Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
Для обслуживания сельских населенных пунктов с числом жителей до 200 человек должны использоваться магазины «Минимаркет», автомагазины, лавки на дому. Обеспеченность торговой площадью на 1000 обслуживаемого населения в этих населенных пунктах составляла в 2003 году в среднем 478 м2, что выше норматива на 218 м2. 15526 малых сельских населенных пунктов не имели стационарной торговой сети, из них 82% обслуживались автомагазинами, 11% — близлежащими магазинами в переделах пешеходной доступности (1,5-2 км), остальные — лавками на дому и другими объектами мелкой розницы.
Актуальной остается задача обслуживания малых населенных пунктов. В зоне деятельности потребительской кооперации населенные пункты, не имеющие стационарной торговой сети, обслуживаются 398 автомагазинами. В среднем один автомагазин обслуживает 32 населенных пункта. Как показывает практика, наиболее оптимальным с частотой завоза товаров не реже 2-х раз в неделю является обслуживание одним автомагазином 15 населенных пунктов. Исходя из этого, для достижения установленного стандарта необходимо приобрести 177 автомагазинов.
Методическими указаниями по составлению перспективных планов развития и размещения сети объектов розничной торговли и общественного питания для административных пунктов рекомендуется разрабатывать перспективный план в следующем порядке:
После
определения потребности в
Расчет необходимого прироста торговой площади в планируемом периоде целесообразно выполнять в целом по району обслуживания с выделением площади для отдельных групп товаров. При этом учитывается наличие торговой площади на начало планируемого периода и ее выбытие по разным причинам за данный период.
Сезонная и мелкорозничная сеть по продаже овощей, фруктов, мороженного, прохладительных напитков и других товаров предусматривается исходя из текущей потребности.
Одним из этапов планирования является установление структуры торговой сети, выбор обоснованных типов магазинов и их размещение.
Все выше указанные направления помогут ОАО МТК «Полесье» увеличить эффективность использования основных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная
задача совершенствования
Курсовая работа выполнена на материалах ОАО МТК «Полесье».
ОАО МТК «Полесье» является одной из основных торгующих систем в Гомельском районе.
На протяжении 2007 - 2009 г.г. от реализации товаров были получены прибыли. Однако как отрицательный момент можно отметить тот факт, что в 2008 году сумма полученной прибыли сократилась на 100 млн р. Это было вызвано ростом уровня расходов на 0,67 % к обороту (16,55 – 15,88) при одновременном незначительном сокращении уровня доходов (на 0,04 %). А получение положительного сальдо от внереализационных операций увеличило положительный результат от торговой деятельности до 316 млн р. При этом итоговая рентабельность составила 1,17 % к обороту.
В 2009 году наблюдалась аналогичная ситуация. Средний уровень доходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 0,04 % п., а в сравнении с 2007 годом данный показатель не изменился. За счет того, что в 2009 году ОАО МТК «Полесье» не уплачивало налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет доходов, это позволило увеличить прибыль от реализации товаров. За этот период происходило неукоснительное сокращение уровня расходов на реализацию товаров – в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,35% , а по сравнению с 2007 годом уровень расходов возрос на 0,31 % к обороту. Таким образом, в 2006 году по сравнению с 2008 годом прибыль от реализации товаров увеличилась на 189 млн р., а по сравнению с 2007 годом возросла на 89 млн р., а рентабельность продаж уменьшилась на 0,32 % п. по сравнению с 2007 годом и увеличилась на 0,39% по сравнению с 2008 годом.
Однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом сумма понесенных расходов по внереализационных операциям была значительно меньше суммы полученных внереализационных доходов, поэтому прибыль отчетного периода увеличилась на 132 млн р., а итоговая рентабельность возросла на 0,14 % к обороту.
В 2009 году на балансе ОАО МТК «Полесье» числилось 146 объектов торговли, из которых 131 ед или 89,73% - это составляли магазины, 14 ед или 9,59 % - это мелкорозничная сеть и 1 автомагазин, который составлял в общем количестве торговых объектов 0,68%.
При этом по сравнению с 2007 годом общее количество торговых объектов увеличилось на 6 единиц, количество магазинов увеличилось на 7 единиц, а доля, которые занимают магазины в общей численности торговых объектов увеличилась на три последних года на 1,15%, а доля мелокрозничной сети сократилась на 1,84%.
На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение количества магазинов, применяемых метод самообслуживания (на 3 единицы).
При
этом также увеличивается доля данных
магазинов как в общем
О повышении эффективности использования метода самообслуживания в магазинах ОАО МТК «Полесье» свидетельствует значительное увеличение доли розничного товарооборота данных магазинов в общем розничном товарообороте ОАО МТК «Полесье».
Рассматривая состояние и развитие розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье» установлено, что на протяжении анализируемого периода количество торговых объектов незначительно возросло. Так, если в 2007 году на балансе ОАО МТК «Полесье» состояло 140 торговых объектов, из которых 124 являлись магазинами с общей торговой площадью 9017,4 кв.м., то в 2009 году количество торговых объектов увеличилось на 6 единиц и составило 146 единиц. При этом количество магазинов также увеличилось составило 131 единицы.
Также происходило изменение размера магазинов. Так, в 2007 году средний размер магазина ОАО МТК «Полесье» составлял 72,72 кв.м., в 2008 году - 74,1 кв.м. и в 2006 году – 73,73 кв.м.
Основными показателями социальной эффективности торговой деятельности являются степень обеспеченности обслуживаемого населения торговой площадью магазинов и количество магазинов, приходящееся на 1000 жителей.
В связи с одновременным снижением численности обслуживаемого населения и увеличением количества магазинов, количество магазинов на 1000 жителей на протяжении анализируемого периода увеличивалось и составило в 2009 году 3,187 ед. на 1000 жителей. При этом степень обеспеченности обслуживаемого населения торговой площадью из года в год возрастало и составила в 2009 году 235,01 кв.м. на 1000 жителей обслуживаемого населения. Этот факт говорит о повышении социальной эффективности торговой деятельности ОАО МТК «Полесье».
О повышении эффективности использования материально-технической базы ОАО МТК «Полесье» свидетельствует увеличение розничного товарооборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах, приходящийся как на 1 магазин, так и на 1 кв.м. торговой площади.
Проведенные расчеты на планируемый период показали, что за счет роста розничного товарооборота ОАО МТК «Полесье» в 2010 году фондоотдача увеличится на 0,21 руб., а в результате увеличения прибыли от реализации рентабельность основных средств увеличится на 0,29 %.
ОАО МТК «Полесье» имеет достаточно возможностей для повышения эффективности использования основных средств. Дело за эффективным управлением.
Для
повышения эффективности
В таком комплексе важное значение имеет учет общеэкономических факторов повышения эффективности, которые позволят обосновать систему экономических мероприятий по повышению фондоотдачи:
1.
необходимо перейти к
2.
в анализе и планировании
3. значительные резервы повышения фондоотдачи заложены в целенаправленном обновлении основных средств, формировании соотношения ввода и выбытия – интенсивности обновления как фактора повышения фондоотдачи.
4.
важным резервом улучшения
5.
улучшение организации
6.
целенаправленное повышение
7.
следует планировать
Плановой и коммерческой службам необходимо ориентироваться не только на обеспечение высоких темпов развития розничного товарооборота, но и рациональное использование всех ресурсов, в том числе и основных фондов. Необходимо использовать все источники и возможности для повышения эффективности использования имеющихся основных средств.
Все выше указанные направления помогут ОАО МТК «Полесье» увеличить эффективность использования основных средств.
Важным направлением развития розничной торговой сети является ее качественное улучшение. Наблюдается укрупнение вновь строящихся универмагов, супермаркетов, торговых центров. В крупных магазинах создаются условия для более широкого выбора товаров, появляется возможность внедрять прогрессивные методы продажи товаров, прогрессивные технологии торговых процессов с использованием современной техники, оборудования. Экономические показатели таких магазинов, как правило, выше.
Укрупнение должно быть экономически обоснованным. Необходимо определить оптимальные размеры магазинов для различных по численности населенных пунктов. Решить проблему оптимизации размеров магазинов позволяет типизация розничной торговой сети.
Важным направлением для удержания конкурентных позиций является рациональная организация розничной торговой сети, обеспечивающая комплексный подход к обслуживанию населения, предполагающий создание благоприятных условий покупателям, при которых они с наименьшими затратами могли бы приобрести в розничных торговых организациях все необходимые им товары и услуги.
Необходимо искать формы соединения торговой, производственной и культурной сфер.
Совершенствование розничной торговой сети позволит решить важнейшие социальные и экономические задачи.
В
числе задач, обуславливающих перспективу,
— ремонт и реконструкция торговых
объектов. В первую очередь тех, которые
обеспечивают больший размер товарооборота.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