Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 23:20, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические основы планирования объема производства и реализации продукции на предприятии и выявить пути их увеличения. В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть показатели, характеризующие объем производства и реализации продукции;
- выделить факторы, влияющие на изменение объема производства и реализации продукции;
- выявить пути увеличения объёма производства и реализации продукции.
Введение……………………………………………………………………...
1 Теоретические основы планирования производства и реализации продукции ………………………................................................................
1.1 План производства: сущность, виды планов………..............................
1.2 Организация планирования производства продукции………………..
2 Планирование производства и реализации продукции на
филиале “Камертон” ОАО “ИНТЕГРАЛ”- управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» ……………...………………………….................
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала “Камертон” ОАО “ИНТЕГРАЛ”- управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ»……………………………………….....................................
2.2 Разработка производственной программы филиала; анализ показателей производства и реализации продукции филиала “Камертон” ОАО “ИНТЕГРАЛ”- управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» ………................................................................................
3 Пути увеличения объемов производства и реализации продукции на филиале “Камертон” ОАО “ИНТЕГРАЛ”- управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ»……………………….............................................
3.1 Резервы роста объемов производства и реализации продукции на филиале «Камертон» ОАО «ИНТЕГРАЛ» - управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ»………..…………………………………………..
3.2 Мероприятия по увеличению объемов производства и реализации продукции на филиале «Камертон» ОАО «ИНТЕГРАЛ» - управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ»…………………………………………
Заключение
Список использованных источников
Что касается планирования объема производства, то разрабатывается программа производства в натуральном и стоимостном выражении.
Планируются также и материальные затраты, которые включают в себя материалы на основное производство, материалы на ремонтно-эксплуатационные нужды, и рассчитываются на прогнозируемый год, в том числе по периодам.
Планированием технического и организационного развития предприятия занимается главный инженер предприятия и ОТК. На основе данных анализа эффективности деятельности предприятия за предшествующие и отчетный периоды, а также плановых показателей, поступающих из бухгалтерии главный инженер совместно с ОТК разрабатывает ежегодный план технического и организационного развития.
В данном плане указываются планируемые виды работ, ответственные и сроки выполнения. Затем на основании данного плана экономистом предприятия совместно с главным инженером рассчитываются необходимые средства для реализации проектов и их экономическая эффективность.
Завершающим этапом планирования на предприятии является оперативное планирование, его цель – обеспечение равномерного, бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.
Таким образом, анализ системы планирования
на предприятии показывает, что она находится
в стадии зрелости. Такой вывод можно сделать
на том основании, что, несмотря на некоторые
вышеперечисленные недостатки, в целом
планирование ведется на предприятии
развернуто и отражает все аспекты его
деятельности. Разрабатывается ежегодный
бизнес- план развития и соответствующая
ему производственная программа. Это позволяет
предприятию более уверенно чувствовать
себя в конкурентной среде, а также упорядочить
ведение систематического экономического
учета и анализа.
Основными задачами анализа показателей производства являются:
1) оценка объема, качества, динамики, ритмичности, структуры продукции;
2) проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;
3) выявление влияния отдельных
факторов на конечный
4) разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.
Рассмотрим выполнение плана производства продукции в динамике (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1 – Выполнение плана производства за 2010-2012гг, тыс. штук
Наименование продукции |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение плана от факта 2012г., | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |||
Электронные наручные часы, |
36 |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
ЧНК-01 |
36 |
10 |
12 |
20 |
48 |
45 |
-3 | |
Бактерицидный облучатель воды |
0,6 |
0,1 |
3 |
2 |
3,54 |
0,538 |
-3 | |
Кремниевые пластины, |
626 |
160 |
160 |
63 |
30 |
63 |
+33 | |
ЧСЭ |
- |
- |
6 |
12 |
9 |
7,869 |
-1,138 | |
ШЭЭ-01 |
- |
- |
5 |
9 |
9 |
9,661 |
+0,661 | |
ИАД-05 |
- |
- |
2 |
0 |
2 |
1,484 |
-0,516 | |
Пробка 3-х компонентная |
- |
- |
900 |
615 |
960 |
513 |
-447 | |
Светильник светодиодный |
- |
- |
1 |
0,7 |
5 |
1,085 |
-3,915 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что планируемый выпуск продукции значительно отличается от фактического по большинству позиций плана. Это недостаточная работа отдела маркетинга и сбыта, и нежелание потребителя приобретать продукции филиала.
На это влияют следующие факторы: во-первых, устаревшие модели часов настенных, шагомеров, секундомеров; во-вторых, высокая себестоимость производимой продукции по сравнению с аналогами китайского производства и, в-третьих, большие запасы продукции на складе.
Далее рассмотрим динамику реализации продукции филиала «Камертон» (таблица 2.2.2).
