Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования, выявление направлений и путей ее снижения. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
Дать понятие себестоимости, определить ее состав;
Изучить основные методы исчисления себестоимости;
Выявить факторы и пути снижения себестоимости продукции;
Проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;
Разработать предложения по снижению себестоимости продукции;
Введение ………………………………………………………………...…3
Глава 1.Себестоимость продукции, её значение в экономике предприятия ……………………………………………………………….…..5-20
Понятие и виды себестоимости продукции, её структура…….….5
Основные методы исчисления себестоимости…………………...10
1.3 Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции………………………………………………………………………...14
Глава 2. Анализ себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"…………………………………………………………………...21-42
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………...…..21
2.2 Анализ себестоимости молочной продукции………………….…26
2.3 Резервы снижения себестоимости продукции………………...….35
Глава 3. Предложения по снижению себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"……………………………………………………..43-44
Заключение…………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………
С другой стороны в ООО "Бичурский маслозавод" проблемой снабжения и сбыта занимается небольшой отдел, который подчинен заведующему производством. Это отдел курирует только отдельные специфические вопросы снабжения и сбыта. Но в условиях рыночной экономики этого явно недостаточно. В условиях рыночных отношений реализация продукции имеет, пожалуй, большое значение, чем производство. Предприятие должно в этих условиях не только поставлять продукцию на рынок, но и изучать рынок, расширять его путем освоения новых. Рынок нужно изучать, изучать спрос на продукцию и прежде всего, качество этой продукции. На рынке нужно изучать дизайн предлагаемой продукции, её качество и качество упаковки и т.д.
2.2 Анализ
себестоимости молочной
Себестоимость промышленной продукции является объективной экономической категорией, характеризующей выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий, непосредственно связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Калькулирование себестоимости
представляет собой особую систему
расчетов, посредством которой может
быть определена как себестоимость
всей произведенной продукции, так
и себестоимость единицы
- по месту возникновения затрат (цехам, участкам);
по видам продукции (работ, услуг);
- по видам расходов (элементы затрат).
В зависимости от характера
и назначения выполненных работ
установлена следующая
- основные производства;
- вспомогательные производства.
Кроме того, на предприятиях
молочной промышленности имеются непромышленные
хозяйства. Основные производства заняты
непосредственно изготовлением
продукции (готовых изделий и
полуфабрикатов, предназначенных для
реализации). Вспомогательные производства
промышленных предприятий обеспечивают
основные производства различными видами
энергии (электроэнергией, паром, водой,
холодом), тарой, транспортными средствами
и производят работы по ремонту основных
средств. Стоимость продукции
В зависимости от способа
отнесения затрат на себестоимость
продукции расходы подразделяют
на прямые и косвенные. Под прямыми
затратами понимаются расходы, связанные
с производством отдельных
Прежде всего рассмотрим состав и структуру затрат в целом по предприятию.
Таблица 1. Состав и структура затрат
Статьи затрат |
2008г. |
2009г. |
2010 г. | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Материальные затраты- всего |
21837 |
70,5 |
24177 |
69,7 |
30507 |
65,7 |
В том числе: |
||||||
Сырье |
17911 |
57,8 |
19402 |
56 |
24498 |
52,7 |
Материалы |
1441 |
4,6 |
1600 |
4,6 |
2021 |
4,4 |
Топливо (уголь, ГСМ) |
2005 |
6,5 |
2633 |
7,59 |
3323 |
7,2 |
Электроэнергия |
480 |
1,6 |
542 |
1,56 |
665 |
1,4 |
Затраты на оплату труда-всего |
6109 |
19,7 |
7095 |
20,5 |
11007 |
23,7 |
В том числе: |
||||||
Заработная плата работников АУП |
1527 |
4,9 |
1774 |
5,1 |
2751 |
5,9 |
Заработная плата работников, связанных с производством |
4582 |
14,8 |
5321 |
15,4 |
8256 |
17,8 |
Отчисления на социальные нужды |
864 |
2,8 |
1192 |
3,4 |
2050 |
4,4 |
Прочие затраты |
2159 |
7 |
2207 |
6,4 |
2886 |
6,2 |
Всего по предприятию |
30969 |
100 |
34671 |
100 |
46450 |
100 |
В целом
по предприятию в 2010 г. наблюдается
увеличение затрат на 49,9 % по сравнению
с 2008 г. В 2010 г. наибольший удельный вес
в структуре затрат занимают материальные
затраты 65,7 % и затраты на оплату
труда – 23,7 %, т.к. функционирование
ООО " Бичурского маслозавода" напрямую
связано с материальными
Из данных приложения II можно сделать вывод, что затраты на закупку молока с каждым годом увеличиваются, так в 2010 г. увеличились на 21 % по сравнению с 2008 г. это вызвано прежде всего с увеличением объемов закупа молока. Затраты на доставку молока в качестве сырья для производства молочной продукции в 2010 г. также увеличились на 17 % по сравнению с 2008 г. В данном случае это связано прежде всего с повышением цен на ГСМ и запасные части. Также соответственно увеличилась заработная плата водителей, что также связано с увеличением объемов закупа молока.
Себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Она рассчитывается по отдельным продуктам, взятым в натуральном выражении. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществление внутрипроизводственного хозрасчета; выявление резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукции.
Рассмотрим себестоимость единицы молочной продукции за 2008-2010 гг. (см. Приложение III). Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что с каждым годом себестоимость молочной продукции увеличивается. Это связано с тем, что повышаются затраты на производство. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в увеличение себестоимости молочной продукции занимает сметана (20%) 2010 г. по сравнению с 2008 произошло увеличение на 187%, затем творог( 5%) на 16 % и т.д.
Анализ себестоимости
Рассмотрим объем товарной продукции в пересчете на молоко
Таблица 2. Объем товарной продукции в пересчете на молоко
Виды продукции |
Объем товарной продукции, т. |
Норма расхода молока на 1 т. в т. |
Объем товарной продукции в пересчете на молоко на 1 т. , | ||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||
1)Молоко (2,5) |
28,8 |
29,1 |
36,5 |
0,733 |
21,1 |
21,3 |
26,8 |
2)Молоко (3,2) |
32,5 |
32,8 |
39,9 |
0,943 |
30,6 |
31,0 |
37,6 |
3)Творог (5%) |
110,0 |
119,7 |
153,4 |
0,938 |
1031,6 |
1123,0 |
1439,3 |
4) Творог обезжир. |
76,7 |
74,0 |
88,1 |
- |
- |
- |
- |
5) Масло крестьянское |
18,4 |
19,2 |
24,0 |
21,9 |
403,3 |
420,0 |
525,7 |
6) Масло Спред. |
4,6 |
5,2 |
7,1 |
10,9 |
50,8 |
56,5 |
77,7 |
7)Сметана (20%) |
243,2 |
243,3 |
292,6 |
6,0 |
1458,4 |
1459,1 |
1754,5 |
8) Сметана Восст. |
114,7 |
113,9 |
167,2 |
0,691 |
79,3 |
78,7 |
115,5 |
9) Паста сметанная |
90,1 |
89,5 |
107,0 |
- |
- |
- |
- |
10) Сыр |
5,4 |
6,0 |
7,9 |
0,667 |
3,6 |
4 |
5,3 |
11) Бифилюкс |
26,6 |
28,0 |
36,0 |
1,0 |
25,4 |
26,7 |
34,4 |
Итого |
* |
* |
* |
* |
3104,0 |
3220,3 |
4016,8 |
Рассмотрим анализ себестоимости переработки 1 т. молока. (приложение IV)
Себестоимость переработки 1 т. молока = ∑ затрат / Объем ТП в пересчете на молоко = 30969 / 3104,0 = 9,9 тыс.руб. (2008 г.)
Себестоимость переработки 1 т. молока =34671/3220,3=10,8 тыс. руб.(2009 г.)
Себестоимость переработки 1 т. молока =46450/4016,8 = 11,6 тыс. руб.(2010 г.)
Вывод: Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что себестоимость переработки 1 т. молока с каждым годом увеличивается, например в 2010 г. себестоимость переработки 1 т. молока увеличилась на 17% по сравнению с 2008 г., это связано с тем, что повышаются затраты на производство.
