например, если стоимость сырья составляет лишь малую часть затрат предприятия, уделять внимание се детальному анализу не стоит. Если же, наоборот, производство носит материалоемкий характер, анализ отклонений по материалам (а при использовании многих видов сырья - и по каждой статье в отдельности) даст наибольший эффект.
факт существования отклонений не означает, что за них ответственны менеджеры по закупкам или по производству лично. Отклонения (независимо от степени их детализации) только указывают на проблемную область, но без дальнейшего анализа не являются окончательным доказательством персональной ответственности того или иного руководителя за возникший дисбаланс. Детальное выявление отклонений может лишь помочь определить то должностное лицо, которое наилучшим образом сможет отреагировать на изменение ситуации и начать исправлять положение. Отметим, что использование бюджета в целях контроля и преследования менеджеров вряд ли найдет поддержку среди сотрудников предприятия, а следовательно, вряд ли будет достаточно эффективным методом управления затратами.
Причинами возникновения отклонений могут быть недостатки как организации производства, так и планирования, в частности при установлении нормативов. Драгоценное время и масса усилий могут быть затрачены на то, чтобы выяснить, какое из подразделений предприятия работает плохо, тогда как на самом деле расхождение плановых и фактических показателей указывает не на недостатки работы производственных подразделений, а на ошибки планирования. Для того чтобы анализ отклонений дал действенные результаты, предварительно следует выяснить, какие составляющие отклонений обусловлены производственными причинами, а какие - ошибками планирования. Это позволит менеджерам сконцентрировать свои усилия на контроле за производством, а сотрудникам, разрабатывающим бюджеты, еще раз пересмотреть нормативы и усовершенствовать процесс планирования.
Если ошибки планирования возникают
в результате действия непредвиденных
обстоятельств или носят