Таблица 2.2.2– Динамика объема реализации продукции за 2010 - 2012, млн. руб.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение +/- |
1. Остаток готовой продукции на начало года |
2 465 |
948 |
850 |
-98 |
2. Объем производства продукции |
15 028 |
12 687 |
17 129 |
+4 442 |
3. Остаток готовой продукции на конец года |
948 |
850 |
3 249 |
+2 399 |
4. Отгрузка продукции за год |
16 545 |
12 536 |
16 034 |
+3 498 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: |
||||
5.1. На начало года |
- |
- |
- |
- |
5.2. На конец года |
- |
- |
- |
- |
6. Реализация продукции |
16 545 |
11 588 |
18 565 |
+6 977 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
По состоянию на 01.01.2013 г. запасы готовой продукции на складах филиала составили 3249 млн. рублей и увеличились по сравнению с началом года на 2399 млн. рублей. Фактическое соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства за 2012г. составило 227,6% при нормативном значении 185%.
Стоимость товаров, отгруженных покупателям,
увеличилась на
6977 млн. руб. Данные тенденции можно признать
положительными. Однако увеличение стоимости запасов готовой продукции
отрицательно влияет на работу предприятия.
Увеличение запасов говорит о том, что
продукция плохо продается и часть произведенной
продукции ложится на склад филиала. В
свою очередь раз нет продажи товаров
потребителю, следовательно, и нет поступления
денежных средств.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и филиал платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции - коэффициент ритмичности представлен в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3– Данные
для расчета ритмичности выпуска продукции
по кварталам
2010 – 2012гг.
Квартал |
Выпуск продукции, млн. р. |
Удельный вес продукции, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Первый |
3160 |
2902 |
6375 |
21,1 |
22,9 |
37,2 |
Второй |
3954 |
2510 |
4075 |
26,3 |
19,8 |
23,8 |
Третий |
3938 |
2603 |
3063 |
26,2 |
20,5 |
17,9 |
Четвертый |
3976 |
4672 |
3616 |
26,4 |
36,8 |
21,1 |
Итого за год |
15 028 |
12 687 |
17 129 |
100 |
100 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Kритм = 21, 1 + 25 + 25 + 25 = 96, 1 %, что свидетельствует о ритмичной работе предприятия в 2012 году.
Порядок приобретения сырьевых ресурсов и вспомогательных материалов регламентирован нормативной документацией, разработанной в соответствии с требованиями международных стандартов.
Анализ эффективности договорной работы на предприятии приведен в таблицах 2.2.4 – 2.2.5.
Таблица 2.2.4 – Характеристика поставщиков (покупателей) в 2010-2012гг.
Наименование поставщика |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклоне2012 к 2010, +,- | |||
Кол-во, ед.изм |
уд. вес, % |
Кол-во, ед.изм |
уд. вес, % |
Кол-во, ед.изм |
уд. вес, % | ||
Поставщики-производители в том числе |
16 |
100 |
19 |
100 |
18 |
100 |
- |
Предприятия-посредники в том числе |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ВСЕГО |
16 |
100 |
19 |
100 |
18 |
100 |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из таблицы 2.2.4 видно, что за период 2010-2012 гг. филиал не пользовалось услугами предприятий посредников, а работал напрямую с поставщиками-покупателями. Это положительно сказалось на работе филиала, о чем свидетельствует увеличение количество заключаемых договоров.
Таблица 2.2.5 – Территориальное размещение покупателей в 2010-2012гг.
Область |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение за период, +,- | |||
Кол-во, ед.изм. |
Уд. вес, % |
Кол-во, ед.изм. |
Уд. вес, % |
Кол-во, ед.изм. |
Уд. вес, % | ||
Брестская |
1 |
10 |
1 |
8,3 |
2 |
- | |
Витебская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Гомельская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Минская |
7 |
70 |
8 |
66,7 |
10 |
66,6 |
+3 |
Могилевская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Гродненская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Россия |
2 |
20 |
3 |
25 |
3 |
20 |
+1 |
ИТОГО |
10 |
100 |
12 |
100 |
15 |
100 |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод о том, что в период с 2010 по 2012гг. наибольшее количество покупателей продукции размещены в Минской области, что составляет в 2012г. 66,6 % от общего количества. Также не малый удельный вес занимают потребители продукции, размещенные на территории РФ (20 % -2012г.).
Анализ динамики производства продукции начинается с изучения динамики выпуска, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства за определенное количество лет.
Таблица 2.2.6 Динамика производства продукции в сопоставимых ценах за 2010-2012гг
Квартал |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Темпы роста, % | |||||||
Базисные |
Цепные | ||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
I |
3160 |
2902 |
6375 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
II |
3954 |
2510 |
4075 |
125,1 |
86,5 |
63,9 |
125,1 |
86,5 |
63,9 |
III |
3938 |
2603 |
3063 |
124,6 |
89,6 |
48 |
99,6 |
103,7 |
75,2 |
IV |
3976 |
4672 |
3616 |
125,8 |
160,9 |
56,7 |
100,9 |
179,5 |
118 |