Для характеристики изменения себестоимости
единицы продукции используется
показатель, например индекс динамики
себестоимости единицы
Введем следующие обозначения:
z - себестоимость единицы продукции в 2008 г.;
z0 - себестоимость единицы продукции в 2009 г.;
z1 - фактическая себестоимость единицы продукции в 2010 г.;
q - объем выпуска продукции в 2008 г.
q0 - объем выпуска продукции в 2009 г.
q1 - фактический объем выпуска продукции в 2010 г. в натуральных единицах измерения.
Рассмотрим анализ динамики себестоимости единицы продукции. (приложение V)
Индивидуальный
индекс – это относительный
iz= z1/ z0 = 10,4/9,8=1,061 , или 6,1% (молоко 2,5%)
iz= z2/ z1 11,0/10,4=1,058 или 5,8%
iz=z2/z0=11,0/9,8=1,122,или 12,2%
Таким образом, средняя себестоимость 1т. продукции молока (2,5%) в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6,1 %, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. средняя себестоимость 1т. продукции молока (2,5%) увеличилась на 5,8%, также в 20010 г. по сравнению с 2008 г. на 12,2%, это связано с тем, что происходит увеличение затрат на производство.
При изучении динамики среднего уровня
себестоимости определенного
Таблица 3. Исходные данные для расчета общего индекса средней себестоимости молочной продукции
Виды продукции |
Объем товарной продукции в пересчете на молоко, т. |
Себестоимость 1 т. продукции | ||||
2008 г. q |
2009 г. q0 |
2010 г. q1 |
2008 г. z |
2009 г. z0 |
2010 г. z1 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1)Молоко (2,5) |
21,1 |
21,3 |
26,8 |
13,4 |
14,2 |
15,1 |
2)Молоко (3,2) |
30,6 |
31,0 |
37,6 |
11,3 |
11,7 |
12,4 |
3)Творог (5%) |
1031,6 |
1123,0 |
1439,3 |
4,8 |
5,2 |
5,5 |
4) Творог обезжир. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5) Масло крестьянское |
403,3 |
420,0 |
525,7 |
6,6 |
6,8 |
7,2 |
6) Масло Спред. |
50,8 |
56,5 |
77,7 |
11,8 |
12,4 |
13,1 |
7)Сметана (20%) |
1458,4 |
1459,1 |
1754,5 |
7,3 |
8,1 |
8,6 |
8) Сметана Восст. |
79,3 |
78,7 |
115,5 |
60,3 |
65,5 |
69,4 |
9) Паста сметанная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10) Сыр |
3,6 |
4 |
5,3 |
107,1 |
109,8 |
116,5 |
11) Бифилюкс |
25,4 |
26,7 |
34,4 |
12,1 |
11,5 |
12,2 |
Итого |
3104,0 |
3220,3 |
4016,8 |
9,9 |
10,8 |
11,6 |
Индекс себестоимости
Iz пер. сост. = z1/ z0= 11,6/10,8=1,074, или 7,4%
Средняя себестоимость молочной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 7,4%.
Iz пост. сост. = ∑z1q1/ ∑z0q1 = 46450/35594,3=1,305
Индекс себестоимости
Влияние структурного фактора на изменение средней себестоимости единицы продукции характеризует индекс структурных сдвигов.
I z стр.сдв. = (∑z0q1/ q1) / ( ∑ z0 q0/ ∑ q1)= 8,86/10,8=0,82
Индекс структурных сдвигов показывает, что средняя себестоимость 1 тонны молочной продукции снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 г. за счет увеличения доли более дешевых по себестоимости видов продукции.
Произведение индексов себестоимости
постоянного состава и
3.3 Резервы
снижения себестоимости
По результатам анализа
Рассчитаем резерв снижения себестоимости выпускаемой продукции, за счет увеличения объема производства продукции.
Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней между собой. К таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста и прироста, средний темп роста. При этом сравниваемый уровень называют отчетным, а уровень, с которым производится сравнения, - базисным.
Абсолютный прирост ( ) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он равен разности двух сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость роста:
= Yi - Yi-1
( ) 2009/ 2008 = 3220,3 – 3104,0=116,3
( ) 2010/ 2009 = 4016,8 - 3220,3=796,5
( ) 2010/ 2008 =4016,8 - 3104,0 = 912,8
Показатели интенсивности
Информация о работе Предложения по снижению себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"