Предложения по снижению себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования, выявление направлений и путей ее снижения. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
Дать понятие себестоимости, определить ее состав;
Изучить основные методы исчисления себестоимости;
Выявить факторы и пути снижения себестоимости продукции;
Проанализировать себестоимость продукции на примере конкретного предприятия;
Разработать предложения по снижению себестоимости продукции;

Содержание

Введение ………………………………………………………………...…3
Глава 1.Себестоимость продукции, её значение в экономике предприятия ……………………………………………………………….…..5-20
Понятие и виды себестоимости продукции, её структура…….….5
Основные методы исчисления себестоимости…………………...10
1.3 Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции………………………………………………………………………...14
Глава 2. Анализ себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"…………………………………………………………………...21-42
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………...…..21
2.2 Анализ себестоимости молочной продукции………………….…26
2.3 Резервы снижения себестоимости продукции………………...….35
Глава 3. Предложения по снижению себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"……………………………………………………..43-44
Заключение…………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

puti_snizhenia_sebestoimosti_produktsii.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

С другой стороны в ООО "Бичурский маслозавод" проблемой снабжения и сбыта занимается небольшой отдел, который подчинен заведующему производством. Это отдел курирует только отдельные специфические вопросы снабжения и сбыта. Но в условиях рыночной экономики этого явно недостаточно. В условиях рыночных отношений реализация продукции имеет, пожалуй, большое значение, чем производство. Предприятие должно в этих условиях не только поставлять продукцию на рынок, но и изучать рынок, расширять его путем освоения новых. Рынок нужно изучать, изучать спрос на продукцию и прежде всего, качество этой продукции. На рынке нужно изучать дизайн предлагаемой продукции, её качество и качество упаковки и т.д.

 

2.2 Анализ  себестоимости молочной продукции

 

Себестоимость промышленной продукции является объективной  экономической категорией, характеризующей  выраженные в денежной форме текущие  затраты предприятий, непосредственно  связанных с использованием в  процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а  также других затрат на ее производство и реализацию.

Калькулирование себестоимости  представляет собой особую систему  расчетов, посредством которой может  быть определена как себестоимость  всей произведенной продукции, так  и себестоимость единицы каждого  вида продукции. При калькулировании затрат, образующих себестоимость продукции, различают следующие виды группировок расходов:

- по месту возникновения  затрат (цехам, участкам);

по видам продукции (работ, услуг);

- по видам расходов (элементы  затрат).

В зависимости от характера  и назначения выполненных работ  установлена следующая классификация  производства:

- основные производства;

- вспомогательные производства.

Кроме того, на предприятиях молочной промышленности имеются непромышленные хозяйства. Основные производства заняты непосредственно изготовлением  продукции (готовых изделий и  полуфабрикатов, предназначенных для  реализации). Вспомогательные производства промышленных предприятий обеспечивают основные производства различными видами энергии (электроэнергией, паром, водой, холодом), тарой, транспортными средствами и производят работы по ремонту основных средств. Стоимость продукции вспомогательных  производств, потребляемой на производственные нужды предприятия, на балансе которого они состоят, рассматривается как  внутризаводской оборот и не включается в объем реализуемой продукции. В зависимости от объема затрат различают  производственную и полную себестоимость  продукции. Производственная себестоимость  отражает затраты на производство продукции. Полная себестоимость включает производственную себестоимость и расходы, связанные  с реализацией продукции (затраты  на тару и упаковку продукции, затраты  по перевозке готовой продукции).

В зависимости от способа  отнесения затрат на себестоимость  продукции расходы подразделяют на прямые и косвенные. Под прямыми  затратами понимаются расходы, связанные  с производством отдельных видов  продукции (на сырье, основные материалы, расходы по заработной плате производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (общепроизводственные, общехозяйственные). В группировке затрат по статьям прямые расходы, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающихся по их функциональной роли в производственном процессе.

Прежде  всего рассмотрим состав и структуру  затрат в целом по предприятию.

 

Таблица 1. Состав и структура затрат

Статьи затрат

2008г.

2009г.

2010 г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Материальные затраты- всего

21837

70,5

24177

69,7

30507

65,7

В том числе:

           

Сырье

17911

57,8

19402

56

24498

52,7

 Материалы

1441

4,6

1600

4,6

2021

4,4

Топливо (уголь, ГСМ)

2005

6,5

2633

7,59

3323

7,2

Электроэнергия

480

1,6

542

1,56

665

1,4

Затраты на оплату труда-всего

6109

19,7

7095

20,5

11007

23,7

В том числе:

           

Заработная плата работников АУП 

1527

4,9

1774

5,1

2751

5,9

Заработная плата работников, связанных  с производством

4582

14,8

5321

15,4

8256

17,8

Отчисления на социальные нужды

864

2,8

1192

3,4

2050

4,4

Прочие затраты

2159

7

2207

6,4

2886

6,2

Всего по предприятию

30969

100

34671

100

46450

100


 

В целом  по предприятию в 2010 г. наблюдается  увеличение затрат на 49,9 % по сравнению  с 2008 г. В 2010 г. наибольший удельный вес  в структуре затрат занимают материальные затраты 65,7 % и затраты на оплату труда – 23,7 %, т.к. функционирование ООО " Бичурского маслозавода" напрямую связано с материальными затратами  на переработку молока и производства готовой продукции, а также с  затратами на оплату труда работников.

Из данных приложения II можно сделать вывод, что затраты на закупку молока с каждым годом увеличиваются, так в 2010 г. увеличились на 21 % по сравнению с 2008 г. это вызвано прежде всего с увеличением объемов закупа молока. Затраты на доставку молока в качестве сырья для производства молочной продукции в 2010 г. также увеличились на 17 % по сравнению с 2008 г. В данном случае это связано прежде всего с повышением цен на ГСМ и запасные части. Также соответственно увеличилась заработная плата водителей, что также связано с увеличением объемов закупа молока.

Себестоимость – денежное выражение затрат предприятия  на производство и реализацию продукции. Она рассчитывается по отдельным продуктам, взятым в натуральном выражении. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществление внутрипроизводственного хозрасчета; выявление резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукции.

Рассмотрим  себестоимость единицы молочной продукции за 2008-2010 гг. (см. Приложение III). Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что с каждым годом себестоимость молочной продукции увеличивается. Это связано с тем, что повышаются затраты на производство. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в увеличение себестоимости молочной продукции занимает сметана (20%) 2010 г. по сравнению с 2008 произошло увеличение на 187%, затем творог( 5%) на 16 % и т.д.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, влияние факторов на его  прирост, резервы, а также по использованию  дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Рассмотрим объем товарной продукции  в пересчете на молоко

 

Таблица 2. Объем товарной продукции в пересчете на молоко

Виды продукции

Объем товарной продукции, т.

Норма расхода молока на 1 т. в т.

Объем товарной продукции в пересчете  на молоко на 1 т. ,

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1)Молоко (2,5)

28,8

29,1

36,5

0,733

21,1

21,3

26,8

2)Молоко (3,2)

32,5

32,8

39,9

0,943

30,6

31,0

37,6

3)Творог (5%)

110,0

119,7

153,4

0,938

1031,6

1123,0

1439,3

4) Творог обезжир.

76,7

74,0

88,1

-

-

-

-

5) Масло крестьянское

18,4

19,2

24,0

21,9

403,3

420,0

525,7

6) Масло Спред.

4,6

5,2

7,1

10,9

50,8

56,5

77,7

7)Сметана (20%)

243,2

243,3

292,6

6,0

1458,4

1459,1

1754,5

8) Сметана Восст.

114,7

113,9

167,2

0,691

79,3

78,7

115,5

9) Паста сметанная

90,1

89,5

107,0

-

-

-

-

10) Сыр

5,4

6,0

7,9

0,667

3,6

4

5,3

11) Бифилюкс

26,6

28,0

36,0

1,0

25,4

26,7

34,4

Итого

*

*

*

*

3104,0

3220,3

4016,8


 

Рассмотрим анализ себестоимости  переработки 1 т. молока. (приложение IV)

Себестоимость переработки 1 т. молока = ∑ затрат / Объем ТП в пересчете на молоко = 30969 / 3104,0 = 9,9 тыс.руб. (2008 г.)

Себестоимость переработки 1 т. молока =34671/3220,3=10,8 тыс. руб.(2009 г.)

Себестоимость переработки 1 т. молока =46450/4016,8 = 11,6 тыс. руб.(2010 г.)

 

Вывод: Анализируя данную таблицу  можно сделать вывод, что себестоимость переработки 1 т. молока с каждым годом увеличивается, например в 2010 г. себестоимость переработки 1 т. молока увеличилась на 17% по сравнению с 2008 г., это связано с тем, что повышаются затраты на производство.

Для характеристики изменения себестоимости  единицы продукции используется показатель, например индекс динамики себестоимости единицы продукции.

Введем следующие обозначения:

z - себестоимость единицы продукции в 2008 г.;

z0 - себестоимость единицы продукции в 2009 г.;

z1 - фактическая себестоимость единицы продукции в 2010 г.;

q - объем выпуска продукции в 2008 г.

q0 - объем выпуска продукции в 2009 г.

q1 - фактический объем выпуска продукции в 2010 г. в натуральных единицах измерения.

Рассмотрим анализ динамики себестоимости  единицы продукции. (приложение V)

Индивидуальный  индекс – это относительный показатель, характеризующий изменение себестоимости  единицы продукции в текущем  периоде по сравнению с базисным. Рассчитывают его по формуле:

 

iz= z1/ z0 = 10,4/9,8=1,061 , или 6,1% (молоко 2,5%)

iz= z2/ z1 11,0/10,4=1,058 или 5,8%

iz=z2/z0=11,0/9,8=1,122,или 12,2%

 

Таким образом, средняя себестоимость 1т. продукции молока (2,5%) в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6,1 %, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. средняя себестоимость 1т. продукции молока (2,5%) увеличилась на 5,8%, также в 20010 г. по сравнению с 2008 г. на 12,2%, это связано с тем, что происходит увеличение затрат на производство.

При изучении динамики среднего уровня себестоимости определенного вида продукции используют, следующее  системы индексов себестоимости: индекс себестоимости переменного состава, индекс себестоимости постоянного  состава и индекс влияния структурных  сдвигов на изменение среднего уровня себестоимости.

 

Таблица 3. Исходные данные для расчета общего индекса средней себестоимости молочной продукции

Виды продукции

Объем товарной продукции в пересчете  на молоко, т.

Себестоимость 1 т. продукции

2008 г. q

2009 г. q0

2010 г. q1

2008 г. z

2009 г. z0

2010 г. z1

1

2

3

4

5

6

7

1)Молоко (2,5)

21,1

21,3

26,8

13,4

14,2

15,1

2)Молоко (3,2)

30,6

31,0

37,6

11,3

11,7

12,4

3)Творог (5%)

1031,6

1123,0

1439,3

4,8

5,2

5,5

4) Творог обезжир. 

-

-

-

-

-

-

5) Масло крестьянское

403,3

420,0

525,7

6,6

6,8

7,2

6) Масло Спред.

50,8

56,5

77,7

11,8

12,4

13,1

7)Сметана (20%)

1458,4

1459,1

1754,5

7,3

8,1

8,6

8) Сметана Восст.

79,3

78,7

115,5

60,3

65,5

69,4

9) Паста сметанная

-

-

-

-

-

-

10) Сыр 

3,6

4

5,3

107,1

109,8

116,5

11) Бифилюкс

25,4

26,7

34,4

12,1

11,5

12,2

Итого

3104,0

3220,3

4016,8

9,9

10,8

11,6


 

Индекс себестоимости переменного  состава характеризует динамику среднего уровня себестоимости продукции.

 

Iz пер. сост. = z1/ z0= 11,6/10,8=1,074, или 7,4%

 

Средняя себестоимость молочной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 7,4%.

 

Iz пост. сост. = ∑z1q1/ ∑z0q1 = 46450/35594,3=1,305

Индекс себестоимости постоянного  состава показывает, что средняя  себестоимость 1 тонны молочной продукции  увеличилась на 30,5% за счет повышения  уровня себестоимости всех видов  продукции.

Влияние структурного фактора на изменение  средней себестоимости единицы  продукции характеризует индекс структурных сдвигов.

 

I z стр.сдв. = (∑z0q1/ q1) / ( z0 q0/ ∑ q1)= 8,86/10,8=0,82

Индекс структурных сдвигов  показывает, что средняя себестоимость 1 тонны молочной продукции снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 г. за счет увеличения доли более дешевых по себестоимости видов продукции.

Произведение индексов себестоимости  постоянного состава и структурных  сдвигов равно индексу себестоимости  переменного состава.

 

3.3 Резервы  снижения себестоимости продукции

 

По результатам анализа деятельности ООО "Бичурский маслозавод" можно  сделать вывод, что есть резервы  снижения себестоимости выпускаемой  продукции, за счет увеличения объема производства продукции и за счет экономии затрат по оплате труда.

Рассчитаем резерв снижения себестоимости  выпускаемой продукции, за счет увеличения объема производства продукции.

Анализ скорости и интенсивности  развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней между собой. К таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста и  прироста, средний темп роста. При  этом сравниваемый уровень называют отчетным, а уровень, с которым  производится сравнения, - базисным.

Абсолютный прирост ( ) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он равен разности двух сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость роста:

 

= Yi - Yi-1

( ) 2009/ 2008 = 3220,3 – 3104,0=116,3

( ) 2010/ 2009 = 4016,8 - 3220,3=796,5

( ) 2010/ 2008 =4016,8 - 3104,0 = 912,8

 

Показатели интенсивности изменения  уровня ряда в зависимости от того, выражается ли он в виде коэффициента или в процентах, принято называть коэффициентом роста или темпом роста. Иными словами, коэффициент  роста и темп роста представляет собой две формы выражения  интенсивности изменения уровня. Однако необходимо отметить, что не нужно пользоваться одновременно двумя  формами, которые по существу идентичны. Разница между ними заключается  только в единице измерения.

Информация о работе Предложения по снижению себестоимости продукции в ООО "Бичурский маслозавод"