Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
Передвижная торговая сеть используется для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети, массовых мероприятий (ярмарок, базаров, мест массового отдыха населения). Она подразделяется на развозную и разносную. Обе они обладают большой мобильностью и способностью максимально приблизить торговлю к покупателю.
Развозная торговля представлена в основном автомагазинами. Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни из числа товаров повседневного спроса, режим работы и маршруты. Судолавки используют для обслуживания рыбаков.
Разносная торговля применяется для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет, напитков и других товаров.
Посылочную розничную торговлю осуществляют предприятия-изготовители, оптовые базы, оптово-торговые фирмы через почту наложенным платежом. Выбор товаров осуществляется по специальным каталогам, имеющим необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа должно осуществляться в достаточно короткие сроки.
Специализация магазинов — форма разделения труда в торговле, предполагающая ограничение торговли отдельными видами или группами товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги.
Необходимость
специализации розничной
Преимущества специализации:
Однако при специализации сокращается число пунктов продажи отдельных товаров, увеличивается радиус их обслуживания, территориально они удаляются от покупателей. Это приводит к увеличению затрат времени на покупку, ограничению возможности совершения комплексной покупки.
Специализация магазинов может осуществляться по товарно-отраслевому признаку и по комплексности спроса.
Специализация по товарно-отраслевому признаку осуществляется по следующим товарным группам:
По признаку товарной специализации магазины подразделяются на:
Рост благосостояния, расширение ассортимента, необходимость удовлетворения растущего разнообразного спроса с наименьшими затратами средств и времени привели к специализации по потребительским комплексам.
Потребительские комплексы создаются в различных вариантах:
Показателем, характеризующим специализацию торговой сети, является уровень специализации. Существует три метода определения уровня специализации.
1.
Уровень специализации
На
уровень специализации
Для более сложного ассортимента при меньших размерах торговых площадей рекомендуется более узкая специализация.
Относительно
малая плотность населения
Степень и глубина специализации, выбор товарного профиля должны быть экономически оправданы.
Типизация розничной торговой сети — это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов торговых предприятий, подлежащих массовому распространению.
Типизация позволяет добиться ряда преимуществ в организации материально-технической базы торговли, обеспечивает возможность:
Тип
торгового предприятия
Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они изменяются и совершенствуются под влиянием социально-экономических, культурно-бытовых условий жизни.
Универмаг
— крупное розничное
Супермаркет
— розничное торговое предприятие
торговой площадью более 250 м2 с универсальным
ассортиментом продовольственных
товаров и ограниченным ассортиментом
промышленных товаров преимущественно
повседневного спроса. Доля торговой
площади под промышленными товарами
должна составлять примерно 30 %. Возможно
наличие отдела
кулинарии, кафетерия и т. п.
Минимаркет — небольшое розничное предприятие торговой площадью 30—150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40—50 %.
Продтовары — розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70—200 м2. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.
Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров — небольшие розничные предприятия торговой площадью 30—100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.
Промтовары
— розничные предприятия
Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150—400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т. п.; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.
Дом
торговли — комплексное предприятие
торговой площадью более 1000 м2, состоящее,
как правило, из нескольких обособленных
магазинов, с единой дирекцией, размещенных
в одном здании и работающих на полном
хозяйственном расчете. В состав Дома
торговли могут входить универмаг, супермаркет,
специализированные магазины, предприятия
питания, а также
мелкооптовый магазин-склад типа «Кэш-энд-кэрри».
Отличительной особенностью данного типа
предприятия является более широкий, чем
в обычных магазинах, спектр коммерческих
функций. Дом торговли, наряду с продажей
товаров населению, обслуживанием через
предприятия питания, оказывает разнообразные
услуги, включая маркетинговые, реализует
через магазины-склады товары оптовым
покупателям независимо от их ведомственной
принадлежности и формы собственности.
Удобный (дискаунтный) магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 кв. м. с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания; закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, зонах отдыха и т. д.
Развитие рыночных отношений требует усиления внимания к размещению розничной торговой сети. Основными задачами при разработке оптимальной схемы размещения розничной торговой сети являются:
При разработке схем развития и размещения розничной торговой сети необходимо учитывать генеральные планы застройки населенных пунктов, плотность и характер жилой застройки, подвижность населения, развитие общественного и индивидуального транспорта, уровень денежных доходов населения, применение активных форм продажи товаров и дополнительного обслуживания.
При размещении торговой сети рекомендуется концентрическая (ступенчатая), система ее построения. Торговая сеть крупных городов подразделяется на магазины жилой зоны (микрорайон, квартал) и общегородского значения. В жилой зоне размещаются магазины в основном по продаже продовольственных товаров и непродовольственных повседневного спроса.
Магазины общегородского значения предоставляют населению широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного значения. Создаются центры торгового обслуживания, в состав которых входят крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг и т. д.
В рамках административных районов концентрическая система размещения розничной торговой сети предполагает дифференцированное размещение торговых предприятий по трем основным функциональным группам населенных пунктов